Дмитрий Родин: Бояться не было времени

3063 просмотров
0
Мадина КУАНОВА
Понедельник, 04 Апр 2016, 09:00

Командир экипажа Fokker-100 авиакомпании Bek Air, спасшего 121 жизнь, дал интервью Ratel.kz

Как сообщал в субботу, 2 апреля, Ratel.kz, авиакомпания Bek Air на своем сайте вывесила заключение комиссии по расследованию аварийной посадки своего самолета 27 марта 2016 года. Причиной нештатной ситуации с Fokker-100 стал «конструктивно-производственный эффект», а не нарушения в эксплуатации судна.  «К невыпуску передней стойки шасси привело частичное подклинивание троса привода гидроагрегата, управляющего цилиндром уборки и выпуска стойками шасси самолета, что вызвало образование эффекта гидрозамка в цилиндре уборки и выпуска передней стойки шасси», - сказано в результатах расследования. 

Тем временем в интернете продолжают обсуждать действия пилотов - Дмитрия РОДИНА и Вадима СМЕРЕЧАНСКОГО, посадивших самолет  без передней стойки шасси. Никто из 121 человека, находившегося на борту, не пострадал, а у самого судна лишь незначительные повреждения.

Весь экипаж будет представлен к государственным наградам. Кроме командира и второго пилота, это старший бортпроводник Жадра МУДАРИСОВА, бортпроводники Александр ШЕСТАКОВ и Рустам ИБРАГИМОВ.

Экипаж Fokker 100 (слева направо): Александр Шестаков, Жадра Мударисова, Рустам Ибрагимов, Дмитрий Родин и Вадим Смеречанский.

Я шла на встречу к немногословному человеку со стальными нервами и жестким характером, а оказалось, что командир воздушного судна, пилот с 35-летним стажем, души не чает в своей супруге, настоящий кофеман и, как положено коренному алматинцу, всем фруктам предпочитает яблоки.

- Моя работа не опаснее других. Многие считают ее такой, потому что мы не по земле ходим. Но пароходы по воде ходят. А на железной дороге, думаете, не страшно? Даже в автомобиле может быть страшно. И если об этом все время думать, лучше на улицу не выходить, - начинает разговор собеседник.

- Как вы попали в авиацию?

- Всегда хотел стать летчиком. Может, сказалось влияние отца. В молодости он сам мечтал летать, но у него не получилось по ряду причин. Ему пришлось окончить строительный институт. Отец построил много домов в Алма-Ате.

- Расскажите о своей семье.

- Жену зовут Алёна. Она у меня старшая домоправительница. Дети уже взрослые: сыну 33 года, у него свой бизнес. Дочка – студентка первого курса Санкт-Петербургского университета профсоюзов. Дети не пошли в авиацию, и я даже этому рад. Хотя никогда не был явно против. Просто в мое время такая работа давала хоть что-то, никогда не было головной боли из-за трудоустройства. Я закончил академию в Саратовской области, и меня сразу направили на работу. Сейчас с этим трудно, на работу устроиться очень сложно.

- Как начался тот день – 27 марта?

- Всё как обычно. Мне нужно было подняться в 3:30, в 4:00 позавтракать и в 4:30 выехать на работу. Здесь всё стандартно и обыденно. Настроение было нормальное, как и каждый день. Я должен был лететь из Кызылорды в Астану, потом в Чимкент, потом в Алматы, но так не получилось. Ни третьего глаза, ни шестого чувства у меня нет. Никто не мог знать, что так выйдет. Подобной ситуации у меня никогда не было. Такое (посадка пассажирского лайнера без переднего шасси. – Ред.) вообще в Казахстане случилось впервые. Ситуация не катастрофическая, но она внештатная. Как вести себя в подобной ситуации и что делать, нас учат на тренажерах. Но на практике это не очень приятно.

Страшно не было. Во-первых, бояться не было времени, нужно было искать решение, нормально выйти из ситуации, но нормально, как видите, не получилось. Я ни о чем не вспоминал и ни о ком другом не думал. Думал лишь о том, чтобы все закончилось нормально. Что мне понравилось: ни у моего молодого коллеги, ни в салоне паники не было. Хорошо отработали бортпроводники. На этот счет у них есть специальные технологии и всякие заморочки, которые нужно объяснить пассажирам. Я лишь отдал команду.

- Когда вы приземлились, кому первым делом позвонили?

- Всегда, когда приземляюсь, звоню супруге. И в этот раз я позвонил, сказал, что все нормально и что перезвоню из гостиницы. Больше ничего не говорил. А она ничего не знала.

Дмитрий и Алёна Родины. Фото: Мадина Куанова.

Женщина за соседним столиком хитро улыбается: «А вы спросите у меня!». Алёна ЗАХАРЧЕНКО, супруга командира Родина, пришла вместе с ним на встречу, но из деликатности села неподалеку, чтобы не мешать интервью. Но мы все-таки уговорили ее пересесть и включиться в беседу.

- После любого рейса муж всегда мне звонит и говорит, что прилетел. И в этот раз он звонит и совершенно спокойным голосом, как ни в чем не бывало, говорит, что всё хорошо, - вспоминает она. - И у меня на душе так спокойно стало сразу. А буквально через несколько минут мои подруги, которые работают в аэропорту, отправляют мне фотографию и видео через WhatsApp и говорят, что это вроде как самолет командира Родина. Я не верю. Я же с ним только что разговаривала, у него всё хорошо. Я ему перезваниваю и спрашиваю: скажи, пожалуйста, как произошла посадка? На минуту в трубке повисла тишина. И потом: «Я не хотел тебя расстраивать. Я аккуратненько-аккуратненько, потихонечку-потихонечку».

Я сама 25 лет отлетала в авиации, знаю, как проходит учение, но ты никогда не знаешь, когда с тобой такое произойдет. И сразу, что я спросила у мужа: целы и здоровы ли пассажиры? Первое в авиации – безопасность пассажиров. Потом я посмотрела видео. Это правда: он сделал всё «аккуратненько-аккуратненько», «потихонечку-потихонечку». Я очень горжусь своим мужем.

- Ты лирику отставь, - вмешивается Дмитрий.

- На следующий день к нам пришла соседка-пенсионерка, - продолжает Алена. - Она принесла цветы, бутылку шампанского и огромную открытку. В ней очень много незнакомых людей написали свои пожелания. Вот тогда у меня впервые слезы навернулись. А сколько комментариев оставляют под статьями в интернете, даже стихи пишут, все очень переживают, звонят, беспокоятся. 

- То есть все-таки на ваш привычный образ жизни это повлияло?

- Первые несколько дней журналисты особенно сильно беспокоили, вчера встречались с несколькими, - отвечает Дмитрий. - Больше не хочу об этом говорить, надоело и достало.

- В еде вкусы не изменились (смеется), - уточняет Алёна. - Самое главное, мне кажется, ему надо выспаться. С того дня он еще никак не может хорошенько отдохнуть.

- Пока не была окончательно выяснена причина, спать вообще не хотелось, - продолжает Дмитрий. - Для себя я знаю, что сделал все правильно. Но внутри как будто сидел червяк и грыз: «А вот вдруг надо было по-другому, вдруг что-то неправильно». У некоторых пилотов после аварий случаются психологические надломы. Но со мной такого не произошло. Не вижу ничего, что могло бы на меня сильно повлиять или сказаться. Правда, мне непонятны все последующие действия,  когда КГА начинает останавливать Fokker’ы. Голландцы признали, что это конструктивная неполадка, они ошиблись в создании самолета, а не мы - в процессе эксплуатации. В принципе, это может с каждым произойти. За несколько дней до нашего случая на Багамах с самолетом Embraer то же самое случилось. Железо есть железо. Конкретно с машиной Fokker-100 вообще такое случилось впервые за всё время эксплуатации. Fokker’ы активно используют голландские, австрийские авиакомпании.

- Кстати, о вкусах. Что любит командир воздушного судна Fokker-100?

- Он любит домашнюю кухню, а не ресторанную еду, разборчивый кофеман, любит хороший кофе, - отвечает за мужа Алёна. - Мы сами его варим. Очень любит яблоки. Детство Димы  прошло в Горном гиганте, в то время там были роскошные яблоневые сады.

- Дмитрий Олегович, за все 35 лет карьеры где и на чем вы летали?

- Я летаю с 1981 года. Начинал с советских самолётов. Облетел весь СССР и почти всё зарубежье. Только вот в Южной Америке не был и до Австралии немного не долетел. Летал я и в крупных грузовых компаниях, пока они не закрылись. Скажу честно, мне не принципиально, кого я вожу, но пассажиры бывают очень беспокойные. Особенно в последнее время часто ведут себя не очень корректно, с ними сложно общаться. Хоть я и пилот, всё равно несколько раз сталкивался с неприятными пассажирами. Был случай: мужчина не хотел выключать телефон, при этом хамил. Бортпроводник мне пожаловалась, пришлось вмешаться. Поэтому, скажу честно, проще возить грузы. Груз лежит и молчит, что его не покормили, что кресло неудобное. 

Я возил и больше пассажиров (чем в Fokker-100. – Ред.), по 150-180 человек. Супруга моя летала на «баклажане» (Ил-86. - Ред.), он 300 человек вмещает. Пилот знает, что у него за спиной люди, но надо к этому спокойно относиться. Я вспоминаю, сколько человек везу, только когда рассчитываю длину разбега, высоту и прочие технические параметры.

- Алёна, почему вы ушли из авиации?

- Потому что два авиатора в одной семье – это слишком. И мы на семейном совете решили, что мне 25 лет работы бортпроводником достаточно. Для меня на первом месте всегда была семья. Некоторое время мы с мужем одновременно работали. Однажды у нас была такая ситуация. У нас было рандеву на Босфоре. Дима тогда летал на самом большом грузовом самолете. Он ехал в гостиницу из аэропорта, а я, наоборот, из гостиницы в аэропорт. И мы на Босфоре рукой друг другу помахали - и разъехались. Авиаторы обычно очень сильно переживают, когда уже перестают летать. Но я легко «спустилась». Сейчас супруга провожаю, встречаю. Видимся почти каждый день, за исключением командировок. Когда он уезжает в другие страны, города на несколько дней, мы всегда созваниваемся в Skype, Viber. Всё время на связи.

- Алёна, когда вы работали, попадали в такие непростые ситуации в небе?

- Однажды и в самом начале моей летной деятельности. Мы должны были приземлиться в Москве. Была зима. Командир увидел, что на полосе снегоуборочная машина чистит площадку. Мы ушли на второй круг и потом благополучно приземлились. Тогда я очень сильно испугалась, но после этого летала еще 20 с лишним лет.

- Дмитрий Олегович, что нужно делать, чтобы взять себя в руки в экстренной ситуации?

- Ух ты, елки мои. Я даже не знаю. Как уже говорил, страшно мне не было. Если бы я орал в кабине, то накалил бы обстановку и нервировал экипаж. Я всегда привык работать спокойно. Бывает, иногда хочется заорать. Наверное, я выплеснул все свои вопли, когда работал в авиационной академии, учил летать студентов. Вот тогда наорался на ребят. Бывало, и подзатыльники ученикам давал. Но на борту пилот должен быть спокойным. Мои студенты уже командиры в «Эйр Астане» и других авиакомпаниях.

- Он у вас дома тоже всегда такой спокойный? – обращаюсь к супруге.

- Он всегда выдержанный, тактичный, мудрый, спокойный. Если бы мой муж думал о семье и о себе, может, исход был бы другой. Хорошо, что он умеет собраться и думать только о том, как выбраться из ситуации.

- Сейчас перехвалишь, и я мороженое попрошу, - смущается пилот.

Дмитрий Родин ждет, когда завершится расследование, и его снова допустят к полетам. 

журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
На соучредителя скандально известного в Караганде обменного пункта заведено уголовное дело за неисполнение решения суда
Такой метод показал эффективность даже на лучшем друге экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Так ли нова "новая ракета" России
Возможно, наличие у России новых ракетных систем и заставило президента США Обаму и канцлера Германии Меркель занять по отношению к России откровенно "беззубую" позицию
Паттайя – Город грехов: что там делать в ноябре и стоит ли вообще туда соваться
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Елжан Биртанов: наша “исчезнувшая” платформа показала, кто ворует из казны
Ratel.kz случайно разбередил историю с запрещенной платформой, которая могла победить фармацевтическую и медицинскую мафию
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Балабақша есепшісі өзіне ай сайын бірнеше айлық "төлеген"
Осылайша ол 60 миллион теңге тапқанымен ақыры жеті жылға сотталды
Семейчанин так убедительно просил в долг, что оказался в колонии
Один из его кредиторов попал в больницу с переломом ребра
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
На “творчество” монополистов пожаловались предприниматели СКО
В недоумении от действий энергетиков находятся владельцы офисов в многоэтажках
На митинг вышли мусорщики Талдыкоргана
В акимате города делают вид, что всё в порядке, и ссылаются на Экологический кодекс
Жителя Уральска незаконно обвинили в банковском мошенничестве
Теперь он пытается наказать виновных, но правоохранители не усматривают в этом большой проблемы
Как начальник филиала "Шымкентгеодезия" от полевого картографа пострадал
Инженер-геодезист заявлял, что полгода ездил в поле снимать геоданные. А сам никуда не ездил, ничего не делал, только зарплату получал
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.