
Как иностранные сайты продают авиабилеты казахстанцам и выводят миллионы за границу
Казахстанцы предпочитают покупать авиабилеты онлайн. Это быстро, удобно и кажется безопасным. Но за яркими витринами сайтов, которые внешне выглядят «казахстанскими», скрывается суровая реальность. Клиенты сталкиваются с серьезными рисками: от завышенных цен до невозможности вернуть деньги за отмененный рейс.
Когда «проездной документ» превращается в проблему
Все чаще в публичном пространстве появляются истории казахстанцев, столкнувшихся с проблемами при покупке авиабилетов через отдельные онлайн-сервисы. Некоторые из пострадавших, по их словам, «купились» на дешевизну, другие утверждают – триггером для приобретения стала навязчивая реклама.
По словам Айгуль из Алматы, она купила билет «дистанционно», но ее рейс отменили. На стойке регистрации посоветовали обратиться в компанию, через которую она совершала покупку.
«Написала в службу поддержки, но ответа не было. Потом выяснилось, что контора зарегистрирована за границей. И там целая цепочка посредников. Деньги я потеряла, вернуть их практически невозможно», – говорит Айгуль.
Похожую ситуацию описывает и житель столицы Сергей, часто путешествующий по миру.
«Я всегда начинаю поиск в агрегаторах – иногда можно поймать очень выгодные предложения. Однажды решил сгонять на Гоа, где мы договорились встретиться с друзьями из Кыргызстана. Нашел билеты, оплатил перелет через сайт, но бронь так и не подтвердилась. Мой аккаунт заблокировали, а деньги списали. По сути, меня обманули, и никаких рычагов давления у меня нет. Деньги вернули только через полгода. Авиакомпания отправляла к агентству, агентство – обратно к авиакомпании. Словом, замкнутый круг», – рассказывает Сергей.
По его словам, он теперь и «на пушечный выстрел» не подойдет к сомнительным агрегаторам, предпочитая обращаться за услугами к «местным» приложениям.
«Сэкономив, условно, 15 000 тенге, ты получаешь целый набор проблем. Можно попасть на бронировании, можно на стоимости багажа. Но чаще всего возникает языковая проблема – на английском, к примеру, говорят не все», – сетует Сергей.
Подобных жалоб немало – в социальных сетях пассажиры обсуждают истории, когда вернуть деньги после отмены рейса удавалось только через суд или вовсе не удавалось. Люди теряют деньги и время, но их проблемы не решает ни компания-продавец, ни, как оказалось, казахстанское законодательство.
Как работают онлайн-покупки
В Казахстане онлайн-продажа авиабилетов давно стала привычной частью жизни. По данным экспертов, до 90% розничных продаж происходит на онлайн-площадках. Но за удобством скрываются разные бизнес-модели. Мы решили рассмотреть каждую из них, чтобы понять, где и как возникает «дыра», в которую попадают потребители.
Сервисы продажи авиабилетов условно делятся на четыре типа: сайты авиакомпаний, онлайн-агентства, тревел-агрегаторы и гибридные модели. Cайты авиакомпаний (Air Astana, Scat, Fly Arystan, Qazaq Air) – на первый взгляд самый надежный источник билетов, правда, ограниченный собственными маршрутами. Здесь все максимально прозрачно: клиент покупает билет напрямую на сайте перевозчика, получает квитанцию и имеет прямой доступ к службе поддержки.
Далее по надежности следуют сервисы отечественных онлайн-тревел-агентств, это, к примеру Freedom Travel, Tikets.kz, Kaspi Travel. Они работают через глобальные системы бронирования – Amadeus, Sabre, Galileo. За каждую продажу агентство получает комиссию от авиаперевозчика. Система удобна, поскольку права казахстанского покупателя защищены.
Зарубежные онлайн-тревел-агентства (farera.com, mytrip.com, gotogate.com, kiwi.com, flightnetwork.com, wingie.com, ubfly.com, trip.com), никак не приземленные в Казахстане – другая, более опасная для потребителя история. Как правило, покупатель здесь абсолютно беззащитен перед иностранной юрисдикцией.
В опасной зоне также тревел-агрегаторы и поисковики, такие как Aviasales, Skyscanner, Google Flights. Сами билеты они не продают, а лишь перенаправляют пользователя к сайтам агентств или авиакомпаний. Заработок – комиссия за переход или доля от сделки. На первый взгляд, действительно, безобидно, но на деле именно тут возникает ловушка для любителей «пожирней и погуще». Если что-то пошло не так, агрегатор «умывает руки», а пассажир остается один на один с неизвестным агентством вне юрисдикции Казахстана.
Гибридные модели совмещают сразу несколько функций, позволяющие как искать предложения, так и покупать билет прямо в приложении. Это увеличивает прибыль, но еще сильнее запутывает цепочку ответственности.
Иллюзия «своего» сервиса
Но отойдем от теории к практике. И тут возникают вопросы к неким площадкам, мимикрирующим под местные сервисы. Aviasales, Kiwi, MyTrip, Gotogate, Farera, Wingie, Trip, Onetwotrip – сайты, иногда работающие под локальными доменами. Они принимают оплату в тенге и даже используют казахстанскую символику в рекламе. Но выясняется, что это лишь «маска», раскрашенная в цвета нашего флага. На деле все транзакции проходят в долларах, евро или рублях. Конвертация происходит за счет клиента – люди оплачивают билет в национальной валюте, но с карты списывается больше. А когда речь заходит о возврате, ситуация оказывается еще сложнее. Граждане часто не понимают, у кого именно они купили проездные документы. Агрегаторы лишь показывает варианты, но договор заключается с агентством. Если оно зарегистрировано в Сингапуре или на Кипре, то пассажир из Казахстана практически лишен инструментов защиты.
Законодательство есть, но оно не работает
Согласно закону о персональных данных, информация о наших гражданах должна храниться внутри страны. Но большинство международных сайтов игнорируют это требование, храня свои базы на зарубежных серверах. В 2022 году был введен так называемый «налог на Google» – все иностранные компании, работающие в интернете, обязаны платить НДС. Формально это касается и билетных сайтов, но реальность такова, что значительная часть сервисов не зарегистрирована в Казахстане и не платит налоги в бюджет.
Казахстанские агентства находятся в заведомо проигрышной позиции – они совершают налоговые и социальные отчисления, держат офисы и колл-центры, обеспечивают поддержку на казахском языке. Кроме того, они создают рабочие места, инвестируют в сервис. Иностранные конторы работают без этих издержек. Они не нанимают сотрудников в Казахстане, не выполняют языковые нормы и не тратятся на поддержку клиентов. Прибыль выводится за рубеж, а риски несет исключительно потребитель.
Сегмент продаж авиабилетов низкомаржинальный: комиссия с билета составляет всего 1–2 процента. Поэтому честная конкуренция здесь особенно важна. По оценкам экспертов, рынок онлайн-продаж в Казахстане может достигать 1,8 миллиарда долларов в год. Потери бюджета от неуплаты налогов международными сервисами исчисляются десятками миллиардов тенге.
На фоне проблем в экономике и ужесточении фискальной политики, «билетная история» уже не выглядит, как бизнес-трения между участниками. Это вызов для государства – вопрос национальной безопасности и цифрового суверенитета.
От того, насколько быстро власти выстроят баланс между интересами потребителей и регулированием рынка, зависит, по сути, развитие e-commerce. Ну, либо этот канал превратится в еще один пример утечки ресурсов за рубеж. Ситуация с билетными сайтами напоминает проблему иностранных букмекеров, с которыми государство боролось несколько лет. Букмекерские конторы тоже маскировались под локальные компании. Они платили минимум налогов, а миллиарды уводили в офшоры. Решение пришло только через жесткие меры – блокировки и лицензирование.
Пока только вопросы…
В связи с многочисленными жалобами пассажиров, а также с рисками, связанными с выводом прибыли за рубеж и несоблюдением национального законодательства, редакция Ratel.kz намерена обратиться с официальными запросами в государственные органы.
Мы просим ответить на следующие вопросы:
- Согласно Закону РК «О персональных данных и их защите», персональные данные граждан должны храниться на территории Казахстана. Как государственные органы обеспечивают контроль соблюдения данной нормы иностранными билетными сервисами? Привлекались ли такие компании к ответственности за нарушения?
- В соответствии с поправками в Налоговый кодекс РК (так называемый «налог на Google», введенный в 2022 году), все иностранные компании, оказывающие электронные услуги в Казахстане, обязаны уплачивать НДС. Как осуществляется контроль уплаты этого налога иностранными билетными агрегаторами и агентствами? Есть ли оценка бюджетных потерь от неуплаты налогов данными компаниями?
- В рамках Закона РК «О защите прав потребителей» какие механизмы предусмотрены для пассажиров, которые не могут вернуть деньги за отмененные рейсы, приобретенные через иностранные онлайн-сервисы? Какие шаги предпринимаются для усиления защиты прав граждан в подобных случаях?
- Рассматривается ли на уровне правительства вопрос о введении обязательного лицензирования или аккредитации иностранных онлайн-продавцов авиабилетов, работающих с гражданами Казахстана? Если да, то на какой стадии находится обсуждение данного вопроса?
- Планируется ли создание официального реестра недобросовестных сервисов или механизма блокировки сайтов, нарушающих законодательство РК, по аналогии с практикой в отношении нелегальных букмекерских контор?
- В связи с тем, что отечественные онлайн-агентства уплачивают налоги, создают рабочие места и обеспечивают поддержку на казахском и русском языках, обсуждается ли введение преференций или субсидий для их конкурентоспособности на рынке?
- Как государственные органы оценивают риски утечки персональных данных граждан Казахстана при использовании иностранных сервисов и какие конкретные меры предпринимаются в сфере цифрового суверенитета?
- Какие конкретные шаги планируется предпринять в 2025 году для регулирования рынка онлайн-продажи авиабилетов и защиты интересов казахстанских пассажиров?
Фото: Ratel.kz