У финансистов есть подозрения о предварительной незаконной договорённости между руководством China Xinxing Corporation и нацкомпанией
Ситуация с недостроенной дорогой Калбатау-Майкапшагай вышла на новый уровень развития. Похоже, что в дело так или иначе придётся вмешаться высокопоставленным чиновникам и довести его до логического завершения. В распоряжении редакции Ratel.kz оказался документ, направленный от лица правления АО “Банк ЦентрКредит” министру индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан Марату КАРАБАЕВУ. Он целиком касается положения дел вокруг этой многострадальной трассы и хищения десятков миллиардов тенге.
Вкратце напомним вам суть дела. В феврале нынешнего года один из сенаторов Андрей ЛУКИН написал премьер-министру Алихану СМАИЛОВУ запрос о ситуации вокруг национальной компании “КазАвтоЖол”, в котором, среди прочего (нарушения законодательства в виде несоблюдения норм при выполнении строительных работ, неэффективного использования и хищения денежных средств, злоупотреблений полномочиями должностных лиц) он отметил, что имеют место факты невыполнения работ и растраты 43 млрд тенге на участках автодорог "Калбатау-Майкапшагай" и "Караганда-Балхаш" в отношении руководства "КазАвтоЖол" и ТОО "СП "КазГерСтрой". Также он заметил, что должность руководителя ТОО "СП "КазГерСтрой" до сентября 2019 года и ТОО "Астана-Авто-Строй" до марта 2022 года занимал действующий председатель "КазАвтоЖол", что идёт вразрез основным принципам противодействия коррупции, предусмотренным статьей 4 закона РК "О противодействии коррупции". Сразу же ответили и представители нацкопании. В частности, там опровергли данные о том, что должность руководителя ТОО "СП "КазГерСтрой" до сентября 2019 года и ТОО "Астана-Авто-Строй" до марта 2022 года занимал действующий председатель "КазАвтоЖол". Сам председатель правления акционерного общества Мейрхат КАСЫМБАЕВ ответил про растраты так: "В части отмеченных случаев с признаками сомнительных взаиморасчётов между подрядчиками, имеющими отношение к субъектам олигополии по проектам "Калтабау-Майкапшагай" и "Караганда-Балхаш", совершивших растраты на сумму 43 млрд тенге (ТОО "СП "КазГерСтрой") и 21,5 млрд тенге, хотелось бы отметить, что, в соответствии с действующим гражданским законодательством Казахстана, заказчик в лице АО "НК "КазАвтоЖол" не вправе вмешиваться в операционную деятельность подрядчика и в его взаимоотношения с субподрядчиками. Таким образом, общество не несет ответственность за взаиморасчёты подрядчиков с неблагонадёжными контрагентами".
Затем и сам глава кабмина прокомментировал этот скандал. Смаилов, впрочем, в ответе на несколько страниц так и не затронул тем, напрямую касающихся АО "НК "ҚазАвтоЖол". Например, фактов невыполнения работ и растраты 43 млрд тенге на участках автодорог "Калбатау-Майкапшагай" и "Караганда-Балхаш". Это было в марте. Затем всё затихло. Но вот теперь, похоже, началось по новой.
В документе, который попал в редакцию, говорится о том, что основанием для обращения послужило грубое нарушение законности при размещении государственного заказа, в котором основным заказчиком является АО “НК “КазАвтоЖол”, с хищением выделенных государством денег в особо крупном размере, лоббирования интересов некоторых подрядчиков и т.д. В нём много финансовых подробностей о консорциальном соглашении между China XingXing Corporation, ТОО “СП “КазГерСтрой” и ТОО “Кыран” для выполнения работ по реконструкции участка автомобильной дороги республиканского значения “Калбатау-Майкапшагай” 906 - 1321 км на общую сумму 157 005 178 840 тенге.
“С целью получения доступа к финансированию по контракту руководители ТОО “СП “КазГерСтрой” обратились в банк с заявлением о финансировании своей деятельности, а также выпуска банковской гарантии. Банк по результатам рассмотрения обращения ТОО “СП “КазГерСтрой” открыл установление лимита кредитования на сумму более чем 30 000 000 000,00 тенге (эквивалент в долларах США). В рамках установленного лимита кредитования с целью реализации проекта банком выпущены платежные гарантии. Банковские гарантии АО “Банк ЦентрКредит” были выпущены в обеспечение своевременного надлежащего исполнения контракта с учётом условий и договорённостей по консорциуму. На основании вышеуказанных соглашений, контракта и финансовых инструментов, выданных банком, ТОО СП “КазГерСтрой” получил целевой аванс от China XingXing Corporation на сумму в размере 65 163 282 долларов США (и 2 355 077,682 тенге, которые должны были быть направлены на реконструкцию автомобильной дороги “Калбатау-Майкапшагай” 906 - 1321 км”, - утверждается в документе.
По контракту генподрядчик должен использовать сумму аванса только на оплату материалов и оборудования, закупку и передислокацию техники, заработную плату и т.д. По данным, приведённым в письме, установлено, что ТОО СП “КазГерСтрой” использовал полученные авансовые денежные средства не по целевому назначению, о чем свидетельствуют возбужденные уголовные дела. Они есть в производстве департамента полиции Астаны (тут банк признан потерпевшим), в производстве СУ ДАПК по области Абай.
“Хотелось бы отметить акт налоговой проверки, проведенной ДГД по городу Астане, в котором установлен факт растраты денег. Авансовые денежные средства поступили на расчетный счет ТОО СП “КазГерСтрой” в январе 2018 года, в данный период основным собственником ТОО СП “КазГерСтрой” являлся действующий председатель правления АО “НК “КазАвтоЖол” Касымбаев Мейрхат и возглавлял наблюдательный совет ТОО СП “КазГерСтрой”, а с января 2019 года по август 2019 года был назначен генеральным директором ТОО СП “КазГерСтрой”, что подтверждается выписками с приказов ТОО СП “КазГерСтрой”“, - говорится в письме.
Банкиры утверждают, что итогом предъявленного бенефициаром China XingXing Corporation требования к банку явилось вынесение Специализированным межрайонным экономическим судом Астаны решения об отказе в удовлетворении иска в полном объёме. Постановлением судебной коллегии по гражданским делам суда города Астана от 16 мая 2023 года судом постановлено: “Решение Специализированного межрайонного экономического суда г. Астаны от 3 марта 2023 года по данному делу отменить с вынесением по делу нового решения. Исковое заявление China Xinxing Corporation к АО “Банк ЦентрКредит” удовлетворить. Признать незаконным отказ АО “Банк ЦентрКредит” от исполнения обязательств по банковским гарантиям и обязать исполнить обязательства. Постановление суда вступило в законную силу и подлежит исполнению всеми без исключения".
"Обращаем ваше внимание на то, что основной заказчик в лице АО “НК “КазАвтоЖол” не исчерпал правовую возможность взыскания выплаченного аванса по контракту с гаранта China Xinxing Corporation (Group) китайского банка “ЭксимБанк”, а китайский генеральный подрядчик China Xinxing Corporation (Group) по предварительной договорённости с руководством АО “НК “КазАвтоЖол” предъявил иск к АО “Банк ЦентрКредит” с понуждением выплаты похищенных бывшим руководством ТОО СП “КазГерСтрой” денежных средств, полученных по контракту в виде аванса. Указанные факты говорят о предварительной незаконной договоренности между руководством China Xinxing Corporation (Group) и АО “КазАвтоЖол”, фактическом бездействии, а также покрытии и возмещении украденных государственных денег за счет АО “Банк ЦентрКредит”.
АО “Банк ЦентрКредит” является крупным кредитором группы компании ТОО СП “КазГерСтрой”, в котором противоправными действиями руководителей банку нанесён материальный ущерб в особо крупном размере. Это подтверждается вступившим в законную силу решением суда, которое обязывает АО "Банк ЦентрКредит” исполнить условие по банковским гарантиям на общую сумму более чем 27 миллиардов тенге”, - резюмируют они.
На основании этого представители банка просят министра дать правовую оценку по исключению ТОО СП “КазГерСтрой” из контракта и отстранить на время разбирательства председателя правления АО “НК “КазАвтоЖол” Касымбаева.
Фото: пресс-служба АО "НК "Казавтожол".
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!