
В Казахстане продолжается громкий судебный процесс
Вдова второго пилота требует возбудить дело против следователя МВД. Администрация Президента и Генпрокуратура уже получили заявление.
Напомним, 28 августа в Турксибском районном суде Алматы состоялись очередные слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100 авиакомпании Bek Air. На заседании были обнародованы видеозаписи допросов второго пилота Миржана Мулдакулова. Он выжил после трагедии, но умер спустя месяц — от легочной эмболии, возможно, так и не получив должного лечения.
Кадры вызвали протест со стороны адвокатов: прикованный к больничной койке пилот, измученный операциями и обезболивающими, отвечает на вопросы следователей. Защита потребовала прервать показ, назвав происходящее «жестоким и бесчеловечным». Даже сам просмотр, по их словам, противоречит судебной этике.
Еще в 2020 году редакция писала о многочасовых допросах второго пилота. В декабре 2019-го и январе 2020-го он перенес несколько сложных операций, принимал сильнейшие обезболивающие и находился на аппаратуре жизнеобеспечения. Тем не менее следователи МВД устроили ему три «беседы». И все это — без адвоката, несмотря на статус свидетеля с правом на защиту.
Медицинские документы, представленные в суде, указывают: в тот период Мулдакулов страдал от сильных болей, депрессии и посттравматического стресса. Врачи требовали прекратить допросы. Но их давление игнорировалось. Более того, на персонал 4-й горбольницы Алматы оказывалось давление и звучали угрозы уголовного преследования.
Адвокат Кендирбаев утверждает: действия следствия нарушали Конституцию РК и Уголовно-процессуальный кодекс, а также международные обязательства Казахстана — включая Конвенцию ООН против пыток и «Стамбульский протокол».
После демонстрации видеозаписей вдова второго пилота Зауреш Мулдакулова обратилась в Администрацию Президента и Генеральную прокуратуру (копии направлены и правозащитным организациям).
В заявлении она требует:
Возбудить дело по ст. 146 УК РК («Жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение, пытки») в отношении следователя транспортной полиции МВД А. Сейтжапарова. Истребовать и приобщить к делу все медицинские документы, экспертные заключения и видеозаписи допросов. Провести комиссионную судебно-медицинскую экспертизу, чтобы установить связь между допросами и смертью Миржана Мулдакулова.
Генпрокуратура уже перенаправила заявление в Главную транспортную прокуратуру и Авиационную региональную транспортную прокуратуру Алматы. Однако дело пока не зарегистрировано в ЕРДР.
Стоит отметить, что бывший прокурор и судья Сергей Державец, представляющий интересы пострадавших, ранее заявлял о серьезных нарушениях процессуальных норм. По его словам, следствие незаконно получало доступ к частной переписке и телефонным разговорам.
Катастрофа самолета Fokker-100 авиакомпании Bek Air произошла 27 декабря 2019 года. При взлете борт потерял управление, выкатился за пределы ВПП алматинского аэропорта и врезался в жилой дом. Погибли 12 человек, включая командира экипажа Марата Муратбаева.
Редакция будет следить за процессом и продолжит рассказывать о том, как расследуется эта трагедия.
Фото: официальный сайт Bek Air