Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Тот, у кого есть возможность сравнивать, наверняка отметит характерную особенность современного казахстанского общества. А именно - заметное влияние женщин на все процессы, происходящие в стране, будь то экономика, политика или культура. Роль казашек (а речь в данном случае именно о них), несмотря на то, что она по-прежнему несколько сдерживается во властном присутствии, всё равно несравнима с тем местом, какое занимают представительницы слабого пола в управлении соседних стран Азии (о бизнесе и говорить не станем). Как немыслим для окружающих и тот стиль поведения, смелый и временами даже жёсткий, который легко позволяют себе наши дамы в общении, в разговорах по существу, в принятии решений.
Казашка – яркое и заметное явление в жизни современного Казахстана, что здорово выделяет её на фоне соседок, приравнивая более к европейкам, нежели к азиаткам. Однако того, кто знаком с местной историей, всё это нисколько не удивляет. Ибо “ген амазонства” в крови степнячек присутствовал всегда.
Женщина на коне
В кочевом обществе, особенно в северном, женщина всегда занимала достаточно высокое социальное положение. И основой этого была всемерная вовлеченность её в хозяйство. Ну а как ещё, если (будем откровенны) именно на женщине лежала львиная доля обязанностей “по дому”? А если “дом” не ограничивается ближайшим забором и огородом, а распространяется на всю близлежащую степь? Так что насчёт “коня на скаку остановит” - это хотя и не о ней, но про неё, кочевницу.
Мифы об амазонках появились ещё в античные времена и возникли также неспроста. Греки, к примеру, уже в своей архаике не могли себе представить своих женщин вне гинекеев. И когда они встречали кочевниц верхом на конях, то это производило впечатление.
Во время осады Трои амазонки пришли на помощь осажденным. Об этом писал Гомер. То есть в первом глобальном столкновении Запада и Востока воинственные женщины защищали восточные ценности. На территории Эгейского побережья Турции находится город Измир – древняя Смирна. Согласно Страбону, свое имя городу дала “прекрасная и храбрая” амазонка Саморина.
Степные царицы
Но степнячки не только сидели в сёдлах, но и могли, если что, постоять за себя. Все казахстанцы слыхали про массагетскую царицу Томирис (Томирию), к которой так неудачно сватался персидский сатрап Кир. Геродот напомнит предысторию:
“Царицей массагетов была супруга покойного царя. Звали её Томирис. К ней-то Кир отправил послов под предлогом сватовства, желая будто бы сделать её своей женой. Однако Томирис поняла, что Кир сватается не к ней, а домогается царства массагетов, и отказала ему. Тогда Кир, так как ему не удалось добиться цели, открыто пошёл войной на массагетов”.
И зря. Войну он проиграл, а сам погиб в битве. Правда, перед этим Кир сильно раззадорил саму Томирис, лишившуюся в этой войне сына - царевича Спаргаписа. То, как поступила немолодая уже степная владычица с самоуверенным соискателем на свою руку и сердце, вызывает благоговейную дрожь не только в патриотическом, но и в феминистическом сообществе!
После победы над персами, по свидетельству Геродота:
“Томирис наполнила винный мех человеческой кровью и затем велела отыскать среди павших персов тело Кира. Когда труп Кира нашли, царица велела всунуть его голову в мех”.
Мех – сосуд, наполненный человечьей кровью. Таким образом, Томирис “напоила” кровожадного царя. При этом ещё и издевалась над незадачливым женихом.
Между тем Томирис - далеко не единственная номадка, прославившаяся своими ратными подвигами. Античные источники о лихих степных воительницах знают и других героинь. Упоминается, к примеру, некая сакская царица Зарина, которая участвовала в битвах наравне со своими воинами.
А прямой предшественницей Томирис в борьбе с персами можно считать другую сакскую царицу - Спаретру. Которая, вызволяя из плена своего непутёвого мужа Аморга, также собрала и возглавила войско, половину которого составляли воители, а вторую – воительницы. И победила! Нет, если бы НЕКРАСОВ был скифским поэтом, то наверняка бы воскликнул: “Есть женщины в сакских кочевьях”!
Локальные войны чингизидок
Но прошедшие события становились достоянием истории, а нравы и обычаи кочевников по сути своей оставались прежними. И боевой дух не умирал в крови степнячек.
В этом отношении типичной “амазонкой” может считаться, например, “султанша Бопай”, младшая сестра неистового Кенесары КАСЫМОВА. И весьма характерен момент, в котором сошлись и сцепились две непримиримые женские стихии, олицетворённые Бопай и Айганым, вдовой хана Вали.
Нужно сказать, что отношения между аристократами в Степи редко бывали безоблачными. Несмотря на то, что все они считали себя чингизидами и являлись в какой-то степени родственниками. Яркий пример – отношения между потомками Аблай-хана. Когда в Степи появился новый претендент на ханскую власть Кенесары, далеко не все родственники восприняли перспективу увидеть его своим властителем. А одной из самых ярых и последовательных противниц была вдова последнего хана Средней Орды Вали – Айганым. Которая вовсе не поддерживала поползновений Кенесары на верховную власть в Степи. И даже отправила воевать против мятежного султана своего сына Чингиза. (За что тот даже был награждён в 1834 году золотой медалью на александровской ленте).
Когда на выстроенную русскими военными строителями усадьбу “ханши Айганым” налетел отряд под командой лихой “султанши Бопай”, это не стало особой неожиданностью. Усадьба в Сарымбете была сожжена и разграблена подчистую. Но восстановлена.
Об этом свидетельствует сохранившийся рисунок Чокана ВАЛИХАНОВА, сделанный в 1853 году. Появившийся, скорее всего, тогда, когда юный выпускник Омского кадетского корпуса прибыл в Сарымбет со скорбной миссией – хоронить любимую бабушку, ту самую Айгыным. (Кстати, воинственная Бопай приходилась самому Чокану Валиханову тёткой).
Алия и Маншук: продолжение следует
Любопытно, что “ген амазонства” никуда не делся даже тогда, когда всё в Казахстане было переиначено и преобразовано до неузнаваемости. Новое время лишь породило новых героинь. И самыми яркими из них были две казашки, ставшие Героями Советского Союза во время Великой Отечественной Войны - Маншук МАМЕТОВА и Алия МОЛДАГУЛОВА.
Из 11 тысяч 657 награждённых высочайшей воинской наградой страны во время той страшной войны было всего 90 женщин. И из них две казашки. Всего? Нет! Если учитывать, что подавляющее число героинь принадлежало к славянкам, а Алия и Маншук стали единственными представительницами титульных народов из всех республик азиатской части СССР. Единственными азиатками!
Любопытно, что и ныне, в сравнении с женщинами других соседних стран, казашки сильно выделяются и отличаются. Не только своим честолюбием и трудолюбием, но и своей независимостью, уверенностью, боевитостью.
“Ген амазонства” никуда не делся и всё так же присутствует в крови наследниц степных традиций!
Фото: П. Лейбин, начало XX века.
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!