Возможной причиной аварии при запуске грузовика «Прогресс МС-04» в декабре могло стать попадание посторонних частиц в полость насоса двигателя или нарушение технологии сборки двигателя, сообщили в среду в Роскосмосе, передает ТАСС.
«Члены аварийной комиссии установили следующее: наиболее вероятная причина аварии - вскрытие бака «О» третьей ступени ракеты-носителя в результате воздействия элементов, возникших при разрушении двигателя 11Д55 вследствие возгорания и дальнейшего разрушения насоса окислителя. Причиной возгорания насоса окислителя могло стать возможное попадание посторонних частиц в полость насоса либо возможное нарушение технологии сборки двигателя 11Д55 (несоответствие зазоров между шнеком и втулкой; между плавающими кольцами и крыльчаткой, возможный дисбаланс и биение ротора). Дефект, имеющий производственный характер, проявился в полете», - говорится в сообщении.
В баке «О» третьей ступени ракеты-носителя «Союз-У» находится окислитель, которым в данном типе ракет выступает жидкий кислород.
Двигатель 11Д55 (РД-0110) разработан воронежским Конструкторским бюро химавтоматики, производится на Воронежском механическом заводе. Компоненты топлива - керосин и жидкий кислород. Такие двигатели используются в том числе на ракетах «Союз-ФГ», которые выводят на орбиту пилотируемые корабли «Союз».
В Роскосмосе также отметили, что в ближайшее время будет представлен план первоочередных мероприятий на предприятиях и в организациях ракетно-космической отрасли для обеспечения безопасного запуска космического грузовика «Прогресс МС-05». Ранее Роскосмос сообщил, что его запуск перенесен со 2 на 21 февраля. Госкорпорация не уточняла, какая модификация ракеты будет использована для запуска «Прогресса» - «Союз-У», потерпевшая аварию в декабре, или «Союз-2».
Грузовой корабль «Прогресс МС-04», запущенный 1 декабря с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя «Союз-У», был потерян на 382-й секунде полета на высоте 190 км над Тувой, большинство его обломков сгорели в плотных слоях атмосферы. Корабль вез на станцию 2,5 тонны грузов, включая новогодние подарки для экипажа.
Комиссия по расследованию причин аварии начала работу 2 декабря и закончила ее 11 января. Работа комиссии несколько раз продлевалась. Комиссию возглавлял лично генеральный директор госкорпорации «Роскосмос» Игорь Комаров.