В восьмидесятые годы прошлого века предельная производительность основных фондов Японии приблизилась к нулевым значениям
Читайте предыдущую статью Жараса АХМЕТОВА "Как американцы помогли экономическому возрождению Японии".
Неожиданный подъем
Никто не ожидал от Японии экономического чуда - бедная страна, преимущественно с крестьянским населением, значительно уступавшая по уровню экономического развития странам Западной Европы и США.
Эдвин РАЙШАУЭР, американский японист, женатый на внучке одного из видных деятелей реставрации Мэйдзи, посол США в Японии с 1961 по 1966 гг., заметил в 1957 г.: «Экономическая ситуация в Японии может быть настолько глубоко поражена болезнью, что никакая политика, сколь бы мудрой она ни была, не может спасти ее от медленной смерти от экономического голода и всех сопутствующих политических и социальных болезней, которые будут порождены этой ситуацией» (цитируется по Джеймс Л. МАК-КЛЕЙН «Япония. От сегуната Токугава в XXI век» - Ж.А.).
Когда будущий посол выносил свой приговор японской экономике, она как раз вступала в фазу экономического роста, получившую название «японского экономического чуда». Дело в том, что реформы предыдущих лет уже стали приносить свои плоды, но внешне еще не бросались в глаза, выглядели незначительными.
Если говорить об экономических реформах, то важнейшим их результатом, как пишет И.П. ЛЕБЕДЕВА в своей книге «Япония, промышленность и предпринимательство (вторая половина ХХ – начало XXI в.)», стало беспрецедентное по масштабам перераспределение прав собственности на финансовые и земельные активы, появление в городе и деревне огромного числа независимых производителей и предпринимателей, значительное снижение монополизации экономики.
Однако, качество жизни оставалось все еще невысоким. Спрос со стороны населения, конечно, рос. Но и доля сбережений в его доходах была значительной – в районе 20%. Поэтому и складывалось впечатление, японцы остаются такими же бедными, как и десять лет назад.
На самом деле, рост потребления домохозяйств, как пишет Акио КАВАТО, японский дипломат и экономист, был одним из двух основных факторов экономического подъема Японии.
Такие известные сегодня компании как Sony, Matsushita Electric, Toshiba, Toyota, Nissan своего первого успеха добились как раз на внутреннем потребительском рынке, на росте проса со стороны населения на технические новинки и личные автомобили.
Другой фактор – рост капитальных вложений. Инвестиции шли по двум направлениям.
Первое – это обновление основных фондов в уже существующих производствах: металлургия, судостроение, нефтепереработка, машиностроение, текстильная промышленность, производство продуктов питания, химическая промышленность.
Второе направление – создание принципиально новых для Японии производств: электроники, в том числе бытовой, продукции органической химии и т.д.
Источником капитальных вложений как раз и служили, в первую очередь, сбережения населения.
Иначе говоря, японцам удалось найти оптимальное соотношение между потреблением и сбережением, что и породило «японское экономическое чудо».
Роль государства
Пол КРУГМАН, лауреат нобелевской премии по экономике, так описывал механизм экономического роста в Японии: «Японское правительство целенаправленно занималось «стратегическими» отраслями, чтобы те могли выступать в качестве двигателей роста. Частный сектор действовал, ориентируясь на эти отрасли и используя в первоначальный период защиту от иностранных конкурентов. В течение этого периода отрасль могла совершенствовать свои навыки и умения на национальном рынке. Затем наступал период динамичного и масштабного экспорта, во время которого фирмы не обращали внимания на рентабельность, а занимались формированием рыночной доли, выдавливанием иностранных конкурентов и в конце концов добивались доминирования в этой отрасли, после чего Япония переходила к следующему сектору» (Пол Кругман «Возвращение великой депрессии?»).
При этом, министерства тесно взаимодействовали с промышленными ассоциациями и бизнес-федерациями.
Наиболее крупная из них Кэйданрэн – Федерация экономических организаций Японии – в своей работе основное внимание уделяла и уделяет долгосрочной экономической стратегии, элементам макроэкономической политики (потенциал экономического роста, уровень безработицы, вопросы налогообложения, инфляция) (излагается по труду Н.А. ВОРОБЬЕВОЙ «Особенности японской модели государственного регулирования экономики» - Ж.А).
Схема разработки промышленных программ и их реализации отображена на рисунке 1.
Техническое перевооружение и строительство новых предприятий требовало значительных инвестиций. Один источник, о нем говорили выше – сбережения домохозяйств, другой источник – государство.
Доля государственных инвестиций в 1951 – 1955 гг. составляла 43%. Государство хотело как можно эффективнее распорядиться своими средствами, поэтому и создало такую довольно сложную систему, главной особенностью которой стала обратная связь между бизнесом и государством.
Другое направление государственной политики – поддержка малого бизнеса.
«Экономическая бюрократия полностью сознавала ту роль, которую малые предприятия играют в росте экономики и решении проблемы с рабочими местами. Поэтому она оказывала им широкую поддержку в виде налоговых льгот, информации относительно способов увеличения продуктивности и создания инфраструктуры финансовых институтов, таких как Финансовая корпорация малого бизнеса, которая была создана в 1953 г. для выдачи кредитов под небольшие проценты для закупки оборудования и модернизации производств» (Джеймс Л. Мак-Клейн «Япония. От сегуната Токугава в XXI век»).
При всей важности роли государства в экономике, известный японский экономист Хироюки ОДАГИРИ, так оценил государственную экономическую политику:
«Есть все основания утверждать, что фактором, способствовавшим экономическому росту Японии, была не сама промышленная политика, но та интенсивность, с которой японское правительство сокращало вовлеченность государства в разные сферы хозяйства с тем, чтобы лучше использовать рыночный механизм. Как это ни парадоксально звучит, но надо признать, что успех к Японии пришел не в результате усиления, а, напротив, в результате ослабления правительственного вмешательства и что министерство внешней торговли и промышленности заслуживает одобрения за то, что, признавая превосходство рыночного механизма, оно ограничивало свою деятельность» (цитируется по книге Н.В. КУЗНЕЦОВА «Оценка факторов роста экономики Японии»- Ж.А).
На самом деле, японское правительство не пыталось навязать свое видение и понимание промышленной политики частному сектору, а, наоборот, прислушивалось к нему и пыталось следовать его рекомендациям.
Рецессия роста
Рецессия роста – очевидный оксюморон.
Чтобы оправдать этот термин, снова дадим слово Полу Кругману. «У экономистов иногда бывают трудные для понимания, хотя и широко распространенные выражения. Одно из них они применяли для описания ситуации в случае, когда говорили, что Япония сталкивается с «рецессией роста» — ситуацией, когда экономика растет, но этот рост не является достаточно быстрым, чтобы успевать за наращиванием мощностей в стране, из-за чего все больше и больше оборудования и работников простаивают. Обычно рецессии роста — довольно редкое явление, поскольку и бум, и резкий спад имеют тенденцию усиливаться, производя или быстрый рост, или явно выраженное экономическое снижение. Однако Япония в основном сталкивалась именно с рецессией роста на протяжении десятилетия, из-за чего она в своем развитии намного отстала от того уровня, которого могла бы достичь» (Пол Кругман «Возвращение великой депрессии?»).
Иначе говоря, в Японии в восьмидесятые годы прошлого века предельная производительность основных фондов приблизилась к нулевым значениям. Соответственно, эффективность инвестиций тоже стала почти нулевой.
Это не был исключительно японский феномен. Примерно такая же картина, может быть в чуть иной редакции, наблюдалась во всех развитых капиталистических странах. Только «рецессия роста» началась в них десятилетием раньше. Но что еще более интересно, с этим же феноменом с конца шестидесятых столкнулся СССР и остальные социалистические страны.
Упрощенно говоря, механизмы, запустившие послевоенный рост, выработали свой ресурс. Чтобы восстановить экономический рост, их требовалось заменить.
Так или иначе, с большим или меньшим эффектом, это удалось США, западноевропейским странам и Китаю.
СССР и восточноевропейские страны с задачей не справились, что привело к распаду европейской социалистической системы.
Японии же потребовалось почти десять лет, чтобы выстроить новую модель экономического роста. Поэтому девяностые и называют «потерянным десятилетием».
Фото: Lenta.ru.