?> ?>

Траектории казахстанского пути. Часть 2: Декларативная демократизация

3636 просмотров
0
Жарас АХМЕТОВ
Воскресенье, 22 Мая 2022, 13:45

Подмена реформ декларациями приведёт к тому, что страна потеряет свой очередной шанс на увеличение потенциала развития

Фото: ЕРА. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на церемонии своей инаугурации. Астана, 20 января 1999 года.

Главный политический урок конца двадцатого века состоит в универсальности формулы демократизации. Все разговоры об особом типе демократии — это попытки, так или иначе, отойти от демократических принципов. Поэтому мы должны ясно представлять себе, что отход от принципов демократизации есть отход от общемировой тенденции, есть путь никуда.

                                                                                                                                                      Из послания Н.А. Назарбаева 16.10.2000

Читайте также
Траектории казахстанского пути

В предыдущей заметке (Траектории казахстанского пути | Аналитический Интернет-портал (ratel.kz)) мы говорили о том, что в 1997 г. лица, принимающие решения или влияющие на принятие решений, определились с выбором принципов, по которым будет развиваться наша страна: авторитарный режим, сырьевая экономика и номенклатура.

Но в своих посланиях в 1998 и 2000 г.г. (послание 1999 г. не содержало принципиальных новаций) Н.А. НАЗАРБАЕВ предложил значительные реформы, направленные на демократизацию Казахстана. "История вновь и вновь доказывает нам, что экономическое и политическое развитие страны должны идти рука об руку, жить одной жизнью как скрипка и виолончель, исполняющие струнный дуэт. Казахстан должен стать не просто экономически развитой державой. Он должен стать твердым сторонником и надежным символом демократии и прав человека. И хочу заверить вас: я убежден, что это не просто пожелание на будущее, это насущная задача сегодняшнего дня" (из послания 1998 г.).

В обоих посланиях президент страны предложил довольно серьезные, если не сказать радикальные, реформы. Содержательно они схожи с теми, что нам предстоит рассмотреть 5 июня. Полноценная реализация реформ полностью поменяла бы не только облик страны, но и траекторию ее развития. 

В 1998 г., переходя к блоку политических реформ, Н.А. Назарбаев заявил: "В этот исторический день я предлагаю вам программу демократизации и политических реформ, которая станет новой точкой отсчета в нашей национальной истории". Были продекларированы следующие изменения в политической системе страны:

  1. выборы должны были стать по-настоящему свободными и честными, предполагался допуск независимых наблюдателей;
  2. развитие многопартийности;
  3. рост политической роли мажилиса и сената;
  4. создание благоприятных условий для деятельности неправительственных общественных организаций;
  5. формирование независимой судебной системы;
  6. развитие свободных и независимых СМИ.
Читайте также
Священный Грааль казахстанского правительства

В послании 2000 г. Н.А. Назарбаев признал, что "темпы политической реформы в обществе несколько отстают от масштабов экономических преобразований. Как говорили древние, "не идти вперед, — значит, идти назад". Предложенный пакет политических реформ был не столь обширен, как в 1998 г., а некоторые пункты были просто продублированы.

Продекларированные реформы 2000 г.:

  1. укрепление независимости судебной системы, правовая реформа;
  2. расширение полномочий представительных органов власти;
  3. расширение выборности и совершенствование выборного законодательства;
  4. развитие местного самоуправления;
  5. государственная поддержка НПО.

Трудно сказать, чем был вызван этот как бы демократический поворот. Как бы – потому что по факту, как мы все знаем, он не состоялся. Пролить свет мог бы сам Н.А. Назарбаев или лица, близкие к нему в то время. Но они молчат, и нам остается только теряться в догадках.

Возможно, это только лишь гипотеза, декларация реформ в 1998 г. была одним из элементов подготовки к внеочередным президентским выборам. Н.А. Назарбаев выступил с посланием 16 сентября 1998 г. Через месяц были приняты поправки в Конституцию, которые увеличили срок президентских полномочий с пяти до семи лет. Тогда же были назначены досрочные президентские выборы. Календарь событий гипотезе не противоречит - скорее, подтверждает ее.

Реформы 2000 г., снова гипотеза, были предложены, чтобы сохранить за Н.А. Назарбаевым образ реформатора и прогрессивного политика. Репутация президента была подмочена недемократическими выборами 1999 г. 

Важный урок из этой истории состоит в том, что если бы Н.А. Назарбаев не ограничился декларациями, а в действительности провел бы полноценные политические реформы, не перенес в очередной раз выборы, просто сложил бы с себя полномочия в назначенный законом срок, то он остался бы в истории страны как признанный всеми лидер нации, и точно никто бы не кричал "Шал, кет!"

Читайте также
Почему снизился рейтинг Путина

Понятно, если говорить о сегодняшнем дне, реальным политическим изменениям в стране сопротивляется номенклатура. Хотя бы потому что потеряет эксклюзивное право присваивать ренту. 

Но подмена реформ декларациями приведет к тому, что страна потеряет свой очередной шанс на увеличение потенциала развития.

Приложение. Избранные цитаты из посланий Н.А. Назарбаева в 1998 и 2000 годах

  1. 1998 г. Выборы. 

"…выборный процесс должен быть честным, представительным и должен поощрять активное участие кандидатов и избирателей. Стержнем любой демократии являются свободные и справедливые выборы (…) А чтобы выборы в нашей стране были подлинно свободными и справедливыми, мы должны создать условия и всячески приветствовать участие в контроле за выборами наблюдателей от казахстанской и международной общественности"

"Наконец, мы должны разработать масштабную поэтапную программу выборов руководителей всех уровней. Здесь неуместна революционная нетерпеливость, приведшая некоторые страны к потере управляемости и хаосу, но и замалчивать эту проблему нельзя".

Комментарий: как дела обстоят с честностью и прозрачностью выборов, читатель хорошо знает и сам.

  1. 1998 г. Партийная система.

"Вторым важнейшим слагаемым комплекса мер политической демократизации жизни общества является усиление роли партий в нашей политической системе. Политические партии представляют собой основной "строительный материал", из которого строится здание демократии, и мы должны сделать все возможное – и в правовом отношении, и иным образом – утверждая их место в обществе, чтобы они росли и крепли".

Комментарий: многопартийность как бы есть, а на самом деле ее нет.

  1. 1998 г. Роль мажилиса и сената.

"… мы должны стремиться также к всемерному укреплению и обеспечению независимости наших сената и мажилиса, устойчивости и преемственности власти в Казахстане".

Комментарий: про независимость парламента все понятно и без комментариев.

  1. 1998 г. НПО.

Читайте также
Экономика Казахстана в 2022 году. В ожидании неприятностей

"Четвертый, ключевой элемент демократизации – укрепление роли неправительственных организаций в строительстве гражданского общества. Демократическое устройство, дорогие сограждане, само по себе еще не является гарантией того, что демократическим является общество. Демократия опирается на сложный механизм частных добровольных институтов, благодаря которым граждане осуществляют свое участие в политической жизни, отдают свой труд на благо других, на благо своей страны, выражают свое несогласие и отстаивают свои интересы. Чтобы обеспечить подлинно свободную деятельность объединений граждан, Министерство юстиции должно упростить порядок регистрации и надзора за деятельностью казахстанских и зарубежных неправительственных организаций, желающих действовать на территории Казахстана, и поощрять формирование и активную деятельность таких организаций".

Комментарий: НПО есть, они пытаются работать, но им очень сложно.

  1. 1998 г. Независимость судебной системы.

"… независимый суд является краеугольным камнем демократического общества. Нам необходимо обеспечить высокопрофессиональный уровень работы и автономность судебной системы, которая призвана решать все вопросы беспристрастно и быть неподкупной".

Комментарий: независимой судебной системы нет. В принципе, надо начинать с независимости судей. 

  1. Независимые и свободные СМИ.

"…мы обязаны всемерно наращивать то, что уже достигнуто нами в сфере свободной, неподцензурной и независимой прессы. Правительству необходимо рассматривать свободный доступ журналистов к информации не как собственную милость, а как долг перед общественным мнением. Мы должны работать над искоренением препятствий, всё еще остающихся на пути свободной прессы в нашей стране".

Комментарий: наши СМИ условно свободны и независимы. Они свободны и независимы в границах, дозволенных властью.

  1. 2000 г. Судебная система.

Читайте также
История не учит ничему, или Сто лет не срок

"Дальнейшим шагом в обеспечении автономности судебной системы должно стать принятие нового конституционного закона, определяющего правовое положение судов и судей в Республике Казахстан".

Комментарий: закон есть, независимости нет.

  1. 2000 г. Полномочия представительных органов власти.

"Новый Закон "О местном государственном управлении" должен четко разграничить полномочия местных представительных и исполнительных органов власти. В частности, необходимо расширить полномочия маслихатов в вопросах контроля деятельности акимов и исполнения местных бюджетов".

Комментарий: закон есть, полномочия есть, контроля нет.

  1. 2000 г. Расширение выборности.

"В ближайшее время будет разработана Государственная программа поэтапного введения выборности акимов. В данной программе будет предусмотрено проведение, начиная с 2002 года, выборов акимов сельских округов. По завершении этих выборов переходим к выборности акимов районов и городов".

Комментарий: до выборов акимов сельских округов страна дошла только в прошлом году. Когда дойдем до выборов акимов районов и городов никому неизвестно.

  1. 2000 г. Местное самоуправление.

"Необходимо принять Закон "О местном самоуправлении". В соответствии с данным законом в городских микрорайонах, аулах и селах, а также в поселках городского типа будут созданы общественные структуры самоуправления, наделённые реальными полномочиями по решению местных проблем".

  1. 2000 г. Поддержка НПО.

"Неправительственные общественные организации уже сегодня играют в Казахстане огромную роль и в правозащитной деятельности, и в реализации особых интересов групп населения, и в социальной стабилизации общества. Необходима серьезная государственная поддержка, в частности, через систему грантов на реализацию социально значимых проектов. Пора начинать масштабную работу и в этом плане".

Комментарий: не следил за деятельностью НПО, могу ошибаться, но сложилось впечатление, что с государственной поддержкой было не очень гладко. Если ее и получали, то только избранные.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




?> ?>
первый заместитель главы Антикора
Большинство госслужащих – порядочные люди, я отвечаю!
Как получить автомобиль, не потратив ни тиына на его покупку
Лизинговая компания Astana Motors Finance позволяет клиентам использовать новый автомобиль без капиталовложений
Как Ratel.kz ловит на вранье чиновников: от должностных лиц Верховного суда до руководителей городских управлений
Почему очень важно внимательно читать и анализировать ответы госорганов на запросы СМИ
Устроивший ДТП мопедист признан свидетелем аварии
В Алматы судят водителя минивэна, не сумевшего увернуться от мопеда с пассажиром
Акционеры Кашагана предлагают обменять экологический штраф на социальные инвестиции
Eni, Shell, Exxon Mobil и TotalEnergies предложили правительству Казахстана инвестировать 110 млн долларов в социальные проекты на территории страны
Как год за годом снижается уровень жизни казахстанцев
Доля бедных в Казахстане начала расти ещё в 2017 году, до того, как пришел Covid-19
Саудиты и их давние кульбиты
Эр-Рияд намерен начать ценовую войну, чтобы сохранить свою долю рынка
Как прожить 104 года и сохранить ясный разум: секрет Марии Глазовской
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Талхиз. Выхода нет?
Нужен ли нашей стране  памятник ЮНЕСКО и может ли он когда-нибудь стать популярным туристическим объектом
Экзотический спорт Карима Масимова не хотят финансировать
Помимо экзотических видов спорта, под раздачу попадут и вполне традиционные – всего 62, которые предлагается больше не финансировать из бюджета
Актюбинского депутата, травмировавшего жену, никак не наказали
Слуга народа, отец четырёх детей, сломал жене кисть
В ВКО Центр матери и ребёнка признали монополистом и оштрафовали за высокие цены
Горячие споры в судах двух инстанций возникли из-за стоимости услуг на выбор акушерки на роды вне рабочего времени и сопровождение родов врачом во внерабочее время
В Алматы на участке №125 к 10 утра проголосовало порядка 300 человек
Прогноз на день – более 1000 человек
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Президент и крестьяне
Земельные кадастры - как инструмент восстановления справедливости (или передела незаконно захваченного)
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.