Подмена реформ декларациями приведёт к тому, что страна потеряет свой очередной шанс на увеличение потенциала развития
Фото: ЕРА. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на церемонии своей инаугурации. Астана, 20 января 1999 года.
Главный политический урок конца двадцатого века состоит в универсальности формулы демократизации. Все разговоры об особом типе демократии — это попытки, так или иначе, отойти от демократических принципов. Поэтому мы должны ясно представлять себе, что отход от принципов демократизации есть отход от общемировой тенденции, есть путь никуда.
Из послания Н.А. Назарбаева 16.10.2000
В предыдущей заметке (Траектории казахстанского пути | Аналитический Интернет-портал (ratel.kz)) мы говорили о том, что в 1997 г. лица, принимающие решения или влияющие на принятие решений, определились с выбором принципов, по которым будет развиваться наша страна: авторитарный режим, сырьевая экономика и номенклатура.
Но в своих посланиях в 1998 и 2000 г.г. (послание 1999 г. не содержало принципиальных новаций) Н.А. НАЗАРБАЕВ предложил значительные реформы, направленные на демократизацию Казахстана. "История вновь и вновь доказывает нам, что экономическое и политическое развитие страны должны идти рука об руку, жить одной жизнью как скрипка и виолончель, исполняющие струнный дуэт. Казахстан должен стать не просто экономически развитой державой. Он должен стать твердым сторонником и надежным символом демократии и прав человека. И хочу заверить вас: я убежден, что это не просто пожелание на будущее, это насущная задача сегодняшнего дня" (из послания 1998 г.).
В обоих посланиях президент страны предложил довольно серьезные, если не сказать радикальные, реформы. Содержательно они схожи с теми, что нам предстоит рассмотреть 5 июня. Полноценная реализация реформ полностью поменяла бы не только облик страны, но и траекторию ее развития.
В 1998 г., переходя к блоку политических реформ, Н.А. Назарбаев заявил: "В этот исторический день я предлагаю вам программу демократизации и политических реформ, которая станет новой точкой отсчета в нашей национальной истории". Были продекларированы следующие изменения в политической системе страны:
- выборы должны были стать по-настоящему свободными и честными, предполагался допуск независимых наблюдателей;
- развитие многопартийности;
- рост политической роли мажилиса и сената;
- создание благоприятных условий для деятельности неправительственных общественных организаций;
- формирование независимой судебной системы;
- развитие свободных и независимых СМИ.
В послании 2000 г. Н.А. Назарбаев признал, что "темпы политической реформы в обществе несколько отстают от масштабов экономических преобразований. Как говорили древние, "не идти вперед, — значит, идти назад". Предложенный пакет политических реформ был не столь обширен, как в 1998 г., а некоторые пункты были просто продублированы.
Продекларированные реформы 2000 г.:
- укрепление независимости судебной системы, правовая реформа;
- расширение полномочий представительных органов власти;
- расширение выборности и совершенствование выборного законодательства;
- развитие местного самоуправления;
- государственная поддержка НПО.
Трудно сказать, чем был вызван этот как бы демократический поворот. Как бы – потому что по факту, как мы все знаем, он не состоялся. Пролить свет мог бы сам Н.А. Назарбаев или лица, близкие к нему в то время. Но они молчат, и нам остается только теряться в догадках.
Возможно, это только лишь гипотеза, декларация реформ в 1998 г. была одним из элементов подготовки к внеочередным президентским выборам. Н.А. Назарбаев выступил с посланием 16 сентября 1998 г. Через месяц были приняты поправки в Конституцию, которые увеличили срок президентских полномочий с пяти до семи лет. Тогда же были назначены досрочные президентские выборы. Календарь событий гипотезе не противоречит - скорее, подтверждает ее.
Реформы 2000 г., снова гипотеза, были предложены, чтобы сохранить за Н.А. Назарбаевым образ реформатора и прогрессивного политика. Репутация президента была подмочена недемократическими выборами 1999 г.
Важный урок из этой истории состоит в том, что если бы Н.А. Назарбаев не ограничился декларациями, а в действительности провел бы полноценные политические реформы, не перенес в очередной раз выборы, просто сложил бы с себя полномочия в назначенный законом срок, то он остался бы в истории страны как признанный всеми лидер нации, и точно никто бы не кричал "Шал, кет!"
Понятно, если говорить о сегодняшнем дне, реальным политическим изменениям в стране сопротивляется номенклатура. Хотя бы потому что потеряет эксклюзивное право присваивать ренту.
Но подмена реформ декларациями приведет к тому, что страна потеряет свой очередной шанс на увеличение потенциала развития.
Приложение. Избранные цитаты из посланий Н.А. Назарбаева в 1998 и 2000 годах
1998 г. Выборы.
"…выборный процесс должен быть честным, представительным и должен поощрять активное участие кандидатов и избирателей. Стержнем любой демократии являются свободные и справедливые выборы (…) А чтобы выборы в нашей стране были подлинно свободными и справедливыми, мы должны создать условия и всячески приветствовать участие в контроле за выборами наблюдателей от казахстанской и международной общественности"
"Наконец, мы должны разработать масштабную поэтапную программу выборов руководителей всех уровней. Здесь неуместна революционная нетерпеливость, приведшая некоторые страны к потере управляемости и хаосу, но и замалчивать эту проблему нельзя".
Комментарий: как дела обстоят с честностью и прозрачностью выборов, читатель хорошо знает и сам.
1998 г. Партийная система.
"Вторым важнейшим слагаемым комплекса мер политической демократизации жизни общества является усиление роли партий в нашей политической системе. Политические партии представляют собой основной "строительный материал", из которого строится здание демократии, и мы должны сделать все возможное – и в правовом отношении, и иным образом – утверждая их место в обществе, чтобы они росли и крепли".
Комментарий: многопартийность как бы есть, а на самом деле ее нет.
1998 г. Роль мажилиса и сената.
"… мы должны стремиться также к всемерному укреплению и обеспечению независимости наших сената и мажилиса, устойчивости и преемственности власти в Казахстане".
Комментарий: про независимость парламента все понятно и без комментариев.
1998 г. НПО.
"Четвертый, ключевой элемент демократизации – укрепление роли неправительственных организаций в строительстве гражданского общества. Демократическое устройство, дорогие сограждане, само по себе еще не является гарантией того, что демократическим является общество. Демократия опирается на сложный механизм частных добровольных институтов, благодаря которым граждане осуществляют свое участие в политической жизни, отдают свой труд на благо других, на благо своей страны, выражают свое несогласие и отстаивают свои интересы. Чтобы обеспечить подлинно свободную деятельность объединений граждан, Министерство юстиции должно упростить порядок регистрации и надзора за деятельностью казахстанских и зарубежных неправительственных организаций, желающих действовать на территории Казахстана, и поощрять формирование и активную деятельность таких организаций".
Комментарий: НПО есть, они пытаются работать, но им очень сложно.
1998 г. Независимость судебной системы.
"… независимый суд является краеугольным камнем демократического общества. Нам необходимо обеспечить высокопрофессиональный уровень работы и автономность судебной системы, которая призвана решать все вопросы беспристрастно и быть неподкупной".
Комментарий: независимой судебной системы нет. В принципе, надо начинать с независимости судей.
Независимые и свободные СМИ.
"…мы обязаны всемерно наращивать то, что уже достигнуто нами в сфере свободной, неподцензурной и независимой прессы. Правительству необходимо рассматривать свободный доступ журналистов к информации не как собственную милость, а как долг перед общественным мнением. Мы должны работать над искоренением препятствий, всё еще остающихся на пути свободной прессы в нашей стране".
Комментарий: наши СМИ условно свободны и независимы. Они свободны и независимы в границах, дозволенных властью.
2000 г. Судебная система.
"Дальнейшим шагом в обеспечении автономности судебной системы должно стать принятие нового конституционного закона, определяющего правовое положение судов и судей в Республике Казахстан".
Комментарий: закон есть, независимости нет.
2000 г. Полномочия представительных органов власти.
"Новый Закон "О местном государственном управлении" должен четко разграничить полномочия местных представительных и исполнительных органов власти. В частности, необходимо расширить полномочия маслихатов в вопросах контроля деятельности акимов и исполнения местных бюджетов".
Комментарий: закон есть, полномочия есть, контроля нет.
2000 г. Расширение выборности.
"В ближайшее время будет разработана Государственная программа поэтапного введения выборности акимов. В данной программе будет предусмотрено проведение, начиная с 2002 года, выборов акимов сельских округов. По завершении этих выборов переходим к выборности акимов районов и городов".
Комментарий: до выборов акимов сельских округов страна дошла только в прошлом году. Когда дойдем до выборов акимов районов и городов никому неизвестно.
2000 г. Местное самоуправление.
"Необходимо принять Закон "О местном самоуправлении". В соответствии с данным законом в городских микрорайонах, аулах и селах, а также в поселках городского типа будут созданы общественные структуры самоуправления, наделённые реальными полномочиями по решению местных проблем".
2000 г. Поддержка НПО.
"Неправительственные общественные организации уже сегодня играют в Казахстане огромную роль и в правозащитной деятельности, и в реализации особых интересов групп населения, и в социальной стабилизации общества. Необходима серьезная государственная поддержка, в частности, через систему грантов на реализацию социально значимых проектов. Пора начинать масштабную работу и в этом плане".
Комментарий: не следил за деятельностью НПО, могу ошибаться, но сложилось впечатление, что с государственной поддержкой было не очень гладко. Если ее и получали, то только избранные.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!