На трассах, говорят, наблюдаются перебои с Аи-95
Ремонт АНПЗ и дефицит СУГ на западе РК – это ситуативное объяснение сложившейся ситуации. Спрос превышает предложение в РК примерно на 20-25%.
Сегодня озвучили, что из объёмов ПКОП (Шымкентский НПЗ) отгрузят на запад 900 тонн, из ресурсов ТШО – 180 тонн.
Печально, что приходится “таскать” такие небольшие объёмы туда-сюда (180 тонн – это примерно три вагона), пытаясь закрыть текущие дыры, причём заниматься этим Минэнерго вынуждено в ручном режиме.
По поводу СУГ я писал много аналитики в СМИ. Важно понимать, что “благодушие” Тенгиза, за счёт которого сейчас “держится” рынок, не бесконечно.
В прошлом году потребление в РК составило 1,8 млн тонн, а по итогам 2024 года ожидается увеличение до 2,1–2,2 млн тонн, из которых Тенгиз отгружает по более высоким ценам около 250-300 тыс. тонн.
ТОО “KPI” по-прежнему не вышло на плановые объёмы переработки СУГ и производство полипропилена в объёме 500 тыс. тонн в год. Фактическая загрузка мощностей составляет около 50%, то есть завод потребляет примерно 300 тыс. тонн пропана/СУГ в год. Когда (или если) предприятие выйдет на плановые объёмы – сжиженного газа в стране станет ещё меньше.
Решение в правительстве, насколько я понимаю, пока не принято. Возможные варианты: отпуск цен и начало импорта из России. Сейчас средняя розничная цена в РФ на 21.10.2024 г. составляет 163 тенге за литр.
Выбор, в общем, простой: либо дефицит и очереди на АГЗС, которые станут обыденными, либо топливо будет в наличии, но по более высоким ценам (нужное подчеркнуть).
Все возможные меры я уже предлагал. Ничего из предложенного не было внедрено. В итоге мы имеем дефицит и очереди, причём ситуация будет ухудшаться с каждым годом.
Просто оцените, какой рычаг влияния имеет Тенгизшевройл на любого министра энергетики и правительство: одним решением они могут прекратить поставки на внутренний рынок, и дефицит возрастёт с текущих 25% до 40-45% (поставлять на рынок РК они не обязаны).
Ждать новых ГПЗ от КазахМеморандумГаза, завода от КМГ или расширения ПКОП можно, но к моменту их запуска (к 2030 году) эти объёмы вновь не решат проблему и будут легко поглощены возросшим потреблением.
P.S. На трассах, говорят, наблюдаются перебои с Аи-95.
Фото: uralskweek.kz.
Источник: Telegram-канал Олжаса Байдильдинова t.me/baidildinovoil. Публикуется с разрешения автора.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!