В туристические маршруты не входит поистине уникальный исторический объект
Маршруты моих поездок порой очень затейливы и непредсказуемы.
И вот пару дней назад совершенно неожиданно для себя оказалась я в селе Мерке. Оказалась ненадолго, проездом, всего на два часа, потому время это использовала с максимальной для себя и своей души пользой.
Мерке – село удивительное, большое, с богатой историей.
Интернет-источники сообщают: "Впервые о Мерке упоминали в своих сочинениях арабские географы: "Мирки - город средней величины, укреплённый, имеет цитадель", название своё он получил от "мирки" - "центр" на фарси. В исторических документах также упоминаются земли Мирки, где жили племена карлуков. В специальном писании для государственных и финансовых руководителей, которое было написано в 945 году нашей эры и, которая находится в Багдаде во дворце Бувейхид, говорится: "От города Шаша до Гозгерда расстояние 7 фарсахов… от Тараза справа — горы, слева — теплые пески, где зимовье скота карлуков. За теми песками пустыня из песков и гальки, а в ней шакалы, она тянется до границы кимаков. В горах много плодов, клевера и горного лука. Всего от Тараза до Кулана по пустыне, также называющейся Кулан, 14 фарсахов. От Кулана до богатого селения Мирки — 4 фарсаха, от Мирки до Ас-пары по пустыне такой же, как Кулан — тоже 4 фарсаха. От Суяба до Верхнего Барсахана на границе с Кашгарией 15 дней пути ходом караванов по пастбищам и водоёмам, а для почты тюрков путь трёх дней".
Для нашей семьи это особенное место. Здесь в 1937-38 годах моя бабушка жила несколько месяцев. Ждала мужа. Он работал в ОРСе (отдел рабочего снабжения) Туркестано-Сибирской железной дороги, был руководителем участка. Железнодорожные поездки и постоянные переезды для него были обычным делом. Но в тот день – в августе 1937-го – он в поезде оказался не по работе, они ехали из гостей большой, шумной компанией, веселые. Были на свадьбе у друзей в городе Фрунзе (сейчас Бишкек). Путь предстоял длинный - до Семипалатинска. Но на станции Луговой в вагон вошли люди в форме, быстренько и без церемоний скрутили моего деда и вывели из поезда. Бабушка выбежала вслед за ними, пыталась выяснить, что происходит, куда увозят ее мужа… Но никто, конечно, ей ничего не объяснил. И тогда моя бабушка решила, что останется здесь, в поселке. Забрала вещи из поезда, простилась с друзьями и пошла искать себе жилье и работу. Но нашла не здесь, а в соседнем Мерке… И прожила там до весны 1938-го, а весной стало наконец понятно, что дедушку перевели в исправительно-трудовую колонию города Орска. И тогда бабуля перебралась в Оренбург, поближе к колонии.
Мерке она потом вспоминала часто. У нее там остались подруги, она их навещала, и один раз меня взяла с собой. Мне было лет 8-9, и я мало что запомнила из Мерке того времени. Только школу, где была учительницей подруга бабушки, да здание бывшей церкви.
Особенно здание церкви врезалось в память. Бабушка, проходя мимо этого самого обычного, совершенно непримечательного в то время дома, в котором располагалось какое-то производство, останавливалась, крестилась и кланялась.
И вот я в Мерке. Поселок огромный, детские воспоминания не подвели. Прочитала в интернете, что на начало 2019 года население села составило 11 791 человек (6127 мужчин и 5664 женщины).
Хм, мужчин больше?.. Неожиданная для нас статистика. Но факты – вещь упрямая.
Водитель рассказывает – рядом с поселком много интересных мест отдыха, памятников, исторических достопримечательностей, там можно хорошо провести время. Но времени нет, увы. Потому решаем остановиться в центре на час-полтора, мои коллеги хотят немного отдохнуть, а я в это время решаю прогуляться по Мерке.
Поселок изменился, но не очень. Много домов построено в 50-60-х, сейчас их облагородили современными материалами, но они узнаваемы. Школа на месте и выглядит неплохо.
На месте и церковь. И сейчас это действительно церковь.
Правда, на воротах замок, все закрыто…
Но я не успеваю расстроиться – подъезжает священник. Это отец Сергий, он священник в трех селах – Кулан, Сарымолдаева и Мерке.
Он и рассказал мне историю этой церкви и провел небольшую экскурсию по зданию.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы построен, оказывается, еще в 19-м веке – в 1896-м году и является памятником истории и культуры. Это единственное сохранившееся церковное здание дореволюционной постройки в Жамбылской области, один из старейших храмов Казахстана.
"Меркенские христиане считают датой открытия своего кирпичного храма 21 сентября 1896 года. Точных документальных сведений, подтверждающих или опровергающих правильность этой даты нет. Единственный документ того времени, который был извлечён из недр архивов, это "Проектъ церкви в селе Мерке Аулиеатинскаго уезда" 1893 года. Этот документ позволяет утверждать, что здание было построено не ранее 1893 года", - это цитата из статьи Владимира ВОРОНЦОВА, которую рекомендовал мне прочитать отец Сергий. И это, кстати, единственный материал, посвященный этому историческому зданию, который я нашла позже в интернете.
На проекте мы видим высокое, изящное здание, довольно большое по своим размерам. Сейчас оно вроде как меньше и ниже.
- В 1929-м году большевики закрыли храм. Было снесено навершие центральной части здания, они разрушили звонницу, колокола были сброшены на землю. Окна и двери заложили кирпичом. Пристроили к основному зданию склады, хозпострйки, цеха. В здании в разные годы был клуб, швейная мастерская, кинотеатр. У нас есть прихожане, которые помнят, как выглядела внутренняя часть храма в это время. "Батюшка, мы вот тут сидели и смотрели фильмы". Они же, люди старшего поколения, и стали инициаторами восстановления храма. Благодаря их стараниям были разобраны постройки вокруг здания, сбита штукатурка с кирпича, искажающая первоначальный облик, восстановлена утраченная звонница, - рассказывает отец Сергий.
Показал батюшка и место, где было кладбище. Оно теперь за территорией церкви, за забором. Там сейчас какой-то магазин, хозпостройки и вроде даже кафе. А когда-то с южной стороны храма был погост, на нем хоронили священнослужителей и почетных прихожан.
Храм, кстати, построен из жженого кирпича – это типовой проект для Туркестанского края. Я видела похожее здание в Шымкенте - Никольский собор, там сейчас кукольный театр. Но фасады у этих зданий разные, уникальные…
В храме очень толстые стены, наверное, метровые. Пахнет сыростью – накануне прошел дождь и на потолке потеки. Немного грустное зрелище.
- В связи с тем, что прихожан становится меньше, кто-то уезжает, кто-то умирает, мы были вынуждены на холодное время прекратить служения в этом храме. И мы планировали здесь сделать небольшой ремонт – побелить, оштукатурить, но случилась пандемия. И сейчас храм действительно большую часть времени пустует, - пояснил батюшка.
Да уж. Карантин усложнил и без того непростую жизнь прихода. Историческому зданию явно нужен хороший ремонт. Но силами малочисленного меркенского прихода совершить его просто нереально. Должна быть помощь государства. Или меценатов.
Спросила я у отца Сергия про туристов – много ли их приезжает увидеть храм? Этот регион богат историей, много различных памятников, да и места тут необыкновенные. Туристы должны быть, по моему разумению. И это помогло бы развитию места.
- Пару раз приезжали, смотрели храм, много фотографировали, - сухо ответил батюшка.
Пару раз? То есть, в туристические маршруты этот поистине уникальный исторический объект не входит? Непостижимо.
Уезжала я из Мерке, обуреваемая смешанными чувствами. Удивительное здание с большой историей всколыхнуло воспоминания детства и пробудило интерес к истории этих мест. Конечно, я сюда вернусь. И не раз.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Евгения Морозова.