Жаркентское кладбище как часть истории региона
Люблю Жаркент. Искренне считаю этот город интересным, и любая поездка туда для меня – настоящее путешествие. Считаю, что мы все (я про казахстанцев вообще и про алматинцев в частности) недооцениваем потенциал этого города – туристический в первую очередь. Но на самом деле картина не очень радужная: большинство тех, кто слышал об этом городе, из его достопримечательностей назовут только уникальную жаркентскую мечеть, памятник архитектуры XIX века. Она действительно великолепна, уникальна, поражает своей красотой и величием. Построенное из дерева в 1895 году по проекту китайского архитектора Хон Пике здание скорей похоже на иллюстрацию к восточной сказке, чем на мечеть. Впрочем, сейчас здесь музей, и в него обязательно заезжают туристы, путешествующие по региону.
Но достопримечательностей в городе гораздо больше, и обусловлено это историй самого города.
Город Жаркент в том виде, в котором мы сейчас его знаем, был основан в 1881 году, когда в результате Петербургского договора часть земель западной части Илийской долины осталась за Российской империей. До 1942 город назывался Джаркент, с 1942 по 1991 – Панфилов, в честь генерала Ивана ПАНФИЛОВА. А Жаркентом он стал называться в 1991 году – городу вернули историческое имя. Правильно, конечно. Хотя за героя Панфилова обидно.
Но известен Жаркент был гораздо раньше – в десятом веке здесь проходил Великий Шелковый путь, от тех времен остались "кусочки" крепостной стены, опоясывавшей когда-то старый город.
Город, кстати, хоть маленький и малоэтажный, провинцией не выглядит, да и не является ею. Жизнь тут кипит – граница рядом, до карантина было много проезжих предпринимателей, которые мотались за товаром на Хоргос. Да и сейчас тут оживленно. Отели, отельчики, ресторанчики, кафе – всего этого тут, как в большом городе. Улицы широкие, с высокими деревами-гигантами по обочинам.
Сохранилось много домов XIX века, не все они в хорошем состоянии, увы, но даже в таком потрепанном жизнью виде являются украшением города. Нам, приезжим, есть на что посмотреть и чем полюбоваться – красивые наличники, деревянные резные фасады, окна, двери... И за что попечалиться тоже есть.
Бывшая церковно-приходская школа – здание 1909 года, выглядит живописно, крепко, но ветхо. В советское время тут тоже была школа, учебно-производственный комбинат. А потом, в годы независимости – детский клуб, колледж… Сейчас в доме в одном крыле расположился швейный цех, остальные помещения пустуют… Жаль, что не находится предпринимателей, желающих сюда вселиться и привести фасад в порядок. А городу, видимо, не до этого.
А здание бывшей жаркентской тюрьмы, "острог", как тут говорят, – это уже руины, увы. А ведь у здания 1901-го года постройки потрясающая история: в дореволюционное время тут отбывали вполне заслуженные тюремные сроки контрабандисты и нарушители границы. А в советское время к этому контингенту добавились политические заключенные, активисты казахской партии "Алаш" и даже видные общественные деятели.
Позже здание тюрьмы отдали под общежитие педучилища. Хотели тут сделать гостиницу, магазин и вроде бы даже бассейн рядом копали, но выкопали груду человеческих костей и забросили это дело. Но это неточно – со слов местных жителей. А про скотный двор, который тут был, - точная информация. И в это верится сразу, кругом рога, копыта, кости и даже шкуры убитых животных.
Но смотреть надо и это здание – скоро оно развалится окончательно, а вместе с ним уйдет в небытие целый кусок городской истории…
Тем радостнее видеть дома, устоявшие в буре времени, политических и экономических перемен.
В первую очередь, это художественная галерея имени Абылхана Кастеева, она расположилась в старом деревянном доме. И это еще одна достопримечательность Жаркента, мимо которой проехать нельзя. Классик казахстанской живописи родился и вырос в этих местах – в поселке Чижин. В галерее есть зал, посвященный КАСТЕЕВУ, его жизни и творчеству: его фото разных лет, дипломы, документы и две работы художника. Тут проходят выставки работ местных художников и скульпторов, действует художественная школа. Очень рекомендую всем мимо проезжающим мимо не проезжать – работы выставляются очень интересные….
Неподалеку (впрочем, тут все рядом) стоит храм Илии Пророка, ровесник мечети-музея, очень красивое яркое здание, сохранившее особую атмосферу старой семиреченской церкви. Как рассказал местный священник Дмитрий КАПЛИН, храм деревянный, построен на месте старой церквушки в 1892 году. Если так, то зданию в этом году 130 лет! И тут сохранились некоторые исторические детали – половицы, двери. А печи - от более позднего времени, но тоже старые. Этому зданию, можно сказать, повезло: с ним обращались почти бережно. В советское время в храме был спортзал, а потом туда вселилось общежитие педагогического техникума.
Ну и обязательно в Жаркенте надо зайти в кафе-ресторан – тут отлично кормят, тут свежие и, как сейчас говорят, экологические чистые продукты. И люди тут душевные, просто посидеть за чаем и поговорить – радость и удовольствие.
Но вот это все вы можете найти в любом путеводителе.
А Жаркент еще больше, его история глубже и многограннее. В прошлое свое жаркентское путешествие, а это было 30 апреля, я неожиданно оказалась там на … кладбище. Хотя чего тут неожиданного? Мои знакомые, коллеги и уж тем более друзья знают – я увлечена некрополистикой. Хобби это у меня появилось с легкой руки АФОНИНА Георгия Алексеевича, известного и, наверное, единственного казахстанского некрополиста, историю кладбищ считаю неотъемлемой частью истории города, страны, мира. И когда я услышала от местного жителя: "А вы были на нашем старом кладбище? Видели могилу 1887 года?", я тут же захотела побывать на этом самом погосте, чтобы найти эту самую могилу.
Не одна отправилась, конечно, а с единомышленницей и товарищем по многим своим путешествиям и гостем многих наших городских экскурсий Ольгой МАРТЫНОВОЙ. У нас с ней был час на поиск могилы, изучение самого кладбища и фотографирование надгробий – потом нас ждали неотложные дела, поездка в Жаркент была расписана по минутам.
Водитель, местный житель по имени Руслан, не только довез нас до кладбища, но и принял самое деятельное участие в поисках. Надо сказать, что в этот ранний субботний час, а поехали мы туда в 7 утра, на кладбище было многолюдно – народ прибывал на машинах и пешком, с лопатами, метлами… Оказалось, уже знакомый нам отец Дмитрий организовал в этот день субботник – и все эти люди собрались на уборку кладбища, чтобы привести в порядок могилки близких и совсем незнакомых людей, почистить дорожки, вынести мусор.
На мой взгляд, кладбище было в идеальном состоянии – очень чистые дорожки, убран мусор. И могилы ухоженные, даже очень старые, даже с разбитыми (оказывается, были тут и случаи вандализма) надгробиями, и даже уже фактически исчезнувшие могилы приведены в порядок.
Удивило: на некоторых захоронениях нет табличек, кресты уже свалились, но даже эти могильные холмики аккуратненько выровнены, а кресты пристроены рядом. Оказалось, субботник затеян именно для таких могил – за которыми уже некому следить и ухаживать. И потому ухаживают и убирают их те, кто просто оказался в этот день на кладбище. В нашем большом Алматы такие действия называются "волонтерство", а тут просто – "убрал и все, мне же не тяжело". Именно так описал свою работу худощавый дедок с граблями. Очень хорошая традиция.
Так что спросить о старых могилах было кого. Мы объясняли путанно и не всегда понятно, что ищем. А люди искренне старались помочь. Общими усилиями могила была найдена. И она тоже оказалось ухоженной.
У могилы два надгробия. Старая каменная плита с уже почти нечитаемой надписью. На новой, тоже каменной, плите полностью повторена надпись с оригинальной: "Здесь покоится тело Раба Божия Штабс Капитана Николая Семеновича КОЛМОГОРОВА. Родившегося 26 сентября 1830 г. Умершего 24 ноября 1887 г.". Кто поставил новую плиту на старой могиле – неизвестно. Пока неизвестно.
Неизвестно и кто он такой, этот Николай Семенович? Что послужило причиной смерти? 57 лет – не такой уж преклонный возраст, чтобы умереть от старости и немощности… Хотя тут, на границе с Китаем, в конце XIX века было тревожно, постоянные стычки с китайцами не давали спокойной жизни всем округе. Так что он мог умереть даже не от старости и болезней, а от пули, и скорее всего, именно это и произошло – все-таки штабс-капитан, военный человек…
Но времени на размышления не было, нас ждали дела.
…Однако история жаркентского кладбища и людей, там упокоенных, не давали мне покоя. На кладбищах в других регионах Казахстана я не видела таких надгробий – глиняных, кирпичных…
Я разглядывала фотографии захоронений, читала фамилии усопших, искала эти фамилии в интернете – нет, ничего не находилось. Зато во время поисков наткнулась на аккаунт в инстаграмм – ВЖаркенте. Описание странички гласило: жизнь и новости города. Я связалась с администратором страницы, попросила опубликовать мою просьбу, коротко она звучала так: "Помогите собрать информацию о кладбище города Жаркента: когда оно было образовано, какие известные жаркентцы там похоронены".
Объявление опубликовали, жаркентцы отозвались, звонят, пишут, отправляют фотографии и скрины документов уже несколько дней, за что им огромное спасибо. Я сейчас собираю, проверяю, анализирую информацию, которой со мной щедро делятся местные краеведы, историки, занимающиеся историей края, неравнодушные жители. А я постепенно этой информацией буду с вами, дорогие друзья. Так что продолжение будет – много "серий" про Жаркент, про людей, тут живших и живущих. Потому что история – это люди, их дела и поступки. Отдельным материалом будет интервью с исследователем Джаркенского уезда (именно так он мне написал – это узкий, но глубокий кусок истории Джаркентского участка) ЕСПЕМБЕТОВЫМ Хамзой Сергалиевичем: огромный объем информации, который он мне выложил за один телефонный разговор, мне еще предстоит обдумать и осознать.
А сегодня только про кладбище. И только то, что удалось узнать.
Первой мне дозвонилась Светлана ЛУТОВИНОВА, краевед, любитель истории. Мы говорили с ней долго – час. Об истории края, который она объездила вдоль и поперек, знает тут почти каждый камешек. Она и назвала мне имена известных жаркентцев, которые здесь похоронены. Я не видела этих могил, просто не дошла до этого участка кладбища:
Герой Советского Союза Николай Семёнович ИВАНОВ: помощник командира взвода 246-го гвардейского стрелкового полка 82-й гвардейской стрелковой дивизии 8-й гвардейской армии 1-го Белорусского фронта, гвардии сержант. На фронт ушел 19-летним мальчишкой, героически воевал, был награжден орденом Ленина и медалью "Золотая звезда". После войны вернулся на родину. Работал техником-лесоводом в Панфиловском лесхозе. Умер 4 февраля 1972 года.
Даниил Евграфович ВАЖНИН, учитель географии, организатор краеведческого школьного кружка, основатель историко-краеведческого музея в школе-интернате № 6. Начинался этот музей с обычного стенда в школьном коридоре, а полвека тому назад – 22 апреля 1970 года – открылся официально. В 1978 году музей был признан лучшим школьным музеем в республике… С развалом Союза развалился и музей. Что с ним сейчас? Говорят, восстановили, но в очень упрощенном варианте – школа смогла выделить под реликвии, фотографии, документы одну комнату. Хочу зайти в эту школу, посмотреть на музей, познакомиться с учителями и директором – большое дело делают люди!
Николай Никитич ГОЛОВАЦКИЙ. Легендарный хозяйственник - в советское время по всей обширной территории Советского Союза гремела слава агрофирмы "40 лет Октября", которую он возглавлял. Бессменный председатель, дважды Герой Социалистического Труда, "академик полей". Академия била все советские рекорды по финансовым доходам, объему и производству высококачественной сельскохозяйственной продукции. Николай Никитич был награжден шестью орденами Ленина, орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени и многочисленными медалями СССР.
Головацкого вспомнил пользователь 147scania и еще несколько человек, пожелавших остаться неизвестными. Видимо, Николай Никитич в Жаркенте и сейчас остается известной и уважаемой личностью. Как и краевед Важнин – о нем писали и говорили почти все…
А дочь местной поэтессы Любови МОЛЧАНОВОЙ прислала вместе с информацией о талантливой жительнице города вырезки из газет:
"Молчанова Любовь Юрьевна, в девичестве Лапшина, родилась 27 марта 1961 года в России: Ивановская область, Родниковский район, поселок Шубино. В возрасте трех месяцев она с родителями переехала в Казахстан город Алматы, с 1978 по 2018 годы проживала в городе Жаркент, Алматинская область, Панфиловский район. Всю свою жизнь она писала стихи, песни и также была исполнителем своих песен. Она переехала в Жаркент сразу после окончания школы чтобы поступить в Педагогическое училище и осталась здесь жить, она влюбилась в город, в гостеприимство жителей и посвятила городу и жителям Жаркента много стихов и песен. До 2000 года работала учителем начальных классов в школе им. А.В. Луначарского. Последние годы занималась репетиторством - индивидуальными уроками. Также работала внештатным корреспондентом местной газеты "Жаркентская новь" / "Жаркент өнері". 19 октября 2018 года ушла из жизни от непродолжительной болезни".
Ludmila.dukhnova в комментариях к моему посту-просьбе указала имя местного священника, здесь упокоенного, а Аlina Khamitova в личные сообщения выслала ссылку на сайт с информацией о нем:
"Григорий УХАНЬ, протоиерей. Родился он в 1892-м году в Полтавской губернии, учился в церковно-приходской школе – три класса, был псаломщиком в местной церкви. Как он попал в наши края – неизвестно (пока неизвестно), но есть информация, что в 1931-м году "рукоположён в сан священника епископом Алма-Атинским и Казахстанским к храму в ст. Талгар Алма-Атинской обл.".
А через два года он был арестован по следующему обвинению: "Будучи священнослужителем православной веры, использовал фанатизм части отсталого населения и проводил антисоветскую деятельность, проповедовал скорое падение Советской власти и направлял население не подрыв мероприятий партии и правительства". Приговор – пять лет заключения. Вышел, работал на сельхозработах в Талгаре. В 1944 его опять арестовали. Приговор 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Вышел. Стал настоятелем молитвенного дома в городе Панфилов (сейчас Жаркент) и был им до своей смерти в 1973 году. В 1990, 28 февраля прокуратурой Казахской ССР реабилитирован по делу 1933 года, в 1993, 24 февраля Генеральной прокуратурой Республики Казахстан реабилитирован по делу 1944 года".
Руслан ДРУГУН на WhatsApp отправил информацию о монахинях, могилы которых рядом с могилой священника – Макарии и Серафимы.
"Макария - Маргарита Ивановна, это одна из первых прихожан церкви, которая приютила и всячески помогала тогда ещё совсем молодому батюшке Вианору (это предыдущий настоятель храма, сейчас он служит в Каскелене – Е.М.), когда его только только приставили к нашей церкви. По словам самого батюшки, она стала для него родным и близким человеком, и цитирую его слова, "я приехал сюда совсем маленьким птенчиком, ни знакомых, ни родных, и было немного страшно за тысячи километров от дома, но она помогла мне опериться и возмужать".
А Серафима - это родная мать отца Вианора, если не ошибаюсь Мария, отчество не помню, в духовенстве при постриге получила имя Серафима. Обе монахини похоронены на православном кладбище, где воздвигнут большой мраморный крест".
Руслан – "правнук одной из первых монахинь города Жаркент монахини Ефросиньи. Жил при церкви и был пономарем, алтарником около 10лет при духовном наставнике отце Вианоре", - так он написал о себе…
Спасибо всем-всем, кто отозвался!
"Ниткой воспоминаний штопаю историю", - писал китайский поэт Ли Бай много-много лет назад. Кстати, некоторые исследователи его творчества уверены, что он был родом из города Суяб, а это рядом с нами – в Чуйской длине, этот город археологи отождествляют с руинами у села Ак-Бешим. Вот куда может завести ниточка, если за нее потянуть…
И вот так, по ниточкам воспоминаний, и собирается ковер памяти.
А я, пока собирала информацию, читала сообщения и говорила по телефону с теми, кто отозвался, утвердилась в мысли – надо опять ехать в Жаркент. Знакомиться с жителями, разговаривать, смотреть семейные фото, заходить в старые дома. А не так, как я ездила до этого – быстро-быстро на бегу осматривала некоторые городские достопримечательности, обедала и назад. Нет-нет, тут нужно быть основательной и неторопливой, чтобы больше узнать и больше запомнить. Так что продолжение следует…
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Евгения Морозова.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!