
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
В Казахстане все любят лошадей. Даже те из нас, кто вообще никого не любит. Конь, животное гордое и красивое. Но роль его в истории, если разобраться, часто сопряжена с разрушением, грабежом и насилием. Его резвость идеальна для стремительного кавалерийского наскока и быстрого ускока, он хорош на парадах и в забавах элиты.
Вот почему рабочей лошадкой человеческой цивилизации по праву может считаться вовсе не лошадка. А осёл. И то правда - трудно представить себе более безобидное, безропотное и трудолюбивое существо нежели этот вислоухий спутник нашей эволюции. Осёл вместе с коровой и овцой могут с полными основаниями претендовать на звание самых мирных спутников человека.
Мироносец
Одомашненный одним из первых (в V тысячелетии до нашей эры) он никогда не использовался в военных атаках. Потому что, завидев грозную армию завоевателей, лихо несущихся верхом на ишаках, завоёвываемые сразу же полегли бы со смеху. И завоёвывать было бы уже некого, война утеряла бы свой смысл. А без неё – куда? Тупик!
Не говорю уж о памятниках, которые пришлось бы возводить завоевателям. Карл Великий или Чингисхан на вздыбленном осле. Представили?
Если конь всегда был первейшим товарищем богатырей, рыцарей, странствующих разбойников, барантачей и прочих героических харизматиков, то осёл становился верным спутником мудрецов, хитрецов и философов. Знаменитый суфийский весельчак Ходжа Насреддин немыслим в отрыве от своего доблестного ишака. Который, кстати, верно сопутствует ему на многих памятниках, установленных в разных странах мира. (Говорят, что один такой монумент стоит в Усть-Каменогорске).
Но ещё больший памятник спутнику Насреддина - это многочисленные притчи о хитреце, в которых его осёл - один из главных героев. И героев положительных.
"В мечети после намаза настоятель поносил грешников и распутников:
- Все вы в нашем селении забыли закон ислама, запрещающий пить вино. Все вы пали ниже самого грязного животного. Возьмите, к примеру, осла. Он разумнее вас. Поставьте перед длинноухим кувшин с вином и кувшин с водой. Что он станет пить, спрашиваю я вас?
- Ясно, воду, - ответили в один голос прихожане.
- Вот видите! - воскликнул настоятель.
Но Афанди ответил:
- А я в этом вижу только подтверждение старой истины, что ишак лишен разума".
Богоугодное животное
Показательна и мудрая Библия. Лошадь мелькает в ней весьма и весьма фрагментарно. В основном, когда дело касается любовно-мистической лирики и нужно найти верный эпитет для пылкой возлюбленной. Тогда-то её и сравнивают с какой-нибудь кобылицей в колеснице Фараоновой.
Более того, коневодство на израильщине вообще-то не приветствовалось, а заповедь "не умножать себе коней" прозвучала из уст самого Господа, как предостережение.
Осёл же был для древних евреев символом процветания и богатства. У Иова, к примеру, было полсотни ослиц. К Начальникам Израиля обращались так: "Ездящие на ослицах белых, сидящие на коврах…"
Ослицы считались наиболее приспособленными для верховой еды, кроме того, они могли давать и молоко, которое почиталось как целебное. Недаром именно на ослице въехал в Иерусалим торжествующий Христос. А другая ослица, прорицателя ВАЛААМОВА, заговорившая человечьим языком, вообще стала символом всесилия Создателя.
"Ослица увидела Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою.
И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: "Что я тебе сделала, что ты бьёшь меня вот уже третий раз?"
Действительно, за что?
Вислоухий странник
Если сравнить душевные качества коня и осла, то выяснится несомненное превосходство последнего. Верный конь может спокойно щипать траву, равнодушно оставляя умирающего от раны хозяина. Осёл же по преданности может сравниться разве что с собакой.
И это не единственный плюс вислоухого.
Ишачок везёт вьючок почти такого же веса, как лошадь; он лучше верблюда ходит по горам, не боится холода и сырости, очень невзыскателен в отношении подножного корма. Это авторитетное мнение академика В. А. ОБРУЧЕВА, пропутешествовавшего на ослах много лет и преодолевшего с их помощью десятки тысяч вёрст азиатского бездорожья во время своих маршрутов по Глубинной Азии.
Гибель верного осла в слюнявой пасти урумчийского волка стала для путешественника большим потрясением.
"Этот осёл служил нам больше года, побывал в Центральной Монголии, Ордосе, Шен-си и Гань-су, в Цзинь-дин-шане и Среднем Нань-шане, пасся в местностях, где, наверное, бродили волки, но стал их жертвой не в пустыне, а в большом оазисе вблизи крупного города".
"Драконом возомнит себя…"
В резко континентальных культурологических условиях Казахстана, где извечное соседство номадизма и осёдлости определяли особенности развития общества, осёл и конь издревле представляли собой ещё и своеобразные животные "тотемы", стоящие за двумя народообразующими стихиями. Конь был спутником номада, товарищем лихого джигита, движущей силой всех мелких порывов, больших нашествий и великих переселений в Глубинной Азии. Он нёс на себе Великую степь. Осёл, напротив, понуро двигался по мирным просёлкам: от кишлака к кишлаку, от базара к базару, по полям, вдоль арыков, и неспешно двигал вперёд скучные будни земледельческих оазисов и умирающих царств.
Про лошадь говорено достаточно, но тотальную вживлённость осла в древнюю жизнь и культуру Средней Азии (включающую в себя южные районы современного Казахстана), может быть, представляют не все. Культ осла и культ коня, существовавшие параллельно, были одинаково сильны по обе стороны "границы". Хотя и держались на разных персонажах, они во многом дублировали друг друга.
Оседлые жители любили своих осликов не менее чем номады своих аргамаков. Про них так же слагали оды и пели песни.
"Весь день он занят баловством,
Стучит копытами, зубами и, трубя,
То вдруг прикинется могучим львом,
То вдруг драконом возомнит себя".
Эти с любовью написанные строчки Назима ГЕРАТИ посвящены не коню, а ослику.
На представленном тут фото петроглифа из предгорий хребта Кетмень, выбитый на камне осёл органично вплетается в чреду древних образов, оставленных на скалах былыми обитателями Глубинной Азии.
Рабочая лошадка цивилизации
Любопытно, что в Туркестане издревле существовала и своеобразная система ездового общественного транспорта с солидным парком транспортных ишаков. Так, например, чтобы доехать (или доставить груз) из какого-нибудь Вабкента в Бухару, люди брали напрокат в соответствующей "фирме" ослика, которого нанимали в начале пути и сдавали в конце.
Любопытно, что даже для такого степного развлечения, как байга (состязание коней, их владельцев и наездников), в более южном регионе существовал свой ишачий аналог. Вот как описывает ишачьи бега в Дервишабаде вдохновенный бытописатель старой Бухары Садриддин АЙНИ:
"В бегах принимало участие около пятидесяти ослов. Это всё были белые, крупные ослы с пышными, как веники хвостами, с подстриженной гривой и стоячими ушами…
Сначала вывели нескольких ослят, принадлежавших ребятам. Затем скакали ослы любителей. И только потом, когда собрались лучшие знатоки ослов и знаменитые погонщики, начались настоящие бега".
И ценители воспринимали все перипетии этой ишачьей байги вовсе не как карикатуру на байгу настоящую. Страсти кипели всамделишные! Достаточно сказать, что проигравшие состязание владельцы ослов могли запросто вспороть брюхо своим недавним любимцам.
И так продолжалось тысячелетиями.
Покончить с ослами? Не получилось!
…Социализм отчего-то решил покончить с ослами как с классом. Когда в разгар Застоя я, собравшись путешествовать по Средней Азии (подобно Насреддину) и попутно собирать фольклор (подобно Шурику), пришёл на чимкентский "скотий базар", присмотреть себе верного спутника, торговцы подняли меня на смех и даже оскорбились моим запросом. "Тебе нужен ишак? Вон, иди в поле, их там много бегает, поймай себе любого".
Ныне, с повсеместным падением социализма, ослы у нас вновь оказались необходимы и востребованы. Опять наступило их время. Потому что, когда налетает стихия (хотя бы - рыночных отношений), горожанин ищет, чего бы ещё продать, чиновник - чего можно прибрать, а селянин хватается за любую возможность заработать. Самая бескорыстная и безропотная скорая помощь приходит вот уже восьмое тысячелетие всё от одного и того же персонажа из нашего домистицированного окружения. От осла.
Что ни говорите, но истинная рабочая лошадка человеческой цивилизации – это осёл! Единственное, чего я не могу понять и объяснить - почему мы так несправедливы к самому верному из наших доброхотов? Называя друг друга "ослами" и "ишаками", собственно, кого мы хотим оскорбить и принизить?
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов.
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!