Руководитель советского государства, генеральный секретарь ЦК КПСС ушёл из жизни 10 ноября 1982 года
Своего отрицательного отношения к коммунистической идеологии никогда не скрывал. Вместе с тем считаю, что огульно плевать в прошлое - дело пустое и не очень рациональное. Прошлое, на мой взгляд, надо скрупулёзно изучать, принимать, где надо - каяться, а где можно - гордиться.
В этой связи хотел напомнить, что 10 ноября 1982 года ушёл из жизни руководитель советского государства, генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич БРЕЖНЕВ.
Период его правления принято называть "застоем". Так и было. Но с высоты прошедших лет, думаю, стоит признать, что Брежнев при всей корявости социалистической системы от своих предшественников в кресле главного советского автократа отличался редким беззлобием и человечностью.
Я вообще считаю, что был Леонид Ильич скрытым антисоветчиком. Понимаю, что "Брежнев - антисоветчик" - звучит экзотично. Чрезмерно экзотично.
Однако поделюсь ещё раз своим прошлогодним постом. Решайте сами.
ВЕРА БРЕЖНЕВА, ИЛИ ГЛАВНЫЙ АНТИСОВЕТЧИК В СССР
Из воспоминаний кинорежиссёров эпохи СССР известен любопытный факт. Многие фильмы, вошедшие в золотой фонд советского кинематографа, попали на большой экран благодаря генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу.
Дело в том, что был Леонид Ильич большим киноманом. Предпочтение, кстати, отдавал американским вестернам, что, согласитесь, уже примечательно. Когда в доставках заграничной кинопродукции случались сбои, на дачу к главе коммунистической партии и советского государства привозили новинки отечественного кинематрафа. Среди них зачастую оказывались фильмы "зарезанные" церберами идеологической цензуры.
Видимо, искусствоведы в штатском, испытывая недоверие к сознательности граждан Союза, в морально-политической стойкости главного коммуниста СССР не сомневались. Вот и выдавали "запрещенку", так сказать, для внутреннего пользования.
Брежневу многие картины нравились, он живо на них реагировал, хохотал, а после интересовался - когда они появятся во всесоюзном прокате? Цензорам ничего не оставалось, как срочно пересматривать свои вердикты, возвращая забракованным фильмам право на жизнь.
С подачи генсека достоянием масс стали такие культовые кинокартины как "Бриллиантовая рука", "Белое солнце пустыни", "Джентельмены удачи", "Гараж", "Ирония судьбы", "Пираты 20 века" и многие другие. Несложно представить, насколько унылым был бы советский экран без этих кинолент.
Таким образом, Леониду Ильичу нужно сказать спасибо. Вместе с тем сложно в этой связи не задаться вопросом: а что, собственно, Леонид Ильич себе позволял? Ведь, строго говоря, многие фильмы, получившие его высокое одобрение, с точки зрения бытовавших в СССР установок нашпигованы, словно булка изюмом, махровой антисоветчиной.
(Я как-то делал расклад антисоветского содержания фильма "Москва слезам не верит").
Получается, что Генсек ЦК КПСС осуществлял настоящую идеологическую диверсию, подрывая через эффективность "самого важного из всех искусств" веру советских граждан в идеалы социализма и достижения советского строя. Неужели Брежнев и был самым главным антисоветчиком в СССР, возможно ли такое?
Ответ для себя нашёл в биографии Леонида Ильича. Непростую жизнь прожил человек. Много чего в ней было. И мозоли трудовые, и шишки от неудач, и карьерное упорство, и умение интриговать в ожидании своего часа, и, что немаловажно, боевые ранения - Брежнев прошёл через всю ВОВ, был участником серьёзных сражений и многие его ордена действительно заслуженные.
И вот что смею предположить. Пройдя нелёгкий жизненный путь, пролив кровь и пот, насмотревшись на ужасы и лишения войны, вынес Леонид Ильич, как и многие другие фронтовики, из всего этого мОрока страстное желание дышать полной грудью и любить жизнь здесь и сейчас во всем её красочном многообразии.
Для иллюстрации предлагаю фотографии. Гляньте на них. Брежнев коммунистическим аскетизмом явно не страдал. Одевался всегда элегантно, со вкусом подбирая аксессуары. Знал толк в хороших автомобилях. Ценил их. Иномарки, разумеется. Разбирался в оружии. Не прочь был махнуть рюмочку-другую. Непринуждённо флиртовал с прекрасным полом.
Думаю, взирая с вершины властного Олимпа на доминирующую в СССР безликую серость советского бытия, на уставную и бесконечно импотентную непорочность своего сурового коммунистического окружения вроде СУСЛОВА или АНДРОПОВА, не мог Леонид Ильич не испытывать тоску и разочарование. Возможно, что и приступы негодования накатывали на него от осознания собственного бессилия что-то изменить. Генсек генсеком, но товарищи по партии и дёрнуться бы не дали.
Вот и плыл Леонид Ильич по течению конформизма, занимаясь время от времени (говоря по-современному) троллингом меднолобых охранителей системы через одобрение антисоветских фильмов.
Возможно, была у него вера, что через эти смешные, нешаблонные, безусловно талантливые кинокартины, пусть не очень явно, пусть не так сильно, но сдвиги в системе все-таки происходят. Сдвиги к жизни другой - яркой, насыщенной, разнообразной, часто рисковой и непредсказуемой, но настоящей.