Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
В прошлый раз я рассказывал про исторические связи Тибета с Казахстаном. Сегодня хотелось бы продолжить тему и остановиться на любопытных моментах участия в контактах с заоблачной страной и её жителями самих казахов. Это были именно моменты, но заслуживающие внимания любителей истории.
Лхаса, куда все стремились, но никто не попадал
Лхаса и Потала.
При произнесении слова "Тибет" в голове сразу возникают дерзкие контуры Поталы, дворца-крепости далай-лам в Лхасе, "желтошапочные" монахи, дующие в трубы из берцовых человеческих костей с крыш заоблачных обителей, таинственные "обползания" паломников - коры вокруг бесчисленных святынь, заоблачных озёр и вызывающе красивых горных пиков. Всё это своеобразие, вкладываемое нами в понятие "Тибет", появилось не сразу.
Первый Далай-лама - Гедун ДУБ (1391 – 1474), ученик легендарного "реформатора" и очистителя буддизма ЦЗОНХАВЫ, так и умер в неведении о своём высоком предначертании. Лишь спустя столетие после смерти он приобрёл свой почётный титул и был объявлен перерожденцем самого бодхисатвы Авалокитешвары.
Традиция поисков младенца, в котором перевоплощалось божество после смерти очередного иерарха (дотянувшаяся до нашего времени!), так или иначе сопровождала явление каждого нового первосвященника, начиная с IV Далай-ламы - Йонтана Джамцо (1589 – 1617). А строительство Поталы началось лишь в 1645 году при его приемнике V Далай-ламе - Нгагбане Ловзане Джамцо (1617 – 1682).
Так появилась та Лхаса, которая, пожалуй, может считаться сильнейшим географическим магнитом для великих путешественников XIX и начала XX века.
Известно, к примеру, что ПРЖЕВАЛЬСКИЙ, стараниями которого была закрашена значительная часть Великого Белого Пятна в центре Азии, всю жизнь стремился попасть именно в Лхасу. Но так и закончил свои годы с этой нереализованной мечтой. Не удалось проникнуть в заповедную столицу тибетского буддизма и любимому ученику Пржевальского – Петру КОЗЛОВУ. И Свену ГЕДИНУ – ещё одному выдающемуся исследователю Тибета. Знаковый РЕРИХ - учёный, художник и мистик, также был остановлен тибетскими властями у самого порога столицы.
Список этот можно продолжать и продолжать. Лхаса манила исследователей, но, до самого XX столетия, оставалась для них лишь пределом мечтаний.
Приключения в Лхасе Солтона, сына Тауке
В отличие от Пржевальского, Гедина и Рериха – сын хана Тауке, известный в русских источниках XVII века под именем Солтон, в Лхасу не стремился и, скорее всего, про неё ни только не мечтал, но и не слыхал. Но вот ему-то как раз и довелось увидеть запретную столицу Тибета и даже познакомиться с живым воплощением божества – Далай-ламой. Правда – не по своей воле.
В одной из битв с джунгарами Солтон попал в плен и был отправлен в Лхасу духовному иерарху боголюбивым ойратским властителем Галданом. В качестве подарка. В Лхасе тогда номинально главенствовал Далай-лама VI (Цаньян Джамцо), прославившийся своей любовью к женщинам, вину и поэзии. Но в те годы, когда туда привезли казахского царевича, перерожденец был совсем ещё юным отроком.
Солтон прожил в ламской столице несколько лет, и в конце концов, по просьбе отца, его освободил и возвратил на родину преемник Галдана – Цэван-Рабда.
В качестве знака доброй воли, в связи с очередным потеплением отношений между степняками. Не исключено, что его судьбу повторили и другие его соплеменники, отправленные в заоблачную страну в качестве пленников.
Казахские кочевья в Тибете?
Кочевье казахов.
Вопрос о том, как далеко во время своих перекочёвок казахи заходили на юго-восток, в пределы Цинской империи, лежит на стыке физической и политической географии этой части Азии. В принципе, когда исчезли с местной сцены главные природные конкуренты по номадизму в Великой степи – джунгары, никто особо не мешал раздвигать пределы кочевий до самой Монголии и Великой Стены. Китайцы особо тому не препятствовали. Так что в XIX веке казахи Среднего и Старшего жуза быстро освоили весь Алтай и Восточный Тянь-Шань.
Известно, что русские экспедиции встречали их аулы даже в пределах Турфанской впадины.
"В 1889 году в эти горы пришло из Алтая около ста юрт китайских киргизов вследствие стеснения пастбищ на их родине. Здесь же в горах они нашли хорошие корма и очень удобные зимовки, свободные зимою, потому что все местные жители на зиму уходят со скотом в низкие, более теплые места. Киргизы занимаются исключительно скотоводством и охотою".
Это свидетельство В.И. РОБОРОВСКОГО, ученика Н.М. ПРЖЕВАЛЬСКОГО (из его книги "Путешествие в Восточный Тянь-Шань и Нань-Шань").
В принципе, казахи могли бы двигаться и дальше, но на пути вставала непреодолимая для нормальной кочевой жизни преграда – великие пустыни Джунгарии и Гоби, осилить которые вместе со скотом было проблематично. Однако имеются сведения, что в мутные 20-е годы прошлого столетия, одна из групп кереев (абак-кереи), в количестве нескольких тысяч человек, всё же достигла пастбищ Цинхая.
"Больше пятисот юрт снялись с насиженных мест в верховьях Чёрного Иртыша и ушли в провинцию Цинхай. К ним примкнули казахи из родов каракас и молки. – Писали в увлекательном историческом романе "Чёрный Иртыш" А Мин и Ростислав ПЕТРОВ. – Там им отвели пустынные и полупустынные степи Цайдамской низменности".
Насчёт "низменности" я бы не согласился – всё в географии относительно. Земли за хребтом Алтынтаг лежат на высоте 2600 – 2900 метров над уровнем моря (со всеми вытекающими из этого условиями).
Но для нашей темы интересней то, что эти заболоченные высокогорные степи - Цайдам, населённые монгольскими и тибетскими племенами, географы относят уже к Большому Тибету.
Иллюстрации из изданий XIX века.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!