Как обычно, акимат и Досаев?
Юг Медеуского района, частично Бостандыкский (выше Аль-Фараби) в Алматы без воды. Наверное, самое яркое явление этого лета в южной столице. Целые жилые кварталы по проспекту Достык остались без воды. Жители элитных ЖК, забыв, что они живут в дорогих апартаментах и жилых комплексах, из-за отсутствия воды не могут элементарно помыться. Дело дошло до абсурда: жители элитных ЖК шли в элитные фитнес-клубы, чтобы помыться, где благополучно их разворачивали, а те, кто потерпеливее, как в послевоенное время, ждали очередной водовоз с питьевой водой.
Воды нет несколько суток, и главная причина - из-за аномальной жары произошло таяние ледника в горах, спровоцировавшее сход сели на плотине Мынжылкы, загрязнение реки Малая Алматинка. Мутную воду не могут пустить в дома. А очистить ее невозможно, поскольку существующий водозабор на это не рассчитан. Надо просто ждать снижения уровня мутности, говорит акимат.
Итак, кто в этом виноват? Как обычно, акимат и Досаев?
Первое. Надо четко уяснить, что аномальная жара в будущем будет только нарастать. Глобальное потепление - уже факт. Мировые СМИ и ученые трубят, что нынешний июль побил все рекорды.
Июль этого года - самый жаркий месяц за 120 тысяч лет! Так жарко на земле не было ещё никогда, пишет BBC. Ученые говорят, что в последний раз климат на планете был таким теплым, когда уровень мирового океана был выше примерно на восемь метров, а на севере Европы жили бегемоты. Казахстан не стал исключением. А значит, будет интенсивное таяние ледников, будут сели и, как результат, мутная вода выше Аль-Фараби.
Выход один. Надо системно прокладывать коммуникации по водообеспечению, включая современные водоочистные сооружения.
Второе. Я, как юрист в области земельного права, как эксперт в сфере земельных отношений, как депутат, избранный жителями трех районов Алматы, хочу поставить чёткие акценты, хоть и будут они неприятны многим, но мы обязаны говорить правду. Почему в новых ЖК, в новых районах давление воды снизилось и инженерные сети не выдерживают? Почему нет новых резервуаров воды? Почему нет новых насосных станции, отстойники и резервные водоёмы, альтернативных источников воды? Почему нет нормальных очистных сооружений? Досаев, конечно, как градоначальник ответственен сейчас за все. Но это, если честно, только по формальной логике.
Но, не могу понять, почему не называют настоящие имена виновников этой проблемы?
Я имею ввиду всех акимов города Алматы, начиная с Храпунова, всех коррумпированных чиновников и прокуроров Алматы, которые так или иначе довели ситуацию с массовой хаотичной застройкой мегаполиса до состояния реальной катастрофы. Да, вы правильно поняли. Пройдут несколько дней, и вода будет подана. Но она не сделает невозможным повторение этой ситуации. Потому что система водообеспечения Горного гиганта, Есентай сити и прочих элитных улиц никак не рассчитаны на такое количество жителей. И там нет хорошего давления воды и бесперебойного водоснабжения и в обычное время.
Я в водном коллапсе мегаполиса усматриваю как причину коррупцию в сфере земельных отношений и строительства.
При Храпунове, Есимове, Тасмагамбетове, Байбеке и Сагинтаеве земли в южной столице отчуждались и предоставлялись для строительства МЖК без учёта Генерального плана, без учёта функционального зонирования, без учёта наличия инженерных сетей, без дорог, в противоречии градостроительным проектам, санитарным правилам и СНиПам. За 30 лет блатные коррупционеры, заполучившие почти даром огромные гектары под КХ в Талгарском и Карасайском районах, руками коррумпированных чиновников в администрации Есимова, Байбека и Сагинтаева благополучно прогоняли "левые" градостроительные проекты корректировали ПДП, благополучно меняли целевое назначение земельных участков под МЖК, сегментировали, продавали и застраивали. Застраивали, застраивали и застраивали, но без какого либо учета водопотребления, прогноза роста населения на сотни тысяч человек.
Никто из них не смотрел и не пытался смотреть, анализировать в корень проблемы и думать о возможности строительства МЖК с точки зрения наличия инженерных сетей, дорог и экологии в новых присоединенных районах Алматы. Строительное лобби в кабинетах акимата Алматы во имя огромных сверхдоходов безудержно застроил все и как попало.
Согласно имеющейся информации, резервуары чистой воды, числящиеся на балансе ГКП “Алматы Су”, были построены и введены в эксплуатацию в 1960-1980 годах! То есть тогда, когда там было всего два села с количеством жителей в пару десятков тысяч максимум.
Другими словами, ни при Есимове, ни при Байбеке, ни при Сагинтаеве не строились и не вводились новые резервуары воды. И вы говорите, что проблема с водой возникла сейчас, при Досаеве? Она бы возникла, даже если бы акиматом руководил Дональд Трамп или, например, Илон Маск.
И ещё одна занимательная статистика. В 2014 году решили строить водозаборные сооружения и станцию водоподготовки для обеспечения Наурызбайского района на р. Аксай. Так, ПСД начали разработку при Байбеке в 2014 году и только при Сагинтаеве в 2021 году этот проект ПСД прошёл экспертизу и работы начаты только в 2023 году! Вы что там, Транссибирскую магистраль строить планируете? Из-за безответственности правительства, министров и чиновников акимата Алматы более 100 000 человек в Наурызбайском районе города Алматы лишены нормальной питьевой воды! Почему тогда, ещё в 2014 году, перед подписанием Указа Президента о присоединении части Карасайского и Талгарского районов Алматинской области в черту Алматы, администрация Есимова не подумала об инженерном и водообеспечении этих новых районов. Есимов не решил вопрос с водой, передал Байбеку. Последний не решил, передал Сагинтаеву. Почему администрация Байбека и Сагинтаева на уровне Генерального плана города Алматы, вместо планирования строительства новых резервуаров, насосных станций, отстойников и резервных водоёмов для долгосрочного обеспечения жителей мегаполиса водой, рьяно планировали строительство МЖК?! Почему администрация Есимова, Байбека и Сагинтаева не резервировали земли для строительства новых резервуаров воды, насосных станций, отстойников и резервных водоёмов? Земельный кодекс их обязывает это делать! Не знали или не хотели? Столкнулись бы мы, жители Алматы, с проблемой обеспечения воды даже в условиях изменения климата, таяния ледников и масштабных селевых потоков, если бы администрация Есимова и Байбека ещё в 2013 - 2015 годы рационально запланировали бы строительство новых резервуаров воды, насосных станций, отстойников и резервных водоёмов? Они ведь все знали, что климат меняется, тают ледники, возможны таяния ледников, сход селевых потоков или рассчитывали, что обойдёт стороной мегаполис. Несмотря на печальный опыт схода сели в Алматы в 2015 году, все были "мотивированы" и заняты большим строительством и не заметили, как превратили некогда цветущие сады выше проспекта Аль Фараби в одну большую и, мягко говоря, колхозную строительную площадку. Застроили многоэтажными домами некогда уютный малоэтажный центр города, застроили яблоневые сады, застроили рекреационные зоны и предгорья, но забыли поставить себе вопрос и ответить, выдержат ли существующие сети потребности людей, смогут ли обеспечить очистку в случае помутнения и, в конце концов, найдется ли необходимое количество воды для обеспечения жизнедеятельности людей в этих МЖК? Дошло до абсурда, строили МЖК на землях для ИЖС, ЛПХ, срезали горы для очередного элитного МЖК. Ну а потом эти МЖК после строительства подключались к инженерным сетям и поняли, что существующие сети, по сути, не предназначены для многоэтажного жилищного строительства.
Я согласен, Досаев, как градоначальник отвечает за все, но всегда нужно говорить правду!
Мы сами виноваты, когда наши блатные сограждане, забывая про селеопасность и оползнеопасность участка, хотят построить себе элитные коттеджи, так сказать повыше и где все подороже, поэлитнее, там, где чистый воздух, мало людей и много природы, на предгорьях Алматы.
При этом, срезая горные массивы, и возводя таунхаусы, коттеджи на какие инженерные сети, на какую чистую воду они рассчитывали? Они сами проводили инженерные сети? Нет, они подключались к тем сетям, которые остались от дач, колхозов и совхозов Талгарского и Карасайского районов Алматинской области. Через какое-то время, думаем, а почему бы здесь не бабахнуть МЖК, корректировку в ПДП нам утвердят, функциональное зонирование на Ж-2 поменяют, целевку изменят, все исходные и разрешительные документы дадут. Әйтеуір, әкім бауырым аман болсын! Вот так все 30 лет! В периоды Храпунова, Есимова, Тасмагамбетова, Байбека и Сагинтаева мы застроили все, что было запрещено, мы покрывали застройщиков, своих же блатных сограждан, амбиции которых тянутся в горы. В водном коллапсе виновны все! Предприятие "Алматы Су", которое, по сути, напрямую повинно в данной ситуации, невзирая на высокие фамилии и должности, должно предоставить общественности объективную информацию о состоянии водного баланса, инфраструктуры и водной безопасности в Алматы. И предприятие "Казселезащита" которую в последние годы охватили ряд коррупционных скандалов, обязано предоставить общественности объективную информацию о селевой безопасности в мегаполисе и готовности инфраструктуры к катаклизму. То, что алматинцы лишились питьевой воды - не вина аномальной жары, поскольку к погоде спроса нет. Это то, что мы не можем изменить.
Почему мы не говорим о вине комитета строительства министерства индустрии, который все эти годы обязан был осуществлять государственный контроль за градостроительной деятельностью акимата Алматы. Почему мы не говорим о прокуратуре, которая обязана была осуществлять надзор за законностью, об антикоррупционной службе в части выявления коррупционных рисков в деятельности бывших акимов мегаполиса, счётном комитете (ныне аудиторской палате) в части расходования бюджетных средств акимата Алматы. Куда смотрела ревизионная комиссия Алматы, депутаты городского маслихата, члены градостроительного совета?
И что сейчас мы имеем?
Во-первых, сейчас реально на верхних районах Алматы собственно, речь идёт о присоединенных с Алматинской области землях Медеуского, Бостандыкского и Наурызбайского районов Алматы нет ни одного свободного клочка земли, где можно было бы построить новые резервуары воды, насосные станции, отстойники и резервные водоёмы! Остаётся изымать земли для государственных нужд в порядке статьи 84 Земельного кодекса и статьи 63 Закона о государственном имуществе, а это бюджетные расходы. Из-за ошибок в планировании прошлых градоначальников нынешнему в спешном порядке нужно находить хоть какие-нибудь свободные пространства для планирования строительства инфраструктуры по водообеспечению.
Во-вторых, из-за "колхозного" управления градостроительством в мегаполисе в период Есимова, Байбека и Сагинтаева выбыли и выбывают из строя колхозные в прямом смысле слова инженерные сети, которые не предназначены для обслуживания МЖК и рассчитаны были изначально на садоводческие и дачные кооперативы. Менять их полностью мы должны были при Есимове. Сейчас, учитывая положение в экономике страны, такой амбициозный проект правительство не осилит. Остаётся только сделать вывод из водного коллапса, разумно подойти к планированию, учесть это в новым Генплане города Алматы и в ручном режиме ограничить нагрузку на существующие сети.
В-третьих, сейчас происходит аномальная жара, повторюсь, она может повториться в следующем году. Изменение климата - явление реальное, и мы должны быть готовы. Чтобы не повторился этот водный коллапс, правительство, профильные министерства и акимат Алматы должны проработать изъятие необходимых земель для целей обеспечения водоснабжения населения и строительства новых резервуаров воды, резервных водоемов, насосных станций! Правительству нужно спешно проработать концепцию водной стратегии по водной безопасности на ближайшие годы. Ситуация с дефицитом воды в Алматы и Астане - это определённый сигнал перед ещё большей катастрофой.
В-четвёртых, дефицит и отсутствие воды в Алматы - это проблема, но большая водная проблема будет связана опять же со строительством МЖК на тектонических разломах, на сейсмо- и селеопасных зонах в Алматы. В случае землетрясения, схожего с катастрофой в Турции и Сирии, готовы ли наши резервуары воды, резервные водоемы, насосные станции поставлять чистую воду в критических условиях? Мы должны пересмотреть все подходы и правовые основы к строительству. Нужно запретить строить дома во всех городах, где нет Генпплана, прогнозов роста населения, увязанной к этим прогнозом развития систем жизнеобеспечения. Существующие СНиП, санитарные правила и технические регламенты устарели, а действующие нормы закона касательно разработки, утверждения генеральных планов и корректировки в ПДП, приняты в угоду и в интересах застройщиков.
Пока нет человеческих жертв, мы каждодневно должны думать о спасении людей, а не о комфорте богатых и власть имущих.
P/S.
Как вы знаете, на прошлой сессии мажилиса парламента я инициировал ряд поправок в Земельный кодекс и закон об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в части запрета предоставления земельных участков и изменения целевого назначения земельных участков расположенных на тектонических разломах, селе и оползнеопасных зонах. В рамках этих поправок инициирую запрет на выдачу АПЗ и согласования эскизного проекта, на согласование ПСД и выдачи разрешения на строительство на территории, отнесенной к тектоническим разломам и селе, оползнеопасным зонам городов.
Будет нелегко отстаивать эти народные интересы в Парламенте, коррумпированные чиновники акиматов и застройщики будут ставить палки в колеса, препятствовать принятию этих поправок.
Но возможности у нас велики, воли достаточно.
Всё только начинается.
Источник: страница Бакытжана Базарбек в Facebook.