Глава государства Нурсултан Назарбаев заявил, что ряд вопросов, в числе которых – обороноспособность и внешняя политика, после распределения полномочий между ветвями государственной власти, останутся за президентом, передает Sputnik Казахстан.
В ходе заседания глава государства отметил, что вопрос перераспределения полномочий между ветвями государственной власти является последовательным и закономерным этапом развития республики. "Реализация одной из пяти институциональных реформ, предложенных мной, предполагает наделение Правительства дополнительными исполнительными полномочиями в сфере экономики. При этом в компетенции Президента будут оставаться основные вопросы обороноспособности, внешней политики, государственного управления, защиты Конституции и обеспечения эффективной работы между ветвями государственной власти", — сказал Назарбаев.
Глава государства обратил внимание на снижение количества полномочий, отнесенных изначально сугубо к компетенции президента Казахстана. "К примеру: полномочия в части утверждения программ, вопросы кадровых изменений в правительстве, создания новых органов управления - могут быть переданы в компетенцию правительства и парламента", — отметил Назарбаев.
Также президент Казахстана подчеркнул необходимость действенного усиления роли парламента в системе государственного управления. "В наших условиях правительство формируется победившей партией или фракциями. Таким образом, должна быть пересмотрена роль парламента в отношении правительства по многим вопросам", — подчеркнул глава государства. Кроме того, Назарбаев отдельно остановился на вопросах ответственности государственных органов за проводимые реформы и их успешную реализацию.
Руководитель рабочей группы доложил главе государства о выработанных предложениях по перераспределению полномочий между ветвями государственной власти. В соответствии с поставленной задачей сформулированы предложения по трем направлениям.
Первое направление содержит предложения по перераспределению законодательно установленных полномочий главы государства, которые не требуют внесения изменений в Конституцию. В этой части обобщены предложения государственных органов. В целом, предложения касаются полномочий, которыми регулируются вопросы социально-экономической сферы. Это вопросы управления экономикой, финансами, государственным имуществом, полномочия, связанные с решением отдельных вопросов административно-территориального устройства.
Согласно второму направлению, Верховным судом и Генеральной прокуратурой представлены предложения по дальнейшему совершенствованию деятельности судебной и правоохранительной систем, которые также не требуют внесения изменений в Конституцию. Это предложения, касающиеся усиления судебного контроля, дальнейшего сокращения участия прокуроров в гражданском и административном процессе. Всего в судебно-правовой сфере представлено 13 предложений, не требующих конституционных изменений.
В-третьих, рабочей группой отдельно рассмотрены порядка 40 предложений, предполагающих коррекцию норм Конституции. Активность в этом вопросе проявили представители депутатского корпуса, научно-экспертного сообщества. Внесенные предложения предусматривают расширение полномочий парламента и его палат, в том числе при формировании правительства. Также предложено усилить подотчетность правительства перед парламентом и его палатами.
Кроме того, поступили предложения по усилению самостоятельности и ответственности правительства. Часть предложений, направленных на модернизацию судебно-правовой сферы, также связана с изменением Конституции. В частности, речь идет о возможном уточнении статуса и функций Верховного суда и определении требований, предъявляемых к судьям.
Было предложено скорректировать нормы, определяющие статус и полномочия органов прокуратуры. Внесены предложения о совершенствовании механизма конституционного контроля. "Таким образом, на Ваше рассмотрение вносятся базовые подходы, предполагающие перераспределение законодательных установленных полномочий без изменения Конституции. Также выработаны и вносятся на Ваше рассмотрение подходы по возможному изменению норм Конституции, направленные прежде всего на расширение полномочий парламента, а также усиление самостоятельности и ответственности правительства", — сказал руководитель рабочей группы Адильбек Джаксыбеков.
Член рабочей группы Зинаида Федотова отметила конструктивный характер представленных поправок. "Мы передаем в основном организационно-исполнительные функции, которыми должно обладать правительство. Это теперь и ответственность правительства. В части деятельности парламента мы видим, что мажилис, в основном, наделяется полномочиями по согласованию", — сказала профессор Академии государственного управления.
Назарбаев, выступая в декабре 2016 года на торжественном собрании, посвященном Дню Независимости, не исключил возможность внесения изменений в Конституцию страны для перераспределения полномочий между президентом, правительством и парламентом.
Глава государства отметил, что Казахстан был, есть и будет государством с президентской формой правления, как это предусмотрено Конституцией страны. Вместе с тем, по словам Назарбаева, настало время рассмотреть вопрос перераспределения полномочий между президентом, правительством и парламентом. Была создана рабочая группа по этому вопросу.