Итоги имплементации Модельного закона «О конкуренции» в национальное законодательство государств ЕАЭС, результаты рассмотрения ряда дел на трансграничных товарных рынках и проводимой работы по параллельному импорту представил в ходе международной конференции «Преимущества и особенности работы субъектов бизнеса в условиях ЕАЭС в 2016 году» в г. Гродно (Беларусь) член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Нурлан Алдабергенов.
Об этом сообщил советник отдела адвокатирования конкуренции Департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок ЕЭК Арман Абдимаулен, передает Казинформ.
В 2015 году рассмотрено 11 заявлений по признакам нарушений общих правил конкуренции. В настоящее время идет сбор доказательной базы по 7 заявлениям на рынках авиационных перевозок, электротехнической стали, электрооборудования, тротила, биологически активных добавок, молочных продуктов, мяса птицы. Результаты работы по параллельному импорту. 13 апреля 2016 года Евразийский межправительственный совет поручил внести изменения в Договор о ЕАЭС, предусматривающие возможность установления исключений из принципа исчерпания прав на товарные знаки в отношении отдельных видов товаров - автозапчастей, лекарств, медицинской техники, товаров народного потребления, парфюмерно-косметической продукции.
Помимо улучшения конкурентной среды на рынке, введение параллельного импорта несет за собой социально-экономический эффект. Возможное снижение цен в случае легализации параллельного импорта на лекарственные средства составит до 550%, на парфюмерно-косметическую продукцию - до 300%, на автомобильные запчасти - до 200%, на одежду - до 50%, на медицинское оборудование - до 25%.
Рассмотрено дело по снижению стоимости роуминга на территории ЕАЭС. Рынок роуминга отнесен Комиссией к социально значимому, так как этой услугой пользуются более 20 миллионов граждан ЕАЭС, проживающих на приграничных территориях. Результаты анализа, выполненного Комиссией с привлечением экспертов, свидетельствуют о том, что подавляющее большинство абонентов ЕАЭС оценивает стоимость услуг связи в роуминге как высокую, что существенно влияет на благосостояние каждого гражданина. Анализ цен на услуги мобильных операторов в период с 2013 по 2015 гг. показал, что тарифы на исходящие звонки в роуминге в странах Союза до 40 раз превышали тарифы на внутренние звонки и до 5 раз превышали максимальный тариф в странах Евросоюза. Учитывая особую значимость доступности услуг сотовой связи, Комиссией совместно с антимонопольными органами и операторами мобильной связи государств ЕАЭС проведена работа по снижению стоимости услуг в роуминге. Как результат, в 2015 - 2016 гг. операторы связи стран Союза снизили тарифы на свои услуги в роуминге. К примеру, группа компаний VimpelCom Ltd в среднем снизила тарифы в 10 раз. «Белорусские операторы связи снизили стоимость роуминга в 2,5 раза. В год житель страны может экономить на голосовых разговорах внутри экономической пятерки больше 60 тыс. белорусских рублей. Совокупная экономия средств абонентов ЕАЭС, пользующихся услугами роуминга, в год в среднем может составить до 135 млн белорусских рублей. Работу по созданию условий для дальнейшего снижения роуминговых тарифов антимонопольное направление ЕЭК продолжит, ведь конечная цель - обнуление международного роуминга в странах ЕАЭС»,- подчеркнул министр ЕЭК Нурлан Алдабергенов.
Обеспечены равные условия конкуренции на трансграничном рынке апатитового концентрата. В рамках работы по рассмотрению заявления ОАО «Гомельский химический завод» эксперты ЕЭК проанализировали цены на апатитовый концентрат в 2012-2014 гг. на трансграничном рынке России и Беларуси и выявили разные подходы в ценовой политике на внутреннем и внешнем рынках. В результате проведенной Комиссией совместно с ФАС России работы, уже в 2015 году отпускная цена апатитового концентрата для белорусских потребителей уравнялась с отпускной ценой для российских потребителей. В целях развития конкуренции и предупреждения нарушений общих правил конкуренции на трансграничном рынке фосфатного сырья разрабатываются рекомендации Коллегии Комиссии, направленные на обеспечение равного доступа и соблюдения справедливой ценовой политики для всех участников рынка апатитового концентрата ЕАЭС.
Обеспечен доступ на рынок лифтов и лифтового оборудования Российской Федерации. Комиссией рассмотрено заявление Министерства промышленности Республики Беларусь о возможных признаках нарушения правил конкуренции на рынке лифтового оборудования России, а именно, исключения информации о характеристиках лифтов производства ОАО «Могилевлифтмаш» (Беларусь) с официального сайта Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Россия) и, как следствие, ограничения поставок продукции ОАО «Могилевлифтмаш» на российский рынок. В результате рассмотрения заявления экспертами ЕЭК равные условия конкуренции ОАО «Могилевлифтмаш» с российскими производителями были достигнуты. Одновременно Комиссия разрабатывает кодексы добросовестных торговых практик - распространенный инструмент регулирования рынка.
Направление ЕЭК по конкуренции и антимонопольному регулированию работает над тремя кодексами - автомобильным, фармацевтическим и кодексом торговых сетей. В этих документах будут прописаны четкие правила взаимоотношений между участниками указанных рынков и будут направлены на развитие конкуренции и снижение нарушений общих правил конкуренции, в том числе будут способствовать созданию недискриминационных, равных условий доступа на рынок для хозяйствующих субъектов государств-членов ЕАЭС.