Казахстанцы просят законодательно закрепить роль Президента страны Нурсултана Назарбаева при распределении власти, передает Kazpravda.kz.
Граждане РК активно включились в обсуждение предложенной Главой государства программы конституционных реформ и уже направили более 500 предложений по вопросам перераспределения полномочий между ветвями государственной власти. Они касаются усиления роли Парламента, ответственности Правительства и местных органов власти, деятельности правоохранительной и судебной систем. Таковы промежуточные итоги всенародного обсуждения проекта закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан".
В целом казахстанцы поддерживают базовые положения проекта закона, предложенного Президентом. При этом многие высказывают свои идеи по совершенствованию системы государственного управления.
"Конституционная реформа вызвала очень большое оживление в обществе. Комиссия выражает благодарность всем, кто направил свои предложения", – говорит директор НИИ гражданско-правовых исследований Казахского гуманитарно-юридического университета Толеш Каудыров.
По его словам, из 45 полномочий 39 Глава государства готов передать в руки Правительства и Парламента. Некоторые граждане даже выражают озабоченность по этому поводу.
"При доброжелательном отношении и к Правительству, и к Парламенту, и к судебной системе, люди все же высказывают сомнения: а стоит ли передавать им полномочия от Главы государства? Может быть, еще рано? Может быть, Президенту, с именем которого связаны все наши успехи за прошедшие четверть века, стоит оставить эти полномочия за собой?" – отметила член рабочей группы профессор Академии государственного управления при Президенте РК Зинаида Федотова.
Она подчеркнула, что в основном население поддерживает изменения, заложенные в законопроекте.
Предложения затронули самые разные сферы общественно-политической жизни страны, начиная с выборов и заканчивая полномочиями высших ветвей власти. В частности, в рамках политических реформ казахстанцы предложили сократить полномочия органов прокуратуры. По словам члена рабочей группы, ректора Евразийской юридической академии им. Д. Кунаева Омрали Жалаири, некоторые их полномочия по общему надзору можно сократить, оставив за ведомством функции по уголовному преследованию.
Представительная и исполнительная ветви власти, в соответствии со статьей 72 Конституции РК, наделены такими полномочиями, как право обращения в Конституционный совет РК. В то время как судебная ветвь власти в лице Верховного суда РК такое полномочие не имеет, что опять делает ей неравной относительно указанных ветвей власти. В то же время судебной власти объективно, в соответствии с конституционными полномочиями, на основании рассмотрения подсудных судам дел, анализа и разъяснения судебной практики реально необходимы указанные выше полномочия в интересах более эффективного государственного управления всеми тремя ветвями власти в системе сдержек и противовесов. Поэтому аналогично часть 1 статьи 72 может быть дополнена указанием "и Верховного суда РК".
В настоящее время суды в соответствии со статьей 78 Конституции РК вправе обратиться в Конституционный совет только при рассмотрении конкретных дел. В качестве основания для обращения судов в Конституционный совет она предусматривает случаи ущемления законами и иными нормативно-правовыми актами закрепленных Конституцией законных прав и свобод "человека и гражданина", однако никак не регламентирует аналогичную правовую ситуацию в отношении нарушения прав и законных интересов организаций и юридических лиц.
Жители страны внесли такое большое количество предложений, что говорит о живом интересе народа к обсуждению предстоящих реформ. Окончательных решений пока нет, законопроект будет доработан с учетом поступающих предложений и внесен на рассмотрение Главы государства.