Штрафы за уголовные преступления предложили снизить в Казахстане. Генеральная прокуратура предложила пакет законодательных поправок по вопросам назначения уголовных штрафов, передает Казинформ.
«Во-первых, считаем оправданным снижение минимального размера штрафа за преступления. Любое наказание должно быть разумным и исполнимым. Напомню, по Уголовному кодексу 1997 года штраф был от 25 МРП. Мы же предлагаем минимальный порог снизить с 500 до 250 МРП. Тогда уменьшатся и штрафы за проступки», - озвучил законодательную инициативу заместитель генерального прокурора Марат Ахметжанов на заседании криминологического форума «Дискуссии в Косшы».
В частности, предлагается ввести кратные штрафы по неопасным уголовным деяниям против собственности. Это мелкое хищение, кража, мошенничество, растрата и другое. Всего 13 составов по 7 статьям УК. А также увеличить сроки для уплаты штрафов: месячный срок повысить до двух месяцев после вступления приговора в силу. «По опыту стран ОЭСР, осужденным можно предоставить рассрочку для оплаты штрафов - менее 1000 МРП до года, если больше - до двух лет. С учетом предлагаемых отсрочек и рассрочек, если штраф не уплачен в срок, заменять его на иное наказание, независимо от того, уклонялся осужденный от него или нет», - пояснил спикер.
Замгенпрокурора добавил, что по закону штраф должен быть уплачен в месячный срок, максимальная рассрочка всего полгода. Это, по мнению разработчиков, не соответствуют реальности. «Штрафы сегодня начинаются с 1 млн тенге и могут достигать до полумиллиарда тенге. При средней зарплате в Казахстане 143 тысяч тенге, чтобы оплатить штраф в 500 МРП, нужно работать 7,5 месяцев и то, если не есть, не пить и не обеспечивать семью», - привел пример Марат Ахметжанов.
К примеру, в странах ОЭСР, по данным замгенпрокурора, срок рассрочки выплаты штрафа составляет 2 года, в России - 5 лет, в США - добросовестно оплативших штраф суд может вообще освободить от уголовной ответственности. «Нам также нужны разумные сроки, отсрочка должна быть стимулом для осужденного, чтобы было время найти работу и оплатить штраф», - добавил он. «Некоторые полагают, что назначение штрафов ослабит защищенность общества, но никто не собирается выпускать под видом штрафа насильников, убийц и других социально-опасных преступников. Штрафовать надо тех, кто совершил неопасное деяние и, причем, впервые», - предложил Ахметжанов.
По его данным, если в Уголовном кодексе 1997 года штраф в Казахстане начинался с 25 МРП, то сейчас за преступления в 20 раз больше - от 500 МРП. А это свыше 1 млн тенге. «По логике, штраф за преступления должен быть больше, чем за проступок. К сожалению, научно обоснованных градаций штрафов по проступкам и преступлениям сегодня нет. У нас статья 41 УК РК требует, чтобы штраф назначали с учетом тяжести деяния имущественного положения осужденного. И эта норма установила его низший предел в 500 МРП. Меньше назначать нельзя, хотя зачастую он (штраф) несопоставим с имущественным положением осужденного. То есть суды не могут выйти за рамки закона, чтобы назначить штраф с учетом финансового состояния виновного. Даже при наличии исключительных обстоятельств. По сути получается, что уголовные штрафы только назначаются для богатых и состоятельных», - продолжил Ахметжанов. «Мы понимаем, что штраф, как имущественное наказание серьезно бьет по карману, что 80% осужденных - безработные, что в нынешней экономической ситуации штраф сложно уплатить, особенно, если учесть чрезмерные высокие ставки штрафов, погасить который необходимо за 6 месяцев. Именно поэтому судам проще назначать ограничение свободы или условно, чтобы потом не болела голова: «оплатит ли подсудимый штраф или нет». Любой судья беспокоится за исполнения своего решения», - привел пример замгенпрокурора.