Накануне в Алматы прошло совещание руководителей и топ-менеджеров крупных банков второго уровня в закрытом формате. В распоряжении агентства КазТАГ имеется проект письма финансистов в адрес руководства одной из околоправительственных структур по ситуации на финансовом рынке в связи с недостаточной тенговой ликвидностью, девальвацией российского рубля и необходимости быстрейшего перехода к гибкому обменному курсу тенге.
«В настоящее время сложилась кризисная ситуация с девальвационными ожиданиями бизнес-сообщества и населения. Растет спрос на валюту (на сегодня, по оценке, порядка 85% депозитов физических лиц – в иностранной валюте). Растет дисбаланс между обязательствами банков в валюте и активами в тенге. Предоставление Национальным банком РК (НБРК) валютных СВОПов доступно только сроком на 1 день, что держит в напряжении казначейства банков», - говорится в тексте письма.
Отмечается, что приостановлены аукционы на размещение депозитов АО «Единый накопительный пенсионный фонд» (ЕНПФ), а также приобретение облигаций банков со стороны ЕНПФ; уменьшается тенговая ликвидность банков; участились случаи приостановки банковского кредитования (за исключением государственных программ) по уже одобренным кредитным линиям в тенге, при этом спрос на валютные кредиты очень слаб; вымывается оборотный капитал клиентов банков.
«Чисто с точки зрения финансовой целесообразности девальвация нужна немедленно, точнее, уже запоздала. В среднесрочном и долгосрочном плане это также необходимо по общеэкономическим причинам. В случае непринятия решения и поддержания фиксированного (по отношению к доллару США) обменного курса тенге возникнет ряд последствий», - говорится в письме.
Первым, по мнению банкиров, последует отток валюты из страны (в основном в РФ, а также в страны дальнего зарубежья). Так, по оценке НБРК, отток капитала из страны составил в 2013 году около $8 млрд, в 2014 году – $11 млрд. Только за декабрь 2014 года, по данным НБРК, обменными пунктами страны было продано населению $4097 млн, а куплено всего $883 млн. Аналогичная ситуация наблюдается и по российскому рублю: продано 26,7 млрд российских рублей, а куплено 4,7 млрд российских рублей.
Также произойдет полная дезорганизация хозяйственной жизни в приграничных с РФ областях (остановка торговли, производства продуктов питания, в дальнейшем – ряда промышленных товаров и сельского хозяйства).
Кроме того, ситуация вызовет неконкурентоспособность отечественного производства и массовый рост безработицы, потерю страной обрабатывающей промышленности и в принципе основы для построения эффективной промышленной базы.
«По сути – отказ от независимой экономической политики и размывание предпринимательского класса. Долгосрочные социальные последствия могут быть более тяжелыми, чем при быстром, но плавном снижении обменного курса тенге», - подчеркивается в письме.
Наряду с этим высока вероятность нового кризиса неплатежей. «Если ситуация не изменится к лучшему, возрастает риск возникновения системных проблем в осуществлении платежей между предприятиями реального сектора. Отдельные предприниматели уже поднимают вопрос о критических изменениях в производстве с начала текущего года, о недозагруженности мощностей, направлении части персонала в неоплачиваемые отпуска», - указывается в письме.
Также возможно снижение золотовалютных резервов (ЗВР), которое компенсируется долгосрочными свопами с банками второго уровня, и которое может в течение нескольких месяцев привести к снижению уровня ЗВР ниже объема трехмесячного импорта (критическое значение для любого центрального банка в мире).
Так, по данным НБРК, объем валовых ЗВР уменьшился за последние три года: с $32,3 млрд (в I квартале 2012 года) до $28,9 млрд в IV квартале 2014 года. Минимум ($24,2 млрд) наблюдался в III квартале 2013 года. Правда, в 2014 году ЗВР начали понемногу расти, но эффект от этого роста был нивелирован резким ростом импорта.
Отношение валовых ЗВР к объему трехмесячного импорта снизилось с 2,6 в начале 2012 года до значения 1,8 в III квартале 2014 года. Учитывая существующие тенденции, банкиры полагают, что в последнем квартале 2014 года это отношение уменьшилось и приблизилось к критическому уровню. А если вычесть из ЗВР объемы СВОПов, то это отношение станет еще меньше.
«С социальной точки зрения сейчас сохранение курса тенге высоким по отношению к рублю имеет положительный эффект для потребления населения приграничных с Россией областей. При этом население южных областей (то есть, более 60% населения страны) практически не чувствует эффекта. Конечно, резкое обесценение национальной валюты может иметь негативные социальные последствия для всей страны. Тем не менее, при анализе социального эффекта следует вначале подсчитать общий размер потерь для населения», - считают банкиры.
По подсчетам, подавляющее большинство населения Казахстана тратит 75% своего ежемесячного бюджета на продукты питания. Авторы письма указывают, что есть если плавное постепенное снижение курса тенге компенсировать выделением нарастающей адресной социальной помощи (по примеру «продуктовых марок» в США или социальных магазинов в Венесуэле), конечной целью которой является предоставление 90% населения субсидий на приобретение продовольствия (желательно, отечественного производства), то вполне реально сильно снизить недовольство среди большинства жителей РК.
По мнению авторов письма, в ближайшее время необходимо принимать решение по курсовой политике.
«Принимая во внимание критическую ограниченность выделяемых государством ресурсов, целесообразно принять ряд срочных мер: пополнить тенговую ликвидность банков. По предварительным расчетам, примерная потребность банков в для продолжения осуществления платежной функции сегодня составляет не менее 1 трлн тенге. Законодательно установить максимальную ставку вознаграждения по депозитам юридических лиц не выше ставки, установленной для физических лиц», - говорится в письме.
Кроме того, в рамках новой программы по выделению средств из Национального фонда на цели финансирования субъектов бизнеса (как малого и среднего бизнеса, так и крупного бизнеса) необходимо: предусмотреть выделение Т100 млрд, запланированных к выделению на 2016 год, в 2015 году; направить новые транши в полном объеме через АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» ввиду отсутствия возможности финансирования новых крупных инвестиционных проектов.
Банкиры рекомендуют также предусмотреть финансирование действующих проектов в рамках новых траншей (без ограничения по максимальной сумме проекта) в обрабатывающих отраслях, существенно расширив лимиты на предоставление оборотных средств; не осуществлять рефинансирование валютных займов (при этом в случае проведения девальвации предлагается рассмотреть возможность точечной поддержки предприятий); выделить 100 млрд тенге для решения проблем ипотечных заемщиков, относящихся к социально уязвимым слоям населения, в частности рефинансирования или субсидирования проблемных ипотечных займов, номинированных или привязанных к валюте.
Вместе с тем отмечается, что необходимо применять элементы валютного контроля по выдаваемым займам (механизмы будут выработаны), а также рекомендовать Национальному банку обеспечивать постоянную краткосрочную ликвидность в банковском секторе через инструменты денежно-кредитной политики.
«Снизить ставку по СВОПам НБРК на уровне ставки рефинансирования (5,5%), а также удлинить сроков СВОПов до 7, 14, 28 дней, а также (при возможности) до 6 месяцев. В настоящее время имеются инструменты СВОП на 1 день под 15% годовых. Конечно же, эти инструменты снимают в какой-то мере напряженность на рынке, но не дают возможности кредитовать. При этом банки выражают готовность на введение зеркального ограничения по максимальной ставке СВОПа для банков», - следует из документа.
Предлагается возобновить аукционы по размещению депозитов ЕНПФ, а также приобретение облигаций банков со стороны ЕНПФ на сумму не менее 25% от пенсионных активов, находящихся в управлении ЕНПФ; конвертировать часть средств квазигосударственного сектора в национальную валюту (должен быть сделан расчет, исходя из потребностей компании по исполнению внешних платежей, валютных контрактов на покупку оборудования); ускорить подписание соглашений с международными финансовыми институтами по программам поддержки МСБ, в частности соглашения с Европейчским банком реконструкции и развития и Азиатским банком развития; заключить с компаниями, получающими поддержку государства, долгосрочные контракты на реализацию продукции.
Также авторы письма указывают на необходимость разработать компенсационные меры для социально уязвимых слоев населения для минимизации негативного эффекта от корректировки обменного курса тенге; рассмотреть возможность возобновления ряда антикризисных программ по поддержке субъектов рынка и возможность перехода на гибкий обменный курс тенге, например, плавное ежемесячное снижение курса тенге до 5% в зависимости от цен на нефть и курса российского рубля.