Эксклюзивные видеокадры пожара на борту самолета авиакомпании «Скат» объясняют причины ЧП
Камеры наружного наблюдения, установленные в аэропорту Актау, пролили свет на истинные причины ЧП, произошедшего там 16 июня на борту «Боинга -737-300». Напомним: воздушное судно с бортовым номером LY-FLB принадлежит авиакомпании «Скат». Ранее сообщалось, что пожар возник при заправке самолета кислородом, пострадал один из технических работников авиакомпании – гражданин Литвы 46-летний инженер-авиатехник Роберт ПЕТРИК. При этом сильно выгорел фюзеляж авиалайнера. Попавшая в распоряжение сайта Ratel.kz видеосъемка наглядно доказывает, что к пожару привела не только целая череда нарушений технологии проведения технических работ в авиации, но и полное игнорирование самых обычных требований техники безопасности, которые должен выполнять любой сварщик или автослесарь.
На кадрах съемки хорошо видно: после рулежки борта № LY-FLB по летному полю к месту стоянки, когда к нему еще даже не присоединился передвижной телескопический трап, по которому пассажиры должны покидать салон, некий работник технических служб в желтом жилете, как потом выяснилось, именно сотрудник авиакомпании "Скат", катит ВРУЧНУЮ (!) кислородный баллон!
Проходит каких-то две минуты. Пассажиры еще в салоне. Из второго, ближнего к хвосту багажного отделения, еще не выгружен пассажирский багаж. Зато авиатехники - вот молодцы! - уже по стремянке успели залезть в первое, ближнее к кабине пилотов багажное отделение, отсоединили кислородный редуктор, спустили его на землю и подсоединили кислородный баллон, который они подкатили, к кислородной системе самолета. Напрямую! А в это время в кадре объектива видеокамеры на соседнюю самолетную парковку медленно вползает топливный заправщик на базе автомобиля КрАЗ расчетной емкостью тонн на 20 авиатоплива! Собирается заправлять соседний самолет! Точно такой же, что уже начали заправлять кислородом. И тоже принадлежащий авиакомпании "Скат". Только прибывший минутой позднее. До взрыва газового баллона остается всего 5 минут 30 секунд.
Тут необходимо важное пояснение для тех, кто не знает, зачем самолету кислород и как производят его заправку.
Итак.
Кислород нужен на экстренный случай разгерметизации салона на высоте более 3 тысяч метров – именно он подается в кислородные маски после того, как они упадут на головы пассажиров. Перед каждым полетом стюардессы предупреждают, как ими пользоваться.
А что касается заправки, то каждый инженер, техник, простой газосварщик или автослесарь, да и вообще любой хоть сколько-нибудь квалифицированный рабочий на любом механическом производстве знает, что кислород в баллоне взрывается при контакте с маслом. Причем взрывается не хуже авиабомбы. Поэтому есть в рабочих коллективах всеобщий закон: не лапай кислородный баллон грязными руками, не протирай масляными тряпками и упаси бог покрутить вентиль, если рядом есть хоть какое-то масло. Пусть даже сливочное или подсолнечное. Из своей практики работы много лет назад в одной автобазе никогда не забуду, как один умник пренебрег этим простым правилом. Ему повезло – всего лишь малость покалечило, зато в кирпичной стене цеха была дыра метр на метр, а остальные работяги долго заикались от легкой контузии и часто бегали, так сказать, по нужде. Ваш покорный слуга тоже исключением не был, поэтому и запомнил на всю жизнь, что кислород - это очень опасно!
Техники, обслуживавшие борт № LY-FLB, этого, похоже, не знали. Ну, или забыли. Или просто поторопились. Или позволили себе наплевать на это правило. Ну, и … посмотрите на фотографии, сделанные нами с кадров попавшей к нам в руки видеозаписи. Рвануло ровно через 12 минут 48 секунд после того, как «Боинг» приземлился в аэропорту Актау.
Вообще-то, по правилам заправки кислорода в систему самолета, делать это положено не внутри его фюзеляжа, а извлекая стационарный внутренний кислородный баллон самолета, чтобы заполнить на специальной базе. А уж потом просто присоединить его обратно к кислородной системе воздушного судна. Само собой, с соблюдением всех мер предосторожности. Делается это потому, что самолет - шибко дорогая вещь, и если случится что-то непредвиденное, то его больше жалко потерять, нежели какой-то там баллон. Правда, можно поступить иначе: в принципе, допускается заправка с помощью специальной кислородозаправочной машины аэродромного обслуживания. Только, во-первых, это специально приспособленная и оборудованная техника, которая, например, позволяет при заправке регулировать давление газа - чтобы не получилось, что кислородную систему самолета недозаправили или, наоборот, переполнили. А во-вторых, технология такова: эту машину заземляют, самолет заземляют тоже, кроме того, связывают их отдельным электрическим кабелем – чтобы выровнять возможное статическое напряжение. Для инженеров авиакомпании "Скат", не заземливших загоревшийся в Актау самолет, наверное, будет новостью, но в полете воздушное судно трется о воздух и накапливает статическое электричество. А кислород прекрасно активизирует процесс горения. Школьный курс химии.
Сразу после взрыва кислородного баллона обоих героев-авиатехников из багажного отсека самолета выдуло, как пробку из бутылки шампанского. Почти сразу по правому борту самолета появилась огненная вспышка, повалил черный дым, начался пожар. Загорелись чемоданы.
Судя по видео, быстрее всех среагировал водитель КраЗА-топливозаправщика. Он вместе со своей 20-тонной автоканистрой в считанные секунды словно испарился со стоянки самолетов. И молодец, поскольку с каждой секундой огонь все больше разгорался, а из соседнего самолета, который он собирался заправлять, через рукав выходили ничего не подозревающие пассажиры. Загорись еще и топливозаправщик – могли бы быть большие жертвы…
Но дальше события уже начинают приобретать все черты трагикомедии! Пока самолет разгорается, техники "Ската" притаскивают большой порошковый огнетушитель на колесиках. Но явно не умеют им пользоваться, потому что ставят его впритык к багажному люку горящего самолета и включают, даже толком не засунув внутрь шланг и полностью не раскрутив его. Вот тут происходит еще один взрыв – теперь уже порошкового огнетушителя! Образовавшейся противопожарной пылью забрасывает вокруг все, кроме горящего самолета. А пожар все разгорается!
Прикатывают второй огнетушитель. И с поразительным упорством делают с ним то же самое, что и с первым, с той только разницей, что устанавливают его метрах в двадцати от самолета! А дальше все по прежней схеме – не раскрутив до конца шлаг, приводят огнетушитель в действие, шланг лопается, опять происходит порошковый взрыв! Когда пылевое облако рассеивается, становится видно, что им накрыло и приличный квадрат летного поля, и асфальт вокруг самолета, который начинает уже не просто гореть, а вовсю полыхать!
При всем понимании опасности ситуации, снятой на эту видеопленку, крайне трудно удержаться от гомерического хохота, когда к пылающему самолету все те же авиатехники "Ската" выкатывают третий огнетушитель. И снова, уже в третий раз кряду, наступают на те же самые грабли – включают его, не выдержав положенную для эффективного его использования дистанцию и не раскрутив шланг. Происходит третий взрыв огнетушителя, потому что снова сорвало шланг – все и вся вокруг опять в облаке противопожарного порошка, словно посреди кухни грохнули огромный куль с мукой. А самолет как горел, так и горит – даже еще сильнее!
Кому-то может быть интересно, сколько времени заняла вся эта клоунада с огнетушителями возле пытающего самолета. Так вот, с момента взрыва до прибытия первой пожарной машины прошло всего 4 минуты 56 секунд. С интервалами меньше чем 20-30 секунд прибыли еще три машины противопожарной службы аэропорта Актау. Меньше чем через одну минуту к тушению самолета своими водяными пушками приступили все четыре пожарных расчета. Три КамАЗа и автосистема «Ураган». Всего на тушение пожара лафетными стволами пожарных машин, охлаждение фюзеляжа самолета, выгрузку багажа, вхождение внутрь багажного отделения и салона пожарного расчета и до полного окончания ими тушения самолета изнутри брандспойтами у пожарных аэропорта ушло 20 минут 30 секунд.
Как вы можете видеть на представленных фото, фюзеляж самолета настолько прогорел, что воздушное судно вряд ли подлежит восстановлению. Говорят, что изнутри его салон полностью сгорел чуть ли не до десятого ряда сидений. Так ли это – утверждать не будем, поскольку подтверждающих видеокадров этого у нас нет. Зато точно знаем, что в ходе осмотра переднего багажного отделения, того самого, где взорвался кислород, и возник пожар, нашли промасленные брезентовые чехлы-колпаки от двигателей. Их обычно надевают на воздухозаборники и сопла двигателей при длительных стоянках – так сказать, чтобы птички внутри гнезда не свили.
Почему их надо было хранить в первом багажном отсеке, где заправляют кислород, а не во втором, например, или не в третьем – вопрос того же порядка, что и объяснение, почему сотрудники авиакомпании СКАТ не умеют пользоваться огнетушителями и пренебрегают всеми остальными правилами авиационной безопасности. Просто у них, как и у всей гражданской авиации Казахстана, одна общая болезнь. Называется она - полный пофигизм! Всем настолько все до лампочки, что даже чувство самосохранения напрочь атрофировалось!