За чей счет Бекен Сейдахметов демонстрирует невообразимую широту своей натуры?
Высок полет творческой фантазии у главного казахстанского авиатора Бекена СЕЙДАХМЕТОВА!
Стоило главе государства только озвучить программу «100 конкретных шагов», где в числе прочего говорилось про создание международного авиационного хаба и постройку под Алматы нового международного аэропорта, соответствующего мировым стандартам, а председатель Комитета гражданской авиации уже тут как тут со своими нетленными идеями! Выдал на гора сразу аж три варианта.
Первый – привлечь к делу компанию из Сингапура, которая готова за 800 миллионов долларов построить в районе поселка Жетыген, что в 48 километрах к северу от Алматы, новый аэропорт по образцу сингапурского аэропорта Changi. Основное условие – ныне действующий аэропорт следует закрыть, а взлетно-посадочная полоса нового аэропорта должна быть построена за счет бюджетных средств Казахстана.
Второе предложение – призвать на помощь китайцев, которые могут построить аэропорт в 93 километрах от Алматы, в районе развлекательного комплекса «Жана Или» - чтобы рядом были казино, пляжный отдых на берегах Капшагайского водохранилища и прочие блага цивилизации. Взамен китайцы просят самую малость - довольно большой участок земли, льготный визовый режим для граждан Поднебесной, поблажки в налогах, эксклюзивные права на ведение в том районе бизнеса, гарантии правительства на возврат вложений, а также обеспечение инженерно-транспортной инфраструктуры – речь, видимо, об автомобильном и железнодорожном сообщении. Сумму, которую китайцы готовы вложить в проект, г-н Сейдахметов не назвал, а из компетентных источников нам удалось выяснить, что это порядка 12 миллиардов долларов, а запрашиваемый участок – около 2 тысяч гектаров земли.
Третье предложение – модернизация имеющегося аэропорта Алматы. В качестве партнера уже выбрана французская строительная компания Vinci Group, которая готова построить новый пассажирский терминал на том самом месте, где сейчас стоит нынешний, оборудовать парковки для автомашин, а взамен - получить аэропорт в концессию на 15 лет.
Мгновенная реакция г-на Сейдахметова на послание главы государства, конечно, выше всяких похвал! Вот только невозможно удержаться от нескольких ремарок на полях его предложений.
Как показывает практика, лучший способ безнаказанно красть миллионами и миллиардами – это затеять какое-нибудь грандиозное строительство.
Возьмем хотя бы алматинское метро, строительство одной лишь ветки которого растянулось на 30 лет и съело за это время многомиллиардные суммы бюджетных средств. В итоге оно было прорыто «из никуда – в никуда», и теперь аким Алматы вынужден отменять городские автобусные и троллейбусные маршруты, чтобы хоть как то заставить алматинцев пользоваться подземкой. Другой аналогичный пример, который опять же на слуху – это возведение нового пассажирского терминала алматинского аэропорта взамен сгоревшего в 1999 году старого. Строительство продолжалось более 5 лет, за это время были истрачены сотни миллионов долларов. Значительная часть средств была разворована, а несколько человек, причастных к этому, в том числе и небезызвестный бывший аким Алматы Виктор ХРАПУНОВ, разыскиваются правоохранительными органами Казахстана. Но это так, к слову…
По существу же, ныне действующий алматинский аэропорт с новым, проработавшим едва ли десять лет терминалом вполне справляется с существующим сегодня пассажиропотоком. Приведу только две цифры: его пропускная способность составляет 14 миллионов пассажиров в год, а реальная нагрузка на сегодняшний день не превышает 4 миллиона. А теперь представьте себе, что к рейсу вам придется выезжать в аэропорт не за 30-40 минут из самой дальней части Алматы, а за 2-3 часа, чтобы с учетом городских пробок преодолеть расстояние от 50 до 100 километров! Оценили удобство? Поэтому очевидно, что планируемый аэропорт при такой удаленности от южной столицы с ее тремя миллионами жителей может использоваться лишь как альтернативный.
Но даже не это главное. Судя по всему, делая свои замечательные предложения, председатель Комитета гражданской авиации явно не успел глубоко вникнуть в их суть.
Например, идея со строительством международного аэропорта в районе поселка Жетыген просто утопическая. В прямом смысле этого слова. Поскольку тот район, что он выбрал, входит в довольно широкую полосу глубоких солончаков. Просто с идеей постройки аэропорта в районе поселка Жетыген носились еще в середине 90-х годов прошлого века. Только тогда деятели от авиации, прежде чем делать скоропалительные заключения, решили проверить, что за почвы в том районе. Накопали не один десяток шурфов, и оказалось, что вокруг Жетыгена километров на сто – сплошные солончаки по 2,5 метра глубиной. Даже самому удивительно, как это я, простой журналист, в курсе этого, а председатель КГА Бекен Сейдахметов – нет! Или он считает, что солончаки за полтора десятка лет могли каким-нибудь образом рассосаться?
Идем дальше. По оценкам специалистов, озвученная им стоимость проекта в 800 миллионов долларов настолько запредельна, что аж дух захватывает. Не говоря уже о китайском варианте ценой в 12 миллиардов долларов!
Глава КГА, наверное, опять не в курсе, что у одной из авиакомпаний еще с середины 90-х уже полностью разработан проект постройки аэропорта примерно в 75 километрах от южной столицы, на повороте с автотрассы Алматы-Талдыкорган на поселок Баканас. Это место выбрала правительственная комиссия, там даже дважды памятный камень устанавливали. Да и документ тех времен сохранился, подписанный тогдашним первым заместителем премьер-министра Нигматжаном ИСИНГАРИНЫМ.
Правда, в те времена осуществить проект не получилось из-за нехватки денег. Но участок был отведен и даже грунтовое летное поле выровняли. Поскольку вся документация сохранилась, не сложно было подсчитать и нынешнюю стоимость того проекта – по оценкам специалистов, на сегодня она не превышает 150 миллионов долларов.
Несерьезно выглядят и предполагаемые под строительство нового аэропорта площади в 2 тысячи гектаров земли. Это, наверное, рассчитывалось с постройкой вокруг аэропорта трех-четырех городов спутников? Вообще-то, трехсот гектаров для строительства взлетно-посадочной полосы и терминала более чем достаточно. А 2 тысячи гектаров – это поистине китайский размах. Это аккурат половина площади аэропорта Пекина, который считается вторым по пассажиропотоку в мире.
Кстати, о китайских масштабах. Какой-то умник подсунул к тексту выступления президента о программе «100 конкретных шагов» информацию, что с созданием международного авиационного хаба Казахстан будет бороться за привлечение 53 миллионов пассажиров, летающих ежегодно из Европы в Азию и обратно. Никто не догадался о подвохе. Так вот, оказывается, в 2008 году, когда проводили Олимпиаду в Пекине, тамошний аэропорт Шоуду обслужил 55,9 миллиона человек. Мы собираемся конкурировать? Ну, тогда давайте запишем в список конкурентов аэропорты Дели, Карачи, Абу-Даби, Бангкока…
А если отставить шутки в сторону, то международный аэропорт к северу от Алматы действительно может быть сильно востребован. Уже подсчитано: если его построить, как планировалось в 90-х годах, в районе баканасского поворота, он спрямляет авиамаршруты из Европы в Азию и обратно на 150 километров. В пересчете на топливо это дает приличную экономию. Во всяком случае, у аэропорта Ташкента, через который сейчас предпочитают летать транзитом ведущие авиакомпании мира, вполне можно отбить многих клиентов. Еще один плюс – в том районе практически всегда летная погода и нет высоких гор, которые не надо будет учитывать при посадке и взлете. Вот только стоимость проекта надо считать реально, а не с учетом откатов и воровства. А простому обывателю не помешало бы объяснить, что такое для Казахстана 800 миллионов долларов США, про которые сказал Бекен Сейдахметов. Чтобы их вернуть, надо, чтобы из построенного за такие деньги аэропорта хотя бы раз вылетел каждый из 16 миллионов казахстанцев – включая тех, кто в жизни никогда ни куда не летал, немощных стариков и младенцев. При этом за стоимость авиабилета каждый из них должен переплатить по 50 долларов. В общем, заоблачная сумма. А с учетом того, что любой инвестор даже куда менее значительные деньги даст лишь под гарантии возврата со стороны государства, то их возврат так или иначе ляжет на плечи каждого казахстанца. Это понятно всем, но только почему-то не главному авиатору страны господину Сейдахметову, который вот так запросто с трибуны бросается несусветными цифрами, демонстрируя невообразимую широту своей натуры.
За наш с вами счет!