Это только в кино красиво умирают за великую идею - в жизни кровь пахнет отвратительно
Про отношения двух главных наций Казахстана – казахов и русских - говорят примерно так же, как взрослые о любовных отношениях. Когда с детишками – о чистых чувствах и книжной романтике. Когда между собой – сплошной хардкор. С трибун и в общении с противоположной нацией мы все за дружбу, и вообще, казахи-русские - бхай-бхай! Но вот, оставшись наедине, даже самые интеллигентные из нас редко не прерывают агрессивных собеседников, раскрывающих все пороки казахов/русских через примеры, взятые из повседневной жизни.
Есть несколько общих баек, варьирующихся от собеседника к собеседнику. Кому-то в детстве делали замечание в общественном транспорте за речь на родном языке. Кто-то теперь нарывается, мягко говоря, на непонимание, обратившись не на государственном языке. Есть люди, которых оскорбляет даже запах, которым пахнут иноплеменники. На любом форуме можно насобирать таких историй вагон и маленькую тележку. Очень быстро речь заходит об исконных казахских или русских территориях. В рамках этой дискуссии все блещут познаниями истории, не уходя далеко по накалу риторики от ведущих российских каналов, легко рассуждающих о правах на Крым. Но пока, к счастью, на порно межнациональных отношений наложено табу, и в свободной продаже оно не встречается - только из-под полы.
На самом деле наши ожидания - как казахов, так и русских - сильно завышены. Казахи хотят, чтобы русские немедленно заговорили на казахском, а русские еще помнят, как первые руководители Казахской ССР предпочитали русских жен. Даже считалось, что казах, женившийся на русской – это казах первого сорта. В пятидесятых годах один папин однокашник по партшколе наизусть заучил Историю КПСС на русском языке, не понимая ни слова. Тогда это было важно для карьеры. Всего два поколения прошло с тех пор, и общество просто не успевает за такими резкими изменениями политической конъюнктуры.
Колонизация Казахстана ведь прошла очень быстро. Всего-то лет 100-120 прошло с тех пор, как здесь стали активно заселяться русские. Два мира всегда существовали практически не пересекаясь.
Несколько лет назад одна журналистка уезжала в Канаду. Квартира не продавалась, документы зависли в бюрократических структурах, и у будущей канадки началась легкая паника. Она даже сходила в церковь, но и это не помогло. Тогда один из ее приятелей посоветовал ей принести в жертву барана и отдать мясо в детский дом. Она уцепилась за эту идею, и приятелю пришлось везти ее на базар, выбирать барана, договариваться с местным служителем культа, чтобы тот помолился за нее Аллаху, получить все справки у ветеринаров и отвезти тушку в детский дом. Журналистка, прожившая все детство и юность в Алма-Ате и взрослую жизнь в Алматы, была потрясена открывшейся новой для нее стороной казахской жизни, с которой она ни разу не соприкоснулась за несколько десятилетий жизни среди казахов.
Наиболее продвинутые русские сегодня пользуются казахским языком для продвижения по социальной лестнице.
Без перекосов, разумеется, не обходится. В прошлом году одна журналистка потребовала, чтобы гражданам, не владеющим казахским языком, платили меньше. Сама она русская и великолепно владеет двумя языками. Патриоты были в восторге, но меня это покоробило. Я просто представил, что было бы, если российский казах призвал дискриминировать соплеменников-граждан России за недостаточное владение русским языком.
Мы реально мало знаем друг о друге. И даже немногочисленные межнациональные браки общей картины не меняют. Раньше это было дело элиты, а теперь мы просто смотрим в разные стороны.
Подспудный конфликт интересов существует - любая статья на эту тему собирает огромную аудиторию. Особенно это стало заметно, когда началась украинская эпопея. Казахи стали с опаской приглядываться к русским, на русских форумах активно обсуждается тема Северный Казахстаннаш, Усть-Каменогорскнаш, Павлодарнаш и т.д.
Патриоты меня осудят, но я понимаю русских казахстанцев. Для многих из них родиной остается Россия – слишком недолго они живут в Казахстане, максимум четвертое-пятое поколение. При этом язык сохранился и активно используется практически повсеместно. То, что русские разделяют взгляды российского руководства и тиражируют в своей среде точку зрения российских каналов, вполне естественно. Великая Россия для них все еще остается надеждой и будущим. Казахи при этом, как минимум, не стремятся их удерживать и более активно интегрировать в свою среду. Так что не торопитесь упрекать граждан Казахстана русской национальности за Крымнаш. Вот чисто гипотетически: если бы граждане Узбекистана казахской национальности объявили, что Ташкент возвращается в родную гавань? Любой казах, который тогда рискнет публично выступить против пересмотра границ и захвата чужой территории, очень быстро окажется в мусорном контейнере. Даже быстрее, чем Макаревич. Но это так, к слову.
Как показала история с Крымом, нельзя закрывать глаза на проблему и делать вид, что ее не существует. Все эти страшилки, которыми сегодня пугают друг друга в приватных беседах, то самое порно межнациональных отношений, оно ведь очень быстро может перекочевать в сюжеты теленовостей и стать данностью. Если казахи не помогут русским стать казахами, а сами русские не будут к этому стремиться, вся история может закончиться бессмысленными боями за никому не известные населенные пункты.
Можно долго давать советы, что нужно делать для этого. Но до сих пор нет внятного ответа ни от одного правительственного социолога на вопрос о том, чего хотят казахи и русские. Зато есть страх перед неопределенным будущим, из-за чего граждане покидают страну. Как русские, так и казахи.
Поэтому для начала мы должны хотя бы понять друг друга, чтобы перестать бояться. Это только в кино красиво умирают за великую идею. В реальности кровь пахнет отвратительно.