Производство фейков в промышленных масштабах
Правоохранительные органы вычислили персонажа, который распространял в интернете фото окровавленного человека, лежащего на земле, выдавая его за жертву разгона несанкционированной демонстрации в Кызылорде.
Слов нет, сказочный до….ёб. Какими бы благородными лозунгами он ни прикрывался, какие бы цели он ни преследовал - хоть построение народного рая в отдельно взятой Мәңгілік Ел, – его поступок за гранью добра и зла.
Вот только смущает, что его одного привлекают к ответу за распространение фейков. Суду еще предстоит доказать, действовал ли задержанный злоумышленник по причине личного долбо..ства, либо ему заплатили за это. В общем, пока не ясно – то ли он просто дол….ёб, то ли циничный ублюдок.
Но ведь он не один, кто занимается изготовлением и распространением заведомо ложной информации.
Вот, к примеру, Сергей КУЛАГИН, нынешний аким Акмолинской области, некогда устроил фейковое шоу с птицефабрикой. В бытность свою акимом Костанайской области он запустил инновационный курятник. Сделал всё как положено, с торжественной демонстрацией сюжета. Вот только вместо упитанных бройлеров по конвейеру проплыли ободранные несушки, но никто этого не заметил. Потом всплыл скандал с закупкой запрещенного в Европе оборудования для этой птицефабрики. Выяснилось, что её достраивали сотрудники бюджетных организаций, которые добровольно выгоняли себя на субботники. В общем, фейк получился знатный. В результате почти три миллиарда тенге государственных денег не могут найти до сих пор…
Но Кулагина почему-то никто не ловит.
Примерно такая же история вышла с Карагандинским авиазаводом. Тоже слепили самолетик, показали - и на этом взлет отечественного самолетостроения закончился. Имитировал авиапрорыв тогдашний аким области Серик АХМЕТОВ, которого недавно осудили на 10 лет лишения свободы. Правда, в приговоре не было ни слова про фейковый авиазавод.
То есть – прокатило.
После каждой трансляции торжественных запусков заводов, конвейеров, задувания домн, открытия сборочных цехов выясняется, что значительная часть сюжетов – имитация.
Растрачиваются огромные деньги, подрывается доверие граждан, которые видят все эти фейки. Можно риторически спросить: «Зачем?». Ответа на этот вопрос в рациональной системе координат не найти. Зато устроители имитаций набирают огромное количество баллов, растут по службе, а их ближайшие родственники попадают в рейтинг казахстанского Forbes.
Кстати, до сих пор никто не опроверг утверждение экономиста и экс-вице-премьера Ораза ЖАНДОСОВА, заявившего, что половина членов правительства – миллиардеры. Так что баллы за имитацию в нашей стране конвертируются по очень выгодному курсу.
Практически у каждого большого начальника за спиной есть свой баллоимитатор, причем не один.
Производство фейков у нас поставлено на промышленную основу. По данным общественного фонда "Правовой медиа-центр", за последние годы из госбюджета было потрачено почти 150 миллиардов тенге на так называемую информационную политику государства. Это не считая денег, выделяемых на подкормку СМИ национальными компаниями.
Чтобы было понятно: кто платит деньги – тот и заказывает музыку. То есть те фейки, о которых я упомянул выше, получили очень хорошие отзывы в прессе. Казахстанские журналисты не пишут о кризисе в стране, они пишут о мировом кризисе и о том, как везде плохо, а у нас – хорошо. И это тоже баллоимитатор, но уже для населения.
А я всё удивлялся, как журналисты «Первого канала Евразия» точно подсчитали, сколько стоит гражданин, соблазненный провокаторами: от 50 до 150 долларов. В среднем – 100 долларов за голову.
Если поделить все суммы, потраченные на промывание мозгов, на количество избирателей, то выйдет примерно столько же. Да, по старому курсу, но порядок все равно тот же.
Знают люди, о чем говорят.
Но вот почему одним нельзя, а другим – можно?
Ведь тот, кто лжет, все равно лжец, с какой бы стороны он ни был.