Талгарская объездная трасса строится в нарушение всех существующих законов
Мы уже писали о том, как ведомство Асета ИСЕКЕШЕВА едва не погубило исторический памятник - древнее городище Талхиз, занесенное в список мирового наследия ЮНЕСКО.
В минувшую пятницу, 19 июня, на месте основного строительства Талгарской объездной дороги «Бирлик-Алмалык-Рыскулов-Казстрой-Акбулак» собрались чиновники практически из всех учреждений, курирующих этот проект. Приехал даже начальник управления дорог Алматинской области Ержан ЖАСЫБАЕВ, объяснявший местным жителям, что дорога будет строиться не по проекту, который прошел государственную экспертизу, а по некоему новому плану, который, как ни странно, уже кем-то одобрен. Чиновники за тем и приехали, чтобы сделать замеры для нового плана. Вопрос местных жителей, интересовавшихся, как был принят новый проект, если на огромном участке дороги не были проведены даже замеры, остался без ответа.
Между тем ситуация весьма непростая. Оказывается, дорогу сузили с до двух полос, хотя изначально бюджет закладывался на четырехполосную. Более того, принято решение не оставлять прописанную в Законе «Об автомобильных дорогах» «красную линию» (двадцать метров от оси дороги), в пределах которой не должно быть строений, не относящихся к дороге. Это означает, что дорога с допустимым скоростным режимом 80-120 км/ч останется без тротуара, без водоотвода (или арыка – А.К.) и без откоса. И в эту же «красную линию» попадают целиком жилые дома с одной стороны, а с другой - асфальт проложат на недавно построенном водопроводе, что тоже категорически запрещено законом.
- Заказчик – областное управление дорог - изменило проект, убрало конструктивы, отличающую дорогу 2 категории от просёлочной, - рассказывает один из жителей населенного пункта, по которому пройдет дорога, инженер-строитель Бахты-Герей ТУРАЛИЕВ. - Они решили против раннее утверждённого проекта все строения в полосе отвода оставить на месте. Фактически они подвергают людей ежедневному риску быть сбитыми лихими водителями или постепенно умирать от отравления выхлопными газами.
В первоначальном проекте, прошедшем государственную экспертизу, дорога включала в себя 8 метров асфальтового покрытия, то есть две полосы по 4 метра, обочину шириной полтора метра, плюс метр двадцать на тротуар и арык. И еще около десяти метров от габарита дороги зона, обеспечивающая видимость водителям для обеспечения безопасности, в которой к тому же высокая опасность отравления выхлопными газами.
Изначально проектировалось три варианта дороги, один из которых вообще не предусматривал сноса, так как на том участке почти нет строений. Почему выбрали самый дорогостоящий проект – вопрос открытый. Хотя наш собеседник Бахты-Герей Туралиев объяснил это тем, что, возможно, в министерстве посчитали, что на существующую дорогу класть новое покрытие дешевле, чем с нуля строить две полосы.
- Строительство по существующему основанию старой дороги уменьшает затраты, и на него проще положить новый асфальт, а это почти полоса. Дороже строить с нуля две полосы. Изначально планировались деньги на снос. Мне кажется, что из-за демонтажа моста на городище Талхиз им приходится экономить на выкупе участков и строений у местных жителей. Может, они хотят разбирать мост за наш счет? - пытается анализировать странное поведение чиновников г-н Туралиев
Согласно принятому проекту, тротуар и арык должны были пройти на участке дома г-на Туралиева, а «красная линия», как мы видим по фотографии, вообще захватывает его дом целиком.
Не учли в проекте и дополнительную полосу для поворота на дачи. Фактически это Т-образный перекресток, на котором должна быть хорошая видимость, и по всем правилам от него должна идти 50-метровая дополнительная полоса. Скорее всего, ее не будет...
- Они изначально не предусмотрели в проекте такой съезд. По всем канонам здесь должна быть полоса разгона, то есть машины оттуда должны выезжать не на скоростную трассу, а на боковую, которая плавно переходит в скоростную. Это говорит о том, что здесь должна быть еще одна полоса, тут видимости для водителей совсем нет, здесь надо сносить все соседние дома – объясняет Бахты Герей Туралиев.
Чиновники, объясняют отказ от сноса тем, что какие-то жители обратились с петицией не сносить их. Специалист ИПЦ «Грант-Проект» Ерлан ИБРАГИМОВ, объяснил причину таких обращений:
- Те, кто отказывается идти под снос, попросту начали строительство своих домов после того, когда вышло предписание о сносе, а это значит, что у них не будет полноценной компенсации. Вместо того, чтобы вначале узаконить дом, они начали строительство и, согласно Закона «О госимуществе», им не будет выплачиваться компенсация за снос строений.
Что же получается в итоге? По проекту, который сегодня продвигает областное дорожное управление, ширина асфальтового покрытия сузится до 7, то есть всего по 3,5 метра на каждую полосу. От строительства тротуара решили отказаться, оставили только откос шириной 3 метра. Арык остается прежним, а «красной линии» вообще не будет. От некоторых жилых домой расстояние до дороги составит менее 4 метров. А калитки и вовсе будут выходить практически на скоростную трассу.
Напомним: областное управление дорог подчиняется Комитету автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию, возглавляемого Асетом Исекешевым.
Почему чиновники идут на грубейшее нарушение законов, и почему их промахи должны покрываться за счет граждан?
Ответ на этот вопрос лежит в смете строительства. Напомним, что на строительство этой дороги из государственного бюджета уже выделено 6 миллиардов тенге. Из них только на незаконное строительство моста потрачено по одним данным 350 миллионов тенге, по другим – 475 миллионов. На демонтаж этого строения придется потратить половину от стоимости его возведения. То есть свыше полумиллиарда тенге потрачены впустую, а накажут за это местных жителей, обрекая на опасное соседство с оживленной трассой, которая ведет в Солдатское ущелье. Там будет расположен спортивный лагерь для Универсиады-2017, а позже, если Казахстан выиграет право на проведение зимних Олимпийских игр – лагерь олимпийцев. Огромный трафик окажется зажатым на узкой дороге…
По словам господина Жасыбаева, заказчиком в данное время ведётся усиленная работа, чтобы дорога и мост построенные на городище были узаконены в пределах первоначального проекта. «Подпольно в 2013 году выдумали и увеличили размеры территории городища, а мы не зная об этом в 2014 году прошли госэкспертизу и построили мост. Зачем увеличили? Нет там ничего, никаких исторических или археологических памятников, мы докажем, что не надо переносить мост и дорогу. Сейчас проводим археологическую экспертизу, которая подтвердит, что это выдумки »,- это практически дословное высказывание Жасыбаева, при нашей встрече 19 июня. «Сносить вдоль дороги дома не будем в целях экономии денег, нет такого закона, который бы говорил, что надо сносить, есть, который запрещает строить и жить, а существующие, убирать или не убирать это решаем мы», - так понимает заказчик Закон об Автодорогах РК и указы президента об Особо охраняемых территория.