Казаны раздора

10146 просмотров
0
Вадим ДЕРГАЧЁВ
Вторник, 02 Авг 2016, 12:30

Работа художника - предостережение или проклятье?

Когда на Astana Art Fest была выставлена работа Асхата АХМЕДЬЯРОВА «Әжеңнің көзі» («Глаза твоей бабушки») ничто, как говорится, не предвещало...

Казаны, скрепленные между собой, как сфера, и похожие на огромные бусы, пользовались большой популярностью у детей и взрослых. Рядом с этим большим ожерельем с удовольствием фотографировались, заходили в круг, прикасались к ним. Казалось бы, народ работу принял. Но не тут-то было.

Почти через месяц в Facebook разразился настоящий скандал. Пользователь Айгуль ОРЫНБЕК опубликовала текст, в котором обвинила художника в кощунстве по отношению к такому сакральному предмету, как казан, и прямо потребовала от акима Астаны «принять меры», чтобы «перевёрнутые Казаны» не накликали беду на «главный город». Этот пост был поддержан более чем тысячью пользователями и привел к 1300 перепостам. Комментарии большинства фейсбучников, которые «работу не видели, но осуждают», балансировали на грани проклятия.

Дальше – больше. Снежный ком и эффект толпы, потому что кто-то поверил, что казан оскорбили.

Мы поговорили с главным действующим лицом – автором инсталляции, художником Асхатом Ахмедьяровым.

- Асхат, когда ты готовил эту работу - ожидал, что возможна такая реакция? Особенно сейчас, когда, казалось бы, ничего уже не должно было произойти – через месяц после открытия выставки?

- Сейчас, после проделанной работы, вроде бы самое время наблюдать за дискуссией в Сети со стороны, ограничиваясь классической позицией художника: дело сделано, а вам решать. Но мне неудобно отмалчиваться, поэтому - сразу к делу: до того момента, пока казаны транспортировались в мастерскую, возможно, на подсознательном уровне, они были для меня такими же сакральными предметами, как для моих критиков.

Дальше, принявшись за монтаж инсталляции, я как-то позабыл о том, что это посуда, к тому же ещё и культовая. Теперь они стали объектом самовыражения.

Я их сверлил, переворачивал, прикручивал болтами к друг другу, опирался о казан ногой. Не скрою, что в такие минуты одна моя часть, в которой остались ещё предрассудки и суеверия, держала за ворот вторую - созидательную.

Трудно передать словами ту радость, когда я увидел несколько сфер (уже полноценных бусин), лежащих на полу и представлявших фрагмент непривычной мыслеформы. А дальше в таких случаях люди, подобные мне, живут вне реального времени. Поскорее бы увидеть всё ожерелье полностью, выставить его на площадку, увидеть, как эта штука работает с окружающей архитектурой!

- Использование казана как основы для твоего арт-объекта, очевидно, не случайно. Но почему ты вообще взял казан, а не что-то другое?

- Наблюдая за своей супругой, я понял, что женщины Азии в селах почти половину жизни проводят на кухне за казаном. И это происходит передо мной каждый день. Естественно, она заботится о детях и обо мне, положив на жертвенный алтарь половину своей жизни. Меня это сильно потрясло, и озарением стало ожерелье из прокопчённых казанов. Я уверен, что моя жена научит наших дочерей (их у нас двое) рецептам традиционной кухни. Эти знания в Азии передаются из поколения в поколение, в них я вижу дорогое украшение внутренней гармонии. Сажа казанов и блеск бусин – это то, что не переводится в слова, не подвластно логике, но переживается мной ежедневно.

- То есть поэтому - бусы? Но ты наверняка в них вложил еще какой-то смысл?

- «Бусы» по завершении стали самостоятельным, независимым объектом. Они читаемы. То есть концепция визуально прочитывается, если зритель имеет склонность к рассуждению и анализу. Но ведь упор я делаю именно на думающего зрителя. Я почти не беру в расчёт ограниченных людей, воспитанных на грубых установках. Их много, а думающих и получающих эстетическое наслаждение от подобных вещей - мало. И разразившийся скандал вокруг «Әжеңнің көзі» надо рассматривать как следствие столкновения свободы и консервативного мышления. Столкновение это было неминуемым.

Человек по природе ленив, для него думать - это роскошь. Большинству в обществе легче опереться на мощную основу проверенного временем символа. И когда появляется нечто, идущее вразрез с этой уверенностью, вспыхивает эпидемия паники.

В случае с «Бусами» казаны в сознании массы явились провокативным элементом. Применение этой посуды в проекте художника показалось им вызовом. Как художник, я сторонник многообразного мира, и если применил данный предмет для преображения в нечто самостоятельное и обретающее новое звучание, то со временем, я верю, это станет достоянием культуры общества, а не предрассудков.

P. S. После развернувшегося в сетях скандала художница Гаухар КИЕКБАЕВА выступила с открытым письмом к Асхату Ахмедьярову:

«Асхат, привет. Казан всегда был сакральным для казахов. Казаны у тебя не перевернуты, как многие с ужасом говорили, и не несут проклятия. Они соединены, скреплены с друг другом…

Ажека моя в детстве всегда ругала невесток, когда те после трапезы мыли и переворачивали казан. «Жаман болады, кайғы шақырма...» («Не навлекай беду»). В твоем проекте я увидела сознательное или интуитивное предостережение. Что нельзя забывать свои корни, обычаи. Нельзя терять землю, сила в единении... Есть интересный обряд - «Жарыс казан», цитирую: «Жарыс казан, который имеет немаловажное значение для казахов: пока роженица мучается в дородовых схватках, ее близкие родственники, в основном это представительницы женской половины, должны сварить в казане мясо для гостей. Мясо должно свариться раньше, чем у роженицы закончатся схватки и она родит ребенка. Это своего рода состязание между кипящим казаном и роженицей...».

И далее вся жизнь проходит женщины у казана. Огонь-шанырак... Очень много пословиц и поговорок. «Ат иесіз болмас, қазан күйесіз болмас» («Лошадь не бывает без хозяина, казан не бывает без сажи»), «Екі қошқардың басы бір қазанға симайды» («Головам двух баранов тесно в одном казане»)». И т. д...

Так что сила твоя - в стойкости. Поэтому – без оправданий. Успехов тебе, Асхат! Обнимаю твою семью.

Гаухар Киекбаева».  

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Политолог Марат Шибутов: «Боюсь, со СМИ уже у нас покончено»
Или что скрывается под прессом уголовных преследований на журналистов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером