Казаны раздора

10010 просмотров
0
Вадим ДЕРГАЧЁВ
Вторник, 02 Авг 2016, 12:30

Работа художника - предостережение или проклятье?

Когда на Astana Art Fest была выставлена работа Асхата АХМЕДЬЯРОВА «Әжеңнің көзі» («Глаза твоей бабушки») ничто, как говорится, не предвещало...

Казаны, скрепленные между собой, как сфера, и похожие на огромные бусы, пользовались большой популярностью у детей и взрослых. Рядом с этим большим ожерельем с удовольствием фотографировались, заходили в круг, прикасались к ним. Казалось бы, народ работу принял. Но не тут-то было.

Почти через месяц в Facebook разразился настоящий скандал. Пользователь Айгуль ОРЫНБЕК опубликовала текст, в котором обвинила художника в кощунстве по отношению к такому сакральному предмету, как казан, и прямо потребовала от акима Астаны «принять меры», чтобы «перевёрнутые Казаны» не накликали беду на «главный город». Этот пост был поддержан более чем тысячью пользователями и привел к 1300 перепостам. Комментарии большинства фейсбучников, которые «работу не видели, но осуждают», балансировали на грани проклятия.

Дальше – больше. Снежный ком и эффект толпы, потому что кто-то поверил, что казан оскорбили.

Мы поговорили с главным действующим лицом – автором инсталляции, художником Асхатом Ахмедьяровым.

- Асхат, когда ты готовил эту работу - ожидал, что возможна такая реакция? Особенно сейчас, когда, казалось бы, ничего уже не должно было произойти – через месяц после открытия выставки?

- Сейчас, после проделанной работы, вроде бы самое время наблюдать за дискуссией в Сети со стороны, ограничиваясь классической позицией художника: дело сделано, а вам решать. Но мне неудобно отмалчиваться, поэтому - сразу к делу: до того момента, пока казаны транспортировались в мастерскую, возможно, на подсознательном уровне, они были для меня такими же сакральными предметами, как для моих критиков.

Дальше, принявшись за монтаж инсталляции, я как-то позабыл о том, что это посуда, к тому же ещё и культовая. Теперь они стали объектом самовыражения.

Я их сверлил, переворачивал, прикручивал болтами к друг другу, опирался о казан ногой. Не скрою, что в такие минуты одна моя часть, в которой остались ещё предрассудки и суеверия, держала за ворот вторую - созидательную.

Трудно передать словами ту радость, когда я увидел несколько сфер (уже полноценных бусин), лежащих на полу и представлявших фрагмент непривычной мыслеформы. А дальше в таких случаях люди, подобные мне, живут вне реального времени. Поскорее бы увидеть всё ожерелье полностью, выставить его на площадку, увидеть, как эта штука работает с окружающей архитектурой!

- Использование казана как основы для твоего арт-объекта, очевидно, не случайно. Но почему ты вообще взял казан, а не что-то другое?

- Наблюдая за своей супругой, я понял, что женщины Азии в селах почти половину жизни проводят на кухне за казаном. И это происходит передо мной каждый день. Естественно, она заботится о детях и обо мне, положив на жертвенный алтарь половину своей жизни. Меня это сильно потрясло, и озарением стало ожерелье из прокопчённых казанов. Я уверен, что моя жена научит наших дочерей (их у нас двое) рецептам традиционной кухни. Эти знания в Азии передаются из поколения в поколение, в них я вижу дорогое украшение внутренней гармонии. Сажа казанов и блеск бусин – это то, что не переводится в слова, не подвластно логике, но переживается мной ежедневно.

- То есть поэтому - бусы? Но ты наверняка в них вложил еще какой-то смысл?

- «Бусы» по завершении стали самостоятельным, независимым объектом. Они читаемы. То есть концепция визуально прочитывается, если зритель имеет склонность к рассуждению и анализу. Но ведь упор я делаю именно на думающего зрителя. Я почти не беру в расчёт ограниченных людей, воспитанных на грубых установках. Их много, а думающих и получающих эстетическое наслаждение от подобных вещей - мало. И разразившийся скандал вокруг «Әжеңнің көзі» надо рассматривать как следствие столкновения свободы и консервативного мышления. Столкновение это было неминуемым.

Человек по природе ленив, для него думать - это роскошь. Большинству в обществе легче опереться на мощную основу проверенного временем символа. И когда появляется нечто, идущее вразрез с этой уверенностью, вспыхивает эпидемия паники.

В случае с «Бусами» казаны в сознании массы явились провокативным элементом. Применение этой посуды в проекте художника показалось им вызовом. Как художник, я сторонник многообразного мира, и если применил данный предмет для преображения в нечто самостоятельное и обретающее новое звучание, то со временем, я верю, это станет достоянием культуры общества, а не предрассудков.

P. S. После развернувшегося в сетях скандала художница Гаухар КИЕКБАЕВА выступила с открытым письмом к Асхату Ахмедьярову:

«Асхат, привет. Казан всегда был сакральным для казахов. Казаны у тебя не перевернуты, как многие с ужасом говорили, и не несут проклятия. Они соединены, скреплены с друг другом…

Ажека моя в детстве всегда ругала невесток, когда те после трапезы мыли и переворачивали казан. «Жаман болады, кайғы шақырма...» («Не навлекай беду»). В твоем проекте я увидела сознательное или интуитивное предостережение. Что нельзя забывать свои корни, обычаи. Нельзя терять землю, сила в единении... Есть интересный обряд - «Жарыс казан», цитирую: «Жарыс казан, который имеет немаловажное значение для казахов: пока роженица мучается в дородовых схватках, ее близкие родственники, в основном это представительницы женской половины, должны сварить в казане мясо для гостей. Мясо должно свариться раньше, чем у роженицы закончатся схватки и она родит ребенка. Это своего рода состязание между кипящим казаном и роженицей...».

И далее вся жизнь проходит женщины у казана. Огонь-шанырак... Очень много пословиц и поговорок. «Ат иесіз болмас, қазан күйесіз болмас» («Лошадь не бывает без хозяина, казан не бывает без сажи»), «Екі қошқардың басы бір қазанға симайды» («Головам двух баранов тесно в одном казане»)». И т. д...

Так что сила твоя - в стойкости. Поэтому – без оправданий. Успехов тебе, Асхат! Обнимаю твою семью.

Гаухар Киекбаева».  

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Отставка Си Цзиньпина – блеф или реальность?
Интриги пленума ЦК Коммунистической партии Китая
Пока фискалы доят малый бизнес, иностранные онлайн-площадки спят спокойно
Как экономика теряет миллиарды на глазах налоговиков
Суд над журналистом: где проходит граница частной жизни?
В Алматы рассматривают дело Олега Гусева, обвиняемого в разглашении персональных данных активистки
Комсомольское прошлое и настоящее
Почему обречен на забвение мемориал близ Алматы
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Трехлетний бюджет: Казахстан входит в 2026 год с кучей нерешенных проблем
Экономику держат на плаву за счет новых заимствований и старых схем
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Сырьевая модель отечественной экономики дает сбой
Казахстан экспортирует меньше, а потребляет больше
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента