Дело пахнет керосином

17058 просмотров
0
Геннадий БЕНДИЦКИЙ
Среда, 08 Апр 2015, 14:23

Как завышают цены на нефтепродукты, поставляемые для нужд обороны и безопасности страны

Давно подмечено: когда случается экономический кризис, всегда отыскиваются особо талантливые люди, способные с помощью нескольких не слишком сложных телодвижений либо сколотить себе капитал из ничего, либо значительно его преумножить. В нашей стране такие таланты встречаются преимущественно в государственной нефтяной отрасли…

Летом прошлого года, когда уже было понятно, что из-за падения цен на нефть, разразившейся войны на Украине и необратимых интеграционных процессов между Казахстаном и Россией наши страны ожидают не самые лучшие времена, в национальной компании «КазМунайГаз» было принято очень своевременное решение о развитии нового направления в бизнесе. На этот раз лучшие умы нефтяной нацкомпании придумали, как превратить в золотую жилу казахстанский рынок снабжения авиационным топливом. Само собой, используя находящиеся у них в руках неограниченные государственные возможности.

Исключительно ради этого прибыльного дела было создано ТОО «КазМунайГаз-Аэро», являющееся 100-процентной дочерней организацией АО «НК «КазМунайГаз». Этому новому структурному подразделению и были переданы функции по снабжению топливом казахстанских авиаторов. Как это у нас принято, все было подано под соусом большой заботы о народном благе: провели несколько "круглых столов", на которых обсудили необходимость прозрачного ценообразования на рынке авиатоплива, вытеснения с этого рынка посредников-перекупщиков, сообщили о том, что порядка 30 процентов от стоимости авиабилетов составляет стоимость авиакеросина, а потому, дескать, здесь необходимо государственное регулирование, с которым лучше компании «КазМунайГаз» никто не справится.

Уже заговорили о том, что не за горами подписание соответствующего правительственного постановления, которое предоставит ТОО «КазМунайГаз-Аэро» функции единого оператора по поставке авиатоплива и обяжет всех авиаторов закупаться только у этой компании. Но тут оказалось, что большинство авиакомпаний Казахстана, будучи частными структурами, вовсе не горят желанием закупать авиакеросин из одного монопольного источника и не иметь права самостоятельно выбирать поставщика. В общем, заартачились авиаторы. Там ведь у них в руководстве тоже сидят ребята не самые простые!

И тогда в НК «КазМунайГаз» разыграли совершенно беспроигрышный вариант. Говоря шахматным языком, провели этакий эндшпиль с прорывом пешек в ферзи. Дело в том, что помимо частных авиакомпаний, в Казахстане регулярно закупает авиатопливо и потом на нем летает очень немаленькое количество государственной авиатехники. Это и силы воздушной обороны Министерства обороны, и пограничная авиация КНБ РК, и авиагруппа МВД, и воздушные суда спасателей. Причем все эти военные самолеты и вертолеты тратят авиатоплива ничуть не меньше, а зачастую и больше, нежели иные гражданские авиакомпании. Так, один двухчасовой тренировочный полет истребителя Миг-29 с учетом расхода его технического ресурса и топлива обходится в 34 тысячи долларов. Полет штурмовика Су-27 за то же время будет стоить уже 46 тысяч долларов, боевого ударного вертолета Ми-24 – 16 тысяч долларов, многоцелевых транспортных вертолетов Ми-8 и Ми-17 - 7-8 тысяч долларов в зависимости от загрузки. Помнится, во время одного только знаменитого «боевого парада», устроенного бывшим министром обороны Адильбеком ДЖАКСЫБЕКОВЫМ в мае 2013 года на Отарском военном полигоне, армейская авиация за два часа налетала примерно на 3 миллиона долларов. Таким образом, каждая воздушная боевая единица тратит только топлива в среднем на сумму от 1 до 3 тысяч долларов в час в зависимости от нагрузок и модификации авиатехники. А ведь у каждого нашего военного ведомства есть еще и как минимум несколько единиц военно-транспортных самолетов, которые тоже летают туда-сюда, обеспечивая насущные нужды своих подразделений.

Так вот, по нашим очень приблизительным и явно сильно заниженным подсчетам, в год для казахстанских силовых структур требуется порядка 30 тысяч тонн авиатоплива. Это - по меньшей мере, если не случится никаких ЧП, авралов и форс-мажоров типа очередной масштабной демонстрации военной мощи в виде какого-нибудь нового «боевого парада» ...

Кому-то может показаться, что в масштабах республики — это совсем не много. Это так, если не знать несколько маленьких секретов такого бизнеса.

Намедни к нам в редакцию сайта Ratel.kz попал прелюбопытнейший документ – договор с приложениями о поставке авиатоплива, заключенный между ТОО «КазМунайГаз-Аэро» и одним из военных ведомств. Все оформлено честь по чести: от имени казахстанских нефтяников документы подписал генеральный директор ТОО Нуркен МУРЗАГАЛИЕВ, от имени силовиков – командир войсковой части в звании полковника и три офицера - подполковник и два капитана, отвечающие за снабжение горюче-смазочными материалами и курирующие вопросы финансового обеспечения. Одна деталь: в этом контракте цена на поставляемое военным авиатопливо с учетом НДС установлена в сумме 175 тысяч тенге за тонну. Для тех, кто не в курсе: на рынке можно приобрести такое же авиатопливо от 100 тысяч тенге до 110 тысяч тенге за тонну. А с учетом российской инфляции у северного соседа цена на такой же авиакеросин упала до 90 тысяч тенге за тонну. К тому же после подписания Казахстаном и Россией ряда межгосударственных документов никаких проблем с таможенным оформлением товара не возникает. Выходит, что по этому контракту между силовиками и ТОО «КазМунайГаз-Аэро» с учетом разницы цен получается никак не обоснованный перерасход бюджетных средств по меньшей мере на 65 тысяч тенге на каждой тонне. Перерасход для нашего государства. А кое для кого – весьма солидный и гарантированный доход.

Но и это еще не все. В этих контрактах есть один весьма занятный подпункт, касающийся обеспечения авиатопливом военных самолетов Казахстана во время совершения ими заграничных полетов. И здесь цена за одну тонну указывается уже 336 тысяч тенге. Тут, как мы видим, чистая маржа коммерсантов от нефтянки составляет по меньшей мере 226 тысяч тенге на каждой тонне, заправляемой казахстанской военной техникой на любом заграничном аэродроме. Если кто-то считает, что за границей казахстанские военные самолеты и вертолеты не летают – тот глубоко ошибается!

Во-первых, масса топлива тратится во время перегона военной авиатехники на зарубежные авиазаводы для ремонта, модернизации и регламентного обслуживания и обратно.

Во-вторых, при закупе новой авиатехники.

В-третьих, при проведении совместных учений. На территории России и в Киргизии такие мероприятия проводятся довольно часто.

Ну и в-четвертых, при совершении за границу официальных визитов руководителей силовых ведомств – на всякие там форумы, совещания по безопасности и прочие межгосударственные встречи.

В итоге набегает весьма веселенькая сумма.

При общей калькуляции с учетом разницы цен на авиакеросин только по поставкам для авиации силовых структур набегает никак не меньше 2 миллиардов тенге. Что-то около 10 миллионов долларов чистого теневого дохода. Столько, для сравнения, ежегодно в Алматы выделяют на реконструкцию рек, в Северном Казахстане - на ремонт крупнейшей в области ТЭЦ, а в Семее - на строительство жилья.

Почему мы с такой уверенностью можем утверждать, что речь идет именно о теневом доходе? Да потому что подобные схемы увода средств давно отработаны. Авиатопливо закупается в России, продающая его российская компания ценовую разницу переводит куда-нибудь на счета в офшоры и … собственно говоря, дело в шляпе! Дальше деньги по-быстрому распиливаются между всеми участниками этой несложной концессии. Все расходятся довольными. Кому, как говорится, кризис, дефолт и урезание бюджета, а кому – бутерброд с черной икрой, костюм с отливом и вилла с яхтой на Канарах!

К слову, имена всех главных действующих лиц этой незамысловатой сделки со снабжением военной авиации Казахстана авиатопливом по завышенной цене на слуху и на поверхности. Нет, можно, конечно, чисто гипотетически предположить, что главный куратор казахстанской нефтяной отрасли Тимур КУЛИБАЕВ, являясь членом совета директоров российского «Газпрома» и председателем нефтегазовой ассоциации энергетического комплекса «Kazenergy» совершенно не в курсе, что творится во вверенном ему нефтегазовом хозяйстве. Также можно допустить, что и Умирзак ШУКЕЕВ, будучи председателем правления холдинга АО «Самрук-Қазына», которому принадлежит 100 процентов акций нацкомпании «КазМунайГаз», вдруг взял, да и не заметил, что из государственной казны без каких бы то ни было веских оснований испарилось аж 2 миллиарда тенге. Можно также согласиться с тем, что и глава нацкомпании «КазМунайГаз» Сауат МЫНБАЕВ даже представить не мог, что возглавляемая им госструктура на треть, а в каких-то случаях даже втрое завышает цены на нефтепродукты, поставляемые для нужд обороны и обеспечения безопасности и правопорядка в стране, получая с этого теневые доходы миллионами долларов, явно путая свою нефть с государственной. Можно даже считать, что и первые руководители силовых ведомств Казахстана – Минобороны, КНБ и МВД – не знают, что их авиатехника летает на авиатопливе, поставляемом по столь явно и в разы завышенным ценам.

Но тогда придется допустить, что подписавшие документы и завысившие цену на 2 миллиарда тенге на авиакеросин низовые чиновники – глава ТОО «КазМунайГаз-Аэро» Нуркен Мурзагалиев, а также полковники, подполковники и капитаны из воинских частей сразу нескольких ведомств - действовали на свой страх и риск, исходя из сугубо личного интереса. Согласитесь, что в такое верится с трудом. Если такое возможно, то сильные мира сего после этой публикации должны будут порвать их в клочья, как дворовой пес Тузик соседского пацана, залезшего в чужой двор за хозяйскими яблоками! Но если такого не случится, то можно со стопроцентной уверенностью говорить, что все перечисленные здесь персонажи точно в деле. Или в доле. Поживем – увидим. И как говорится, продолжение следует!

журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
На соучредителя скандально известного в Караганде обменного пункта заведено уголовное дело за неисполнение решения суда
Такой метод показал эффективность даже на лучшем друге экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Так ли нова "новая ракета" России
Возможно, наличие у России новых ракетных систем и заставило президента США Обаму и канцлера Германии Меркель занять по отношению к России откровенно "беззубую" позицию
Дащан: легендарный барымтач, пленивший Северцова и рассоривший двух царских генералов
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Қазақстан қалай бір жыл ішінде EV автомобильге екі есе ыңғайлы елге айналды
2023 жылдың 7 желтоқсанында құрылған Qazaq Energy Charge компаниясы бір жыл ішінде ірі қалалар мен халықаралық трассаларда жоғары жылдамдықты 200 электр зарядтау станцияларын ашты
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Профессора права, замначальника юридического института, поймали пьяным за рулём
Водительские права у него забрали, но за решётку он не попал. Суд поручил разобраться с ним коллегам по работе
Семейчанин так убедительно просил в долг, что оказался в колонии
Один из его кредиторов попал в больницу с переломом ребра
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
В СКО состоялся показательный суд над злостным алиментщиком
Нерадивого папашу наказали лишением свободы
На митинг вышли мусорщики Талдыкоргана
В акимате города делают вид, что всё в порядке, и ссылаются на Экологический кодекс
"Не знала, что фальшивый документ": главарь ОПГ чёрных риелторов признала вину по одному из эпизодов
Не знала, а сделала - так объяснила она свои действия, в результате которых человек лишился квартиры
Шымкент тұрғыны түк істемей жалақы алудың жолын тапты
Инженер-геодезист жарты жыл бойы далаға шығып, геодеректер жинадым деген. Шын мәнінде ешқайда шықпай, түк істемей, тек жалақы алып отырған
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.