Как завышают цены на нефтепродукты, поставляемые для нужд обороны и безопасности страны
Давно подмечено: когда случается экономический кризис, всегда отыскиваются особо талантливые люди, способные с помощью нескольких не слишком сложных телодвижений либо сколотить себе капитал из ничего, либо значительно его преумножить. В нашей стране такие таланты встречаются преимущественно в государственной нефтяной отрасли…
Летом прошлого года, когда уже было понятно, что из-за падения цен на нефть, разразившейся войны на Украине и необратимых интеграционных процессов между Казахстаном и Россией наши страны ожидают не самые лучшие времена, в национальной компании «КазМунайГаз» было принято очень своевременное решение о развитии нового направления в бизнесе. На этот раз лучшие умы нефтяной нацкомпании придумали, как превратить в золотую жилу казахстанский рынок снабжения авиационным топливом. Само собой, используя находящиеся у них в руках неограниченные государственные возможности.
Исключительно ради этого прибыльного дела было создано ТОО «КазМунайГаз-Аэро», являющееся 100-процентной дочерней организацией АО «НК «КазМунайГаз». Этому новому структурному подразделению и были переданы функции по снабжению топливом казахстанских авиаторов. Как это у нас принято, все было подано под соусом большой заботы о народном благе: провели несколько "круглых столов", на которых обсудили необходимость прозрачного ценообразования на рынке авиатоплива, вытеснения с этого рынка посредников-перекупщиков, сообщили о том, что порядка 30 процентов от стоимости авиабилетов составляет стоимость авиакеросина, а потому, дескать, здесь необходимо государственное регулирование, с которым лучше компании «КазМунайГаз» никто не справится.
Уже заговорили о том, что не за горами подписание соответствующего правительственного постановления, которое предоставит ТОО «КазМунайГаз-Аэро» функции единого оператора по поставке авиатоплива и обяжет всех авиаторов закупаться только у этой компании. Но тут оказалось, что большинство авиакомпаний Казахстана, будучи частными структурами, вовсе не горят желанием закупать авиакеросин из одного монопольного источника и не иметь права самостоятельно выбирать поставщика. В общем, заартачились авиаторы. Там ведь у них в руководстве тоже сидят ребята не самые простые!
И тогда в НК «КазМунайГаз» разыграли совершенно беспроигрышный вариант. Говоря шахматным языком, провели этакий эндшпиль с прорывом пешек в ферзи. Дело в том, что помимо частных авиакомпаний, в Казахстане регулярно закупает авиатопливо и потом на нем летает очень немаленькое количество государственной авиатехники. Это и силы воздушной обороны Министерства обороны, и пограничная авиация КНБ РК, и авиагруппа МВД, и воздушные суда спасателей. Причем все эти военные самолеты и вертолеты тратят авиатоплива ничуть не меньше, а зачастую и больше, нежели иные гражданские авиакомпании. Так, один двухчасовой тренировочный полет истребителя Миг-29 с учетом расхода его технического ресурса и топлива обходится в 34 тысячи долларов. Полет штурмовика Су-27 за то же время будет стоить уже 46 тысяч долларов, боевого ударного вертолета Ми-24 – 16 тысяч долларов, многоцелевых транспортных вертолетов Ми-8 и Ми-17 - 7-8 тысяч долларов в зависимости от загрузки. Помнится, во время одного только знаменитого «боевого парада», устроенного бывшим министром обороны Адильбеком ДЖАКСЫБЕКОВЫМ в мае 2013 года на Отарском военном полигоне, армейская авиация за два часа налетала примерно на 3 миллиона долларов. Таким образом, каждая воздушная боевая единица тратит только топлива в среднем на сумму от 1 до 3 тысяч долларов в час в зависимости от нагрузок и модификации авиатехники. А ведь у каждого нашего военного ведомства есть еще и как минимум несколько единиц военно-транспортных самолетов, которые тоже летают туда-сюда, обеспечивая насущные нужды своих подразделений.
Так вот, по нашим очень приблизительным и явно сильно заниженным подсчетам, в год для казахстанских силовых структур требуется порядка 30 тысяч тонн авиатоплива. Это - по меньшей мере, если не случится никаких ЧП, авралов и форс-мажоров типа очередной масштабной демонстрации военной мощи в виде какого-нибудь нового «боевого парада» ...
Кому-то может показаться, что в масштабах республики — это совсем не много. Это так, если не знать несколько маленьких секретов такого бизнеса.
Намедни к нам в редакцию сайта Ratel.kz попал прелюбопытнейший документ – договор с приложениями о поставке авиатоплива, заключенный между ТОО «КазМунайГаз-Аэро» и одним из военных ведомств. Все оформлено честь по чести: от имени казахстанских нефтяников документы подписал генеральный директор ТОО Нуркен МУРЗАГАЛИЕВ, от имени силовиков – командир войсковой части в звании полковника и три офицера - подполковник и два капитана, отвечающие за снабжение горюче-смазочными материалами и курирующие вопросы финансового обеспечения. Одна деталь: в этом контракте цена на поставляемое военным авиатопливо с учетом НДС установлена в сумме 175 тысяч тенге за тонну. Для тех, кто не в курсе: на рынке можно приобрести такое же авиатопливо от 100 тысяч тенге до 110 тысяч тенге за тонну. А с учетом российской инфляции у северного соседа цена на такой же авиакеросин упала до 90 тысяч тенге за тонну. К тому же после подписания Казахстаном и Россией ряда межгосударственных документов никаких проблем с таможенным оформлением товара не возникает. Выходит, что по этому контракту между силовиками и ТОО «КазМунайГаз-Аэро» с учетом разницы цен получается никак не обоснованный перерасход бюджетных средств по меньшей мере на 65 тысяч тенге на каждой тонне. Перерасход для нашего государства. А кое для кого – весьма солидный и гарантированный доход.
Но и это еще не все. В этих контрактах есть один весьма занятный подпункт, касающийся обеспечения авиатопливом военных самолетов Казахстана во время совершения ими заграничных полетов. И здесь цена за одну тонну указывается уже 336 тысяч тенге. Тут, как мы видим, чистая маржа коммерсантов от нефтянки составляет по меньшей мере 226 тысяч тенге на каждой тонне, заправляемой казахстанской военной техникой на любом заграничном аэродроме. Если кто-то считает, что за границей казахстанские военные самолеты и вертолеты не летают – тот глубоко ошибается!
Во-первых, масса топлива тратится во время перегона военной авиатехники на зарубежные авиазаводы для ремонта, модернизации и регламентного обслуживания и обратно.
Во-вторых, при закупе новой авиатехники.
В-третьих, при проведении совместных учений. На территории России и в Киргизии такие мероприятия проводятся довольно часто.
Ну и в-четвертых, при совершении за границу официальных визитов руководителей силовых ведомств – на всякие там форумы, совещания по безопасности и прочие межгосударственные встречи.
В итоге набегает весьма веселенькая сумма.
При общей калькуляции с учетом разницы цен на авиакеросин только по поставкам для авиации силовых структур набегает никак не меньше 2 миллиардов тенге. Что-то около 10 миллионов долларов чистого теневого дохода. Столько, для сравнения, ежегодно в Алматы выделяют на реконструкцию рек, в Северном Казахстане - на ремонт крупнейшей в области ТЭЦ, а в Семее - на строительство жилья.
Почему мы с такой уверенностью можем утверждать, что речь идет именно о теневом доходе? Да потому что подобные схемы увода средств давно отработаны. Авиатопливо закупается в России, продающая его российская компания ценовую разницу переводит куда-нибудь на счета в офшоры и … собственно говоря, дело в шляпе! Дальше деньги по-быстрому распиливаются между всеми участниками этой несложной концессии. Все расходятся довольными. Кому, как говорится, кризис, дефолт и урезание бюджета, а кому – бутерброд с черной икрой, костюм с отливом и вилла с яхтой на Канарах!
К слову, имена всех главных действующих лиц этой незамысловатой сделки со снабжением военной авиации Казахстана авиатопливом по завышенной цене на слуху и на поверхности. Нет, можно, конечно, чисто гипотетически предположить, что главный куратор казахстанской нефтяной отрасли Тимур КУЛИБАЕВ, являясь членом совета директоров российского «Газпрома» и председателем нефтегазовой ассоциации энергетического комплекса «Kazenergy» совершенно не в курсе, что творится во вверенном ему нефтегазовом хозяйстве. Также можно допустить, что и Умирзак ШУКЕЕВ, будучи председателем правления холдинга АО «Самрук-Қазына», которому принадлежит 100 процентов акций нацкомпании «КазМунайГаз», вдруг взял, да и не заметил, что из государственной казны без каких бы то ни было веских оснований испарилось аж 2 миллиарда тенге. Можно также согласиться с тем, что и глава нацкомпании «КазМунайГаз» Сауат МЫНБАЕВ даже представить не мог, что возглавляемая им госструктура на треть, а в каких-то случаях даже втрое завышает цены на нефтепродукты, поставляемые для нужд обороны и обеспечения безопасности и правопорядка в стране, получая с этого теневые доходы миллионами долларов, явно путая свою нефть с государственной. Можно даже считать, что и первые руководители силовых ведомств Казахстана – Минобороны, КНБ и МВД – не знают, что их авиатехника летает на авиатопливе, поставляемом по столь явно и в разы завышенным ценам.
Но тогда придется допустить, что подписавшие документы и завысившие цену на 2 миллиарда тенге на авиакеросин низовые чиновники – глава ТОО «КазМунайГаз-Аэро» Нуркен Мурзагалиев, а также полковники, подполковники и капитаны из воинских частей сразу нескольких ведомств - действовали на свой страх и риск, исходя из сугубо личного интереса. Согласитесь, что в такое верится с трудом. Если такое возможно, то сильные мира сего после этой публикации должны будут порвать их в клочья, как дворовой пес Тузик соседского пацана, залезшего в чужой двор за хозяйскими яблоками! Но если такого не случится, то можно со стопроцентной уверенностью говорить, что все перечисленные здесь персонажи точно в деле. Или в доле. Поживем – увидим. И как говорится, продолжение следует!