Перевозчики попросили вынести вопрос о повышении тарифа на обсуждение Общественного совета
"Ситуация, возникшая на рынке дизельного топлива, вынуждает многих индивидуальных предпринимателей в данной сфере закрывать свою деятельность, что сказывается на сокращении единиц транспорта по выходным на линии, увеличении интервалов движения маршрутов, - говорится в письме руководства автотранспортных предприятий. – В осенне-зимний период наши затраты возрастают существенно. Не все предприятия в связи с низким доходом и высокой затратной частью смогут подготовить свои транспортные средства для безопасного провоза пассажиров в период гололеда и низких температур. Существующий с апреля 2017 года тариф не позволяет дальнейшего перспективного развития и качественного обслуживания пассажирских перевозок".
Перевозчики также указали, что вопрос субсидирования и компенсации за льготный проезд находится в разработке. Но денег, выделенных на эти цели до конца 2021 года, по предварительным данным, недостаточно для покрытия расходов. Вопрос о повышении единого тарифа в городском общественном транспорте, а также дифференцированного тарифа попросили включить в повестку заседания Общественного совета Петропавловска.
Один из членов совета Павел АФАНАСЬЕВ опубликовал этот документ на своей страничке в социальных сетях.
"Ну, вот, началось! Сюрприз от перевозчиков, - написал общественник. – Просят повысить, а расчетов не дают!".
- Мы тарифы рассчитываем сейчас, - пояснила председатель Ассоциации "Автотранспортный союз СКО" Галина СЕМЕНОВА. - Вчера было собрание перевозчиков, после чего мы и написали обращение в Общественный совет. Сейчас перевозчики делают расчеты, они будут разные, но в среднем себестоимость одной поездки пассажира получается 280 - 285 тенге. Это предварительно. Один из главных факторов – повышение стоимости ГСМ. Когда у нас билет стоил 70 тенге, солярка продавалась по 128 тенге. Сейчас проезд в автобусе взрослому человеку в Петропавловске при безналичном расчете обходится в 80 тенге, наличкой - 130 тенге, а литр летнего топлива подорожал уже до 230 тенге. А чуть раньше до 285! Мы две недели были вынуждены покупать по такой цене, чтобы не останавливать транспорт.
Семенова напомнила, что из 80 тенге перевозчики получают только около 73 тенге, так как 8% от суммы идет компании "Alempay" за аренду оборудования для электронного билетирования, о чем ранее уже рассказывал Ratel.kz.
Тогда же она поясняла, что 100 новых автобусов, привезенных в Петропавловск, приобретены через Фонд развития предпринимательства АО "СПК "Солтустiк" в лизинг и переданы перевозчикам по договорам совместной деятельности. Согласно им, все без исключения платежи на содержание, страхование, обслуживание и прочие затраты, а самое главное – лизинговые платежи ложатся на плечи перевозчиков.
- За каждый новый автобус около 1 млн тенге нужно в месяц отдавать, чтобы кредит оплатить, - сказала Галина Семенова. – Если говорить о субсидиях, вопрос о которых находится сейчас в стадии разработки, то речь идет о внушительной сумме. Осилит ли это бюджет? Люди должны понимать, что бюджет не резиновый, что если нам, перевозчикам, будут отдавать такие огромные деньги, то придется какие- то программы закрыть, другие расходы сократить. Так, может, стоит сократить нагрузку на бюджет?
По словам собеседницы Ratel.kz, перевозчики крайне заинтересованы в 100-процентном использовании безналичного расчета. Мол, люди должны это понимать и знать, что для этого созданы все условия. Например, утверждена заработная плата для водителей, которую повысили до 280 тыс. тенге.
- Однако на прошлом заседании Общественного совета Петропавловска говорилось, что на самом деле водители фиксированных зарплат не получают, поэтому для них наличный расчет гораздо более выгоден? – спросила автор Семенову.
- Я не понимаю, почему нас на прошлый совет не пригласили, мы бы прояснили некоторые моменты, - ответила она. - Да, раньше так и было: водитель работал, из наработанной за день суммы какую-то часть сразу брал на солярку, себе на зарплату, остальное уже нам. Но сейчас иначе. Водители получают зарплату - реально 280 тысяч тенге. Если вам интересно, могу показать трудовые договоры.
- Тогда же представитель отдела ЖКХ заявил, что внедрение электронной системы оплаты проезда позволило определить реальный пассажиропоток, который в сентябре 2021 года составил 2 200 416 пассажиров с выручкой в 180,8 млн тенге (прогнозируемая выручка за год 2,2 млрд тенге), тогда как по отчетам перевозчиков, за весь 2020 год перевезено около 6,5 млн пассажиров с выручкой 457 млн тенге. Мол, данные занижены в четыре раза. Как Вы это прокомментируете?
- Они просто сравнили несравнимое: общий сбор в 2020 году и 2021 году, - сказала Семенова. – Но вы же знаете, какая ситуация была в прошлом году из-за пандемии. Транспорт останавливали, школы не работали, предприятия многие. Произошло существенное снижение пассажиропотока. Сейчас все работает, пассажиропоток большой, электронное билетирование внедрено, поэтому и общая цифра большая. Но мы же с нее платим за солярку, запчасти, зарплату. Повторю, это не доход, это общий сбор. От этой цифры много еще надо отнять, чтобы понять, что остается перевозчику. А останется немного. Если нас пригласят на Совет, мы все это подробно расскажем.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Елена Чернышова.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!