О затягивании валютных «гаек»

18781 просмотров
0
Сергей ЗЕЛЕПУХИН
Понедельник, 14 Авг 2017, 11:30

У Казахстана появились шансы создать дополнительные трудности для отечественного бизнеса и подпортить свой имидж

Читайте также
Страна потеряла более двух миллиардов долларов

Национальный банк РК (НБРК) намерен бороться с вывозом капитала из Казахстана по потенциально сомнительным сделкам. Для этого регулятор планирует ужесточить контроль над отдельными валютными операциями резидентов.

Однако есть сомнения, что эта мера способна существенно снизить объемы оттока капитала из республики. Зато она имеет все шансы создать дополнительные трудности для отечественного бизнеса и ударить по имиджу Казахстана как страны с либеральным валютным режимом.

Такие выводы можно сделать, если внимательно изучить пока еще законопроект Национального банка «О валютном регулировании и валютном контроле» и реакцию на него бизнес-сообщества.

Нормы – построже, гайки – потуже

Национальная палата предпринимателей (НПП) «Атамекен» уже сделала критические замечания к указанному документу. Например, в НПП считают нецелесообразным требование к резиденту и нерезиденту предоставлять уполномоченному банку при проведении платежа или денежного перевода по валютной операции помимо платежного документа дополнительных сведений в случае, если сумма равна или превышает допустимый Нацбанком порог.

«Внесение в закон данной нормы приведет к задержке в обслуживании клиентов, увеличению документооборота и, соответственно, претензиям клиентов к уполномоченному банку по обслуживанию», - уверены в «Атамекене».

По мнению НПП, эту норму нужно исключить, поскольку информации в платежном документе «достаточно…для целей мониторинга валютных операций».

Вместо этого национальная палата предпринимателей считает необходимым «определить ответственность клиента за предоставление недостоверных данных по платежу и действия банков в случае выявления некорректного/недостоверного предоставления данных».

Читайте также
Будет ли девальвация после ЭКСПО

Но больше всего вопросов вызывает ужесточение валютного контроля по отдельным валютным операциям. Их перечень дается как в самом законопроекте (статья 21 «Требования к проведению платежей и (или) переводов денег по отдельным валютным операциям»), так и в информационных материалах Нацбанка.

Причем в последних они называются весьма политкорректно - операциями, имеющими «признаки отсутствия явного экономического смысла».

Во-первых, к ним регулятор причисляет предоставление резидентом финансового займа нерезиденту по валютному договору, в котором отсутствуют условия о зачислении денег по обязательствам нерезидента на банковские счета резидента. Как считают в Нацбанке, эти операции имеют признаки «вывода капитала под видом кредитования нерезидента».

Во-вторых, к потенциально сомнительным операциям НБРК относит предоставление нерезидентом финансового займа резиденту по валютному договору, в котором отсутствуют условия о зачислении денег по займу на банковские счета резидента. По мнению регулятора, подобные сделки имеют признаки «потенциально фиктивного обязательства», поскольку по этим операциям есть возможность погашения резидентом «фактически не зачисленного финансового займа».

В-третьих, к операциям потенциально сомнительного характера НБРК причисляет выдачу резидентом беспроцентного финансового займа неаффилированному нерезиденту на срок выше 720 дней. По мнению Национального банка, подобная операция имеет «сомнительное экономическое содержание».

И, в-четвертых, к потенциально сомнительным сделкам Нацбанк относит операции по оплате экспорта или импорта по валютному договору со сроком исполнения обязательств нерезидентом более 720 дней с даты исполнения обязательств резидентом.

Читайте также
Стоит ли покупать доллары

Чего добивается регулятор?

Причины инициативы Национального банка по ужесточению валютного контроля вполне очевидны. С одной стороны, регулятор обеспокоен большими объемами неучтенного оттока средств из страны, что в частности находит отражение в статье платежного баланса «ошибки и пропуски». По предварительным оценкам НБРК, за I полугодие текущего года по этой статье из страны «ушло» более $1 млрд.

С другой стороны, Нацбанк в условиях сильной зависимости казахстанской экономики и платежного баланса от цен на сырье и, в первую очередь, на нефть вкупе с декларируемой им политикой свободно плавающего курса изыскивает дополнительные возможности для предотвращения в кризисных ситуациях неконтролируемого давления на обменный курс.

И одну из таких возможностей, судя по указанным выдержкам из законопроекта, регулятор видит в ужесточении валютного контроля. Причем обоснование Нацбанком необходимости этой меры выглядит не очень-то убедительно.  

«Мы установили, что порядка 30% объема крупных сделок по покупке валюты осуществляются не для исполнения обязательств, а для оказания помощи нерезидентам или переводов средств в иностранные банки. Поэтому мы хотим усилить регулирование тех сделок, которые не связаны с обслуживанием обязательств в иностранной валюте», - заявила на пресс-конференции по законопроекту «О валютном регулировании и валютном контроле» 8 августа директор департамента платежного баланса и валютного регулирования Национального банка РК Айгуль Буранбаева.

При этом она настаивала на том, что все концептуальные изменения, которые содержатся в этом законопроекте, не противоречат принципам либерального валютного регулирования и контроля.

Читайте также
На чужой войне

Как меры финнадзора отзовутся

Однако, мягко говоря, это не совсем так, если судить по содержанию статьи 21. А дело в том, что в ней - помимо перечня валютных операций, по которым ужесточается контроль, - есть вызывающая вопросы норма.

Так вот, согласно этой норме, отправку платежей и денежных переводов резидентов, которые потенциально могут быть направлены на вывод капитала из страны, банки имеют право проводить только в случае получения ими разрешения от резидента «на передачу информации о данном платеже и (или) переводе денег органам валютного контроля и правоохранительным органам».

И, кроме того, - в случае обязательства резидента «по представлению уполномоченному банку данных по валютному договору, на основании которого проводится соответствующий платеж и (или) перевод денег…».

Говоря простым языком, в статье 21 законопроекта предусматривается раскрытие банковской тайны по валютным операциям, которые, по мнению регулятора, имеют «признаки отсутствия явного экономического смысла», причем не только перед Нацбанком и министерством финансов, но и перед правоохранительными органами! Более того, если резиденты откажутся давать разрешение на раскрытие банковской тайны уполномоченным банкам, то последним запрещается осуществлять платежи и денежные переводы по этим операциям резидентов.

Справедливо возникает вопрос: к каким последствиям могут привести предлагаемые меры регулятора по усилению валютного контроля?

Посмеем предположить, что, декларируя благие намерения, регулятор рискует вызвать противоположный ожидаемому результат. Хотелось бы ошибаться, но в случае принятия законопроекта «О валютном регулировании и валютном контроле» в нынешней редакции, на фоне огромного количества всевозможных схем по выводу капитала из страны, меры НБРК вряд ли окажутся эффективными.

Зато, повторимся, они способны добавить головной боли отечественным бизнесменам и отрицательно отразиться на имидже Казахстана как страны с либеральным валютным режимом.

Читайте также
В какой валюте выгоднее хранить сбережения

В самом худшем случае ужесточение валютного контроля по отдельным операциям и вовсе способно стать стимулом для еще большего вывода капитала из республики.

Ведь нельзя исключать того, что бизнес воспримет меры регулятора как первый тревожный звонок – как шаг назад в деле либерализации валютного регулирования и контроля, за которым может последовать следующий.  

Источник: КазТАГ

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Политолог Марат Шибутов: «Боюсь, со СМИ уже у нас покончено»
Или что скрывается под прессом уголовных преследований на журналистов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером