Глава компании Astana Group создал в Казахстане новый стандарт для бизнеса
Ежегодный отчет Нурлана СМАГУЛОВА для журналистов перевернул представления о предпринимателях.
Все началось с ТРЦ MEGA Alma-Ata, где за сутки до поездки на автомобильный завод Hyundai Trans Kazakhstan журналистов протестировали на коронавирус.
Как оказалось, для сотрудников компании ПЦР-тест - это процедура, которую они проходят регулярно.
Где-то на периферии слуха прозвучал подавленный стон пиарщика, у которого сумма затрат на регулярное тестирование нескольких тысяч сотрудников суммируется в десятки миллионов тенге, выделяемых компанией на эпидемиологические мероприятия. Но и эти затраты - только маленькая часть того, что пришлось вложить Смагулову во время локдаунов, карантинов и даже произвола санитарных врачей, свято верящих, что в разгар пандемии устраивать шопинг в "Меге" гораздо опаснее, чем на барахолке.
140 дней прошлого года торгово-развлекательные центры MEGA были закрыты. Простаивали во время локдауна автосалоны и другие подразделения. Однако сотрудники получали зарплату, никто не лишился работы. Арендаторов освободили от арендной платы и других видов платежей, даже несмотря на то, что Смагулову пришлось брать кредиты на зарплату персоналу компании - кассовый разрыв из-за простоя нарушил привычное движение финансов предприятия от доходов к расходам.
Тем не менее, за оставшееся время Astana Group не просто наверстала упущенное, но еще и вырвалась вперед.
Чтобы не утомлять цифрами, просто отмечу - одних только налогов за ужасный год пандемии было выплачено 29 миллиардов.
В планах Смагулова на следующий год - почти двукратное увеличение штата в "Астана Моторс", запуск целой серии новых объектов в обеих столицах и крупных городах, постройка цеха комплектующих для автозавода и освоение мелкоузловой сборки самой популярной в Казахстане модели авто - Hyundai Tucson, продажи которой в прошлом году побили все рекорды.
Главное событие минувшего года – запуск автозавода. Его построили в рекордные сроки, так быстро, что даже в компании Hyundai Motors, запустившей не один завод по всему миру, были удивлены расторопностью казахстанских партнеров.
Само предприятие, конечно, поразило воображение своей стерильностью и рациональностью.
На входе – штампованные детали кузова. На выходе – новенький Hyundai Accent. Всю линию можно обойти за полчаса - сначала сварка, потом покраска кузова и пластмассовых деталей, потом сборка, и каждый час ворота покидает несколько новых автомобилей. Это только те, что собираются по методу мелкоузловой сборки. Еще несколько моделей собираются из машинокомплектов, потому что рынку нужен выбор сейчас, а на строительство завода требуются годы. Только один кондуктор, заточенный под единственную модель, стоит полтора миллиона долларов, и это серьезные затраты, если учесть, что через пять лет, когда модель устареет, нужно покупать новый стенд для сборки.
Главное впечатление: этот завод - сублимация всех наших иллюзий 90-х годов. Когда родившиеся в СССР получали настоящий культурный шок, оказавшись в странах с рыночной экономикой.
Да, нас уже лет 20 нельзя удивить красивыми торговыми центрами и кинотеатрами. Но вот чтобы производство со сваркой, покраской и сборкой было таким же чистым, как аптека - это казалось чем-то из области фантастики.
Кто бы мог подумать, что можно и на автозаводе воссоздать атмосферу и интерьер, ничем не уступающий той же "Меге", куда ежедневно съезжаются тысячи казахстанцев, чтобы почувствовать уважение к себе как к гражданину и потребителю.
Чистые туалеты, общепит без многолетнего впитавшегося в стены запаха еды, полы без мазутных пятен, светлые производственные помещения и чистые спецовки на рабочих. Нет ничего лишнего – ни завалов запчастей, ни слоняющихся людей. Пока мы ходили, ни один человек не отвлекся от работы, разве что если кто-то из визитеров просил поднять голову для фото.
По-хорошему, Министерству образования надо включить это предприятие в число обязательных экскурсий для детей. Или снять образовательный ролик. Когда ребенок осознает, что и в нашей стране можно создать что-то крутое, что можно работать в приличных условиях и получать приличную зарплату - это укрепит патриотизм гораздо больше, чем просто призывы любить родину.
Как признался Смагулов, соседи в индустриальной зоне были не очень довольны условиями работы на его автозаводе. Во-первых, зарплата в полтора-два раза выше, чем у них. Бесплатное питание из расчета 1800 тенге в день на человека, дотации на фитнес, перспектива получить жилье вблизи завода, причем не просто общагу, а малосемейные квартиры в доме со всей инфраструктурой - магазином, медпунктом, детским садом в шаговой доступности и другими сладкими плюшками, которые считаются социалистическими в условиях рыночной экономики. Ради этого люди готовы ехать работать у Смагулова, даже несмотря на то, что живут в сотне километров от места работы. Они снимают жилье, а на выходные едут домой. Дома, увы, нет ни таких зарплат, ни таких условий труда и уважения со стороны работодателя.
Это уважение проявляется даже в мелочах. Показывая столовую, Нурлан Эркебуланович попросил воздержаться от съемки. Было время обеда, людей было много, и Смагулову не хотелось их смущать вниманием журналистов. Только после пресс-конференции, когда люди вернулись к работе, он пригласил нас попробовать еду, приготовленную для сотрудников. Не всякий общепит в южной столице смог бы конкурировать с заводской столовой по качеству еды, и это тоже форма уважения, проявляемая предпринимателем к наемным людям.
Пресс-конференция была посвящена итогам года, в который, несмотря на пандемию, удалось увеличить продажи автомобилей на четверть по сравнению с докарантинным 2019 годом. Доходы, полученные в прошлом году, позволили Смагулову запустить сразу несколько крутых проектов по всему Казахстану.
С этого года в обеих столицах, Караганде, Атырау и Шымкенте запускаются новые автоцентры, причем к созданию автоцентров в Алматы и Нур-Султане было привлечено британское архитектурное бюро. Идея вывести рынок подержанных автомобилей из "серой" зоны воплотилась таким образом: человек может приехать в автоцентр на старой машине, а уехать на новой или другой подержанной, при этом оформив сделку, не выходя из кафе или ресторана, расположенного в этом же здании. Включая государственную регистрацию и страховку. Унизительное хождение по слякотному автобазару и общение с "помогайками", тусующимися возле автоЦОНов, теперь уходят в прошлое, уступая место цивилизованным и безопасным формам купли-продажи автомобилей.
Смагулов активно заходит в Узбекистан, развив сеть до 13 дилерских центров в этой стране за всего два года.
На социальные проекты в прошлом году потрачено свыше полумиллиарда тенге. В конце 2020 года открылся фонд Нурлана Смагулова, в котором аккумулирован миллиард тенге на проекты 2021.
О достижениях Смагулова можно узнать из пресс-релиза, опубликованного здесь. Это гораздо более приятное чтение, чем список конфискованного имущества у очередного взяточника, потому что объекты Смагулова - это для людей, а не для удовлетворения потребности отдельного персонажа владеть часами за 300 тысяч долларов или суперкаром. Суперкар, действительно, вскоре никто и не вспомнит, а вот Центр современного искусства, который Нурлан Смагулов хочет построить в Алматы - это надолго останется в памяти.
Уже во время обеда в заводской столовой Нурлан сокрушался, что пресс-конференция получилась какой-то слишком пафосной.
На самом же деле в прошлом году ему пришлось пережить довольно много неприятных и грустных моментов. В череде катаклизмов и плачущая арендатор бутика, которой не удалось продать сезонный товар, и необходимость расстаться с целой группой людей, с которыми он плечом к плечу поднимал компанию, и смерть двух сотрудников от коронавируса… Причем ощущалось, что все эти события прошлого года им были не просто пережиты, а даже и выстраданы. Поэтому и арендаторы вернулись, и покинувшие компанию топ-менеджеры получили бонусы, а умершие – оплаканы.
Лично для меня стало открытием, что Нурлан не собирается оставлять свой бизнес семье. Более того, близкие его родственники не имеют шанса устроиться к нему на работу. Он признался, что нуждается в молодых людях для развития бизнеса, готов делиться с ними и ответственностью, и полномочиями. Сегодня средний возраст топов "Меги" и "Астаны Моторс" - 30+. По словам Смагулова, с людьми этой возрастной категории он говорит на одном языке, а вот двадцатилетних уже не всегда понимает. Но поскольку он строит планы развития на ближайшие 10-15 лет, ему придется искать точки соприкосновения и с сегодняшними тинейджерами, поскольку без них бизнес не развить.
Ну и самая главная новость. Отвечая на вопрос, будет ли он снимать свои пенсионные накопления, Смагулов сказал, что собирается эти деньги использовать на приобретение квартир для Дома юношества - жилья, куда по достижении 16 лет уходят выпускники детских деревень SOS Kinderdorf, которые не имеют крыши над головой.