Видео-инструкция по страховой медицине для врачей и пациентов поликлиник (доступнее некуда)
Руководитель павлодарского филиала Фонда социального медицинского страхования Нурлан КАСИМОВ, еще месяц назад занимавший должность управляющего директора по стратегии всего фонда, уже неделю ездит по поликлиникам Павлодарской области в роли пациента. Врачи, которые чисто теоретически знают – как должна работать страховая медицина, на практике, как выяснилось, теряются. Корреспондент Ratel.kz решила заснять мастер-класс от профессионала, данный им в павлодарской поликлинике № 2.
Войдя в фойе поликлиники, мы видим столик регистратора и направляемся к нему. Пробив по ИИН и фамилии статус пациента, регистратор сообщает Касимову, что он застрахован, и, значит, никаких проблем для получения услуг нет.
- А вот давайте у нас будет такая ситуация: я реальный пенсионер, показываю вам пенсионное удостоверение, вы проверяете статус, и у вас выходит, что я не застрахован. Ваши действия?
- Ну если он пенсионер и не застрахован, то мы его отправляем в…, - на это месте регистратор зависает.
- Или я показываю инвалидную книжку. Или студенческий билет, и та же ситуация – система выдает статус "не застрахован"? – продолжает Нурлан Касимов.
- Студенту нужно объяснить, что он должен застраховаться, - предполагает регистратор.
- Он ничего не должен, он уже застрахован, за него государство оплачивает, как и за пенсионера, и за инвалида (всего за 15 категорий населения - О. В.). Просто почему-то произошел сбой в системе, дело–то новое. Вы должны отсканировать его документы, передать своему руководству и отработать с фондом этот вопрос, чтобы внесли изменения в статус. И, конечно, оказать услугу бесплатно.
Далее мы поднимаемся к врачу общей практики.
- Я был у хирурга, и он написал, что мне нужна плановая операция холецистомия, пришел к вам получить направление, но я не застрахован, - сообщает молодому доктору Нурлан Касимов.
- Если вы не застрахованы, то вы… у нас проходите по экстренности? - предполагает доктор.
Ответ не верный. Врач делает вторую попытку:
- На платной основе тогда все обслуживания?
- Вы мне должны предложить пойти застраховаться! – расстраивается глава фонда. - И не гонять в банк или на почту, а отправить к вашему терминалу, стоящему на первом этаже поликлиники. И объяснить, что за страховку я заплачу 2125 тенге в месяц, и получу полный пакет услуг бесплатно, или за холецистомию заплачу 100 тысяч тенге. Замена тазобедренного сустава 850 тысяч стоит, кардиологические операции – от миллиона и выше. Вы же должны пациенту преимущества страхования наглядно показывать, а вы мне ничего не смогли объяснить. У меня же как пациента всякое желание сюда приходить пропало.
Руководство молодого врача заверило, что она все знает, просто при виде высокого руководства растерялась.
В терминале поликлинике все прошло более–менее гладко, если не считать того, что он ужасно тормозит, впрочем, как и весь интернет здесь. В терминале можно заплатить только за месяц, и он нужен в экстренных случаях – когда пациент вдруг выяснил, что ему нужна страховка, и ее срочно нужно сделать. Если же вы более сознательные граждане и хотите заплатить сразу за год, идите в банк. Это касается тех, кто не входит в 15 льготных категорий населения, за которых платит государство, и за кого не платит работодатель.
В конце своего похода на прием Нурлан Касимов еще раз рассказал, какая прекрасная жизнь нас ждет, если все всё правильно поймут. Особенно те люди, которые пока не застраховались, но до 1 апреля считаются условно застрахованными и получают все услуги бесплатно. Если не оплатят взносы, рискуют затем внезапно получить кругленький счет.
Фото, видео автора.