В 90% случаев бизнесмены используют надписи «халал» безосновательно
В компании KFC (ТОО «Каспиан Интернэшнл Рестронгз Компани» – КазТАГ) нет подлинных сертификатов «халал», сообщил КазТАГ информированный источник, знакомый с деятельностью сети быстрого питания.
«Верующих в Казахстане становится с каждым годом все больше и больше. Для мусульманина потребление халал-продукции – важный вопрос. Это не только духовная пища, но и экологически чистые и безопасные для здоровья продукты как для взрослых, так и для детей», - рассказал собеседник.
«На рынке Казахстана процветает наличие маркировки «халал» на многочисленной продукции. При этом большинство потребителей думают, что наличие этой маркировки на продукции или вывеска в пунктах общественного питания отвечают требованиям канонически дозволенной пищи. Можно ли верить таким маркировкам?», - добавил он.
Собеседник привел в пример сеть быстрого питания KFC.
«Приведем пример одной из этих компаний быстрого питания. Речь идет о ТОО «Caspian International Restaurants Company». На территории Казахстана «Americana Group» начала свою операционную деятельность в апреле 2007 года, зарегистрировав «The Caspian International Restaurants company» LLC (ТОО «Каспиан Интернэшнл Рестронгз Компани» – KFC), где «Americana Group» является единственным владельцем. В Казахстане компания представляет рестораны быстрого питания брендов KFC, Hardee’s, Pizza Hut и кофейню Costa Coffee. На данный момент уже открыто более 30 ресторанов в Алматы и Астане. «Americana Group» основано в Кувейте в 1964 года, в его высшем руководстве почти все мусульмане», - рассказал источник.
«Мы не сомневаемся, это люди честные, верующие. Но дело даже не в том, что там, где есть сбыт и деньги – есть вранье. И эти люди во главе генерального директора Абдаллы Хафеза и Еммама Анвара, возможно, не по-мусульмански забитых птиц поставляли в сети ресторанов KFC. Возникает вопрос: чем потребители нашей страны отличаются от клиентов арабских стран?», - отметил собеседник.
«Думаем, что ради прибыли компания готова помолиться за тех, кто, возможно, ест харамную продукцию, сделав на этом хорошую прибыль. Что еще можно ожидать от таких людей для верующих мусульман Казахстана? Абдалла Хафез, как нам кажется, ежедневно читает пятикратный намаз и при этом, возможно, занимается поставкой нехаляльной продукции в сети KFC», - продолжил источник.
Получается, что KFC оплату на права вывески маркировки в ресторанах производила в халал-организации, а сама деятельность не контролировалось? На этот вопрос может ответить член-корреспондент общественного фонда защиты прав потребителей «Наследие традиций предков» Армангазы Муратов, кто непосредственно занимался сертификации продукции «халал». Заметим, что в свое время А.Муратов отмечал, что в 90% случаев бизнесмены используют надписи «халал» безосновательно.
«Мы около 50 вывесок в Алматы сняли по своей работе. Мы попросили их убрать или подтвердить. Они сами понимают, что у них реального основания нет», - сообщал он.
По его словам, также были случаи, когда в продукции «халал», в частности колбасе и жевательной резинке, обнаруживали свинину. В случае с колбасой предприниматели по просьбе общественников поменяли название продукции. По мнению А.Муратова, такие инциденты объясняются тем, что рынок «халал» не урегулирован и не контролируется. Монополии на сертификацию продукции «халал» на казахстанском рынке также нет, считает он.
«Сейчас производители, пользуясь тем, что не определен рынок, от своего имени ставят марки «халал». Мы запрашиваем у них у всех, есть ли у кого-то эта связь. Каждый может вывески вывешивать, пока он не обманул меня, как потребителя. Но если мне дают «халал», и я его проверяю тестами и обнаруживаю свинину – это же обман», - отметил А.Муратов.
Он также сообщил, что существуют индивидуальные тестеры для определения наличия свинины в продуктах, и есть возможность заказать лабораторный анализ.
Между тем главный государственный санитарный врач Казахстана Жандарбек Бекшин на пресс-конференции в Астане заявил, что продукция «халал» в Казахстане не всегда соответствуют санитарным нормам. Поэтому редакция КазТАГ официально обращается к Жандарбеку Бекшину с просьбой проверить наличие сертификатов «халал» и подлинность данных сертификатов у компании «The Caspian International Restaurants company», а также у ресторанов быстрого питания брендов KFC, Hardee’s, Pizza Hut и кофейню Costa Coffee, которые, возможно, могут поставить их деятельность под сомнения.
Мы предполагаем, что прикрытие маркировкой «халал» является одним из факторов роста продаж сети KFC, при котором, возможно, потребителей могут ввести в заблуждение. Мы можем ошибаться, но вышесказанное все же может вызвать сомнений у потребителей.