Казахстан каждый день теряет 3 млн долларов из-за аварии на Кашаганском месторождении. В год эти потери могут превысить 1 млрд долларов, что составит 0,5% ВВП страны.
Эксперты посчитали, что можно было бы построить на эти деньги в Атырауской области.
На эти деньги можно построить 30 двух-трехкомнатных квартир по программе для малообеспеченных семей. В год получается около 11 тыс. квартир, и с учетом того, что в этом регионе в каждой семье минимум 4 человека, радость новоселья могут испытать 40-45 тыс. людей, а это уже население среднего города.
На эти средства - $3 млн в сутки - можно построить как минимум одну сельскую школу, а в год их можно возвести 365. Более 700 детских садов из расчета $1,5 млн за постройку каждого детского учреждения.
Эти цифры мы взяли из открытых источников по итогам тендеров с учетом дороговизны привозных материалов в этом регионе, а также с учетом так называемых "откатов", без которых не обходилось прежнее руководство области. Вот какие потери может понести Казахстан только в первый год, а по неподтвержденным данным отсрочка коммерческой добычи может быть перенесена еще на более поздний срок - до 2015 или 2016 года.
Поэтому недополученные республикой денежные средства от Кашагана необходимо увеличить вдвое или втрое.
Теперь обратим внимание на деятельность зарубежных инвесторов.
Казахстан соблазнил иностранцев соглашением о разделе продукции (СРП) - особыми договоренностями, когда компании берут на себя все расходы на разведку, освоение и добычу, а затем могут восполнить их за счет продажи нефти, и только после этого будут вынуждены в значительной мере делиться своими доходами с властями.
По условиям соглашения о разделе продукции, подписанного осенью 1997 года, первую нефть Кашагана должны были получить в соответствии со следующим графиком: этап разведки - 4 года с возможным продлением на 2 года, этап оценки - 4 года. То есть, начало добычи планировалось в 2008 году.
Но в 2001 году президент РК Нурсултан Назарбаев потребовал перенести дату на более ранний срок, поскольку страна страдала от нехватки денег.
В октябре 2003 года кашаганский консорциум объявил о начале реализации программы разработки Кашагана. Она включала в себя 3 этапа. Первая фаза предусматривала опытно-промышленную разработку месторождения, вторая и третья - его полномасштабную разработку. В ходе реализации первой фазы проекта продолжительностью 4 года добыча нефти на Кашагане должна была составить 450 тыс. баррелей в сутки, что более чем в 4 раза превышает первоначально запланированный объем добычи.
На второй фазе проекта, рассчитанной на 3 года, нефтедобыча должна была возрасти в 2 раза. В течение третьей фазы продолжительностью 5 лет ежесуточно планировалось добывать 1,2 млн баррелей нефти. Общий срок эксплуатации месторождения с начала добычи нефти - 40 лет.
Участники кашаганского консорциума имели на руках все козыри. Если в начале проекта нефть была $10-12, то когда нефть поднялась до $140 за баррель, менеджеры потирали руки и были готовы идти на любые формально законные стратегии, чтобы ускорить проект и начать добычу.
В общей погоне за будущей прибылью нефтяные компании полностью забыли о контроле затрат. И этому несколько причин.
Во-первых, подписанный СРП давал менеджерам карт-бланш на расходы. Отсюда и закупки по ценам выше рыночных.
Во-вторых, рисковый имидж Казахстана списывал все потери на коррупцию, бюрократию, плохих местных работников, о чем менеджеры неоднократно писали в свои головные компании. И сейчас, когда инвестиции в Кашаган составили $50 млрд, ситуация чрезвычайно тяжелая: если компании признают ошибки, то моментально столкнутся с многомиллионными исками от акционеров.
В-третьих, СРП предусматривает 100%-ную компенсацию всех затрат инвесторов с индексацией по инфляции. Например, $1 млрд, потраченный консорциумом в 2005 году, будет погашаться не как $1 млрд, а плюс накопленная инфляция на момент погашения. 99% поводов для пересмотра этих схем приведут к штрафам.
И теперь представьте это в масштабе $50 млрд. Согласно самому СРП его разглашение незаконно, поэтому шансов привести цитаты из документа пока у нас нет. Вот почему у менеджеров иностранных компаний нет мыслей контролировать затраты.
Очевидно и другое - ситуация между Украиной и Россией ставит перед консорциумом проблемы будущей транспортировки. Есть предположения, что накал между Россией и Украиной еще не дошел до крайней точки, а США уже ввели санкции против главы Роснефти.
Даже самые прозорливые эксперты не смогут сказать, не сделает ли это труднее доставку нефти с Кашагана в Новороссийск, не поставит ли это под угрозу нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. И даже большие оптимисты не уверены - сможет ли Китай закупать нефть с месторождения по рыночным ценам или будет торговаться.
Более того, санкции против России автоматически бьют по казахстанским компаниям, которые экспортируют нефть через территорию северного соседа. Если ситуация будет ухудшаться, то экспортная нефть из Казахстана через Россию будет чрезвычайно дорогой в силу высоких рисков.
Поэтому, если инвесторы хотят получить прибыль при добыче кашаганской нефти, самое время пересмотреть структуру расходов, уладить вопросы с менеджментом и подумать об экологии.
Источник: КазТАГ