
Долги нацперевозчика составили 1,9 трлн тенге. При этом госсубсидии за последние 5 лет - 171 млрд тенге
Внимание депутатов обратило на себя недавнее приобретение российских вагонов с конструкционной скоростью 160 км/ч, при том что в соседнем Узбекистане с 2011 года эксплуатируются электропоезда Afrosiyob (модификация Talgo 250), скорость которых составляет 250 км/ч сообщает пресс-служба сената.
Кроме того, сфере грузовых железнодорожных перевозок сохраняются проблемы, связанные с перекрестным субсидированием социально значимых грузов за счет высокодоходных грузов, а также пассажирских перевозок за счет грузовых, говорится в депутатском запросе С. ЛУКПАНОВА и С.ЕРШОВА на имя премьер-министра. По имеющимся данным, в 2019 году 78% грузооборота перевезено по тарифам ниже себестоимости, а также более 70% (46 млрд. тенге) затрат на пассажирскую локомотивную тягу были покрыты за счет грузовых перевозок.
Казахстан значительно отстаёт от других стран в развитии сети железных дорог. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования в Казахстане составляет 16 634,8 км. Из них только 4,2 тыс. км приходится на электрифицированные линии.
"Например, протяженность железнодорожной сети России составляет 85,5 тыс. км при протяженности электрифицированных линий 43,7 тыс. км. Во Франции, территория которой в 5 раз меньше Казахстана, протяженность железных дорог составляет 29 тыс. км, из которых 15 тыс. км составляют электрифицированные линии", - говорится в запросе.
Серьезную обеспокоенность вызвал и внешний долг главного оператора железнодорожной отрасли равный 1,9 трлн тенге. При этом государственные субсидии за последние 5 лет составили 171 млрд тенге.
Напомим, с 2011 года "Қазақстан темір жолы" в качестве национального транспортно-логистического холдинга обеспечивает сервисы и инфраструктуру не только железнодорожного, но и автомобильного, авиационного и морского транспорта. До недавнего времени в его управлении находились аэропорты, автодорожный сектор, Международный центр приграничного сотрудничества "Хоргос". Известно, что только в 2017 году была предоставлена финансовая помощь международному аэропорту в г. Астане в размере 27,5 млрд тенге. На сегодня компания продолжает управлять морским портом в г. Актау.