Казахстанский режиссер о людях с особыми потребностями, детском доме, лишениях и любви
Он не снимает кино с «хэппи-эндом», потому что не любит фальшь и неправду. Когда-то судьба отправила его в детский дом, где он узнал другую сторону жизни, неизвестную многим, и столкнулся с физическими проблемами. Люди с ограниченными возможностями стали главными героями его фильмов. Это картины о суровой реальности и с большой надеждой на лучшее. Как и вся жизнь Азиза ЗАИРОВА (на снимке). На днях завершились съемки его нового полнометражного художественного фильма «Девушка и море».
Сорежиссером Азиза в новой киноработе стал Мухамед МАМЫРБЕКОВ. В основу социального фильма легли события из жизни подопечной Ассоциации родителей детей-инвалидов (АРДИ) Динары ШАРИПОВОЙ.
– В настоящее время проект находится на стадии постпродакшн. Мы сняли фильм на бюджетные средства (впервые нас поддержало министерство культуры и спорта!) и частично финансово нам помогли спонсоры, - рассказывает Азиз Заиров. – А запустить фильм мы пытались на протяжении трех лет. И вот, наконец, мы сделали это!
«Сначала нам отказывали из-за... 25-летия Независимости»
– Азиз, это вторая ваша полнометражная картина...
– ...Да, в первый раз я снял социальный фильм «Быть или не быть?», и он тоже о парне с ограниченными возможностями.
– Значит, вы сможете ответить на такой вопрос: трудно ли в нашей стране снимать социальное кино? Ведь оно не собирает кассу, а люди, вкладывающие деньги в кино, как правило, ждут дивидендов.
– Поначалу нам отказали в помощи. Министерство культуры и спорта мотивировало свой отказ тем, что все силы и средства уходят на создание фильмов, посвященных 25-летию Независимости. Мы начали искать помощи у коммерческих спонсоров. А потом грянул кризис, и мы даже думали прекратить поиски. Но через некоторое время попытались снова найти понимание у Министерства. Мы подумали: почему наш фильм не может быть запущен в рамках празднования 25-летия Независимости? Ведь мы – казахстанцы, и живем в стране, где празднуют данное событие. Парадокс какой-то! И наша вторая попытка удалась. Приехали в Астану на встречу с представителями Министерства культуры и спорта РК, рассказали о своем проекте. Мы отметили, что не являемся никакими оппозиционерами, готовы сотрудничать с властью. Встречались с несколькими людьми, в том числе с вице-министром культуры и спорта Актоты РАИМКУЛОВОЙ. И она... даже заплакала, когда мы начали рассказывать про наш проект. Это сыграть нельзя, она на самом деле прониклась нашей идеей. «Такие проекты должны воплощаться в жизнь. Это важно», - сказала Раимкулова. Было приятно это слышать, а самое главное, министерство свое обещание выполнило.
– Какую часть расходов взяли на себя ваши друзья и спонсоры?
– Все, что связано с питанием творческой команды на съемочной площадке, организовал женский клуб «Алма-Ата». Каждый день они обеспечивали нас обедами, чаем, напитками, водой. Большие молодцы они. Выдают бесплатный хлеб старикам, провели первый казахстанский конкурс красоты и таланта «Ұлы дала ханшайымы» для девушек и женщин с ограниченной мобильностью.
Оля ШУППО работала у нас вторым режиссером, начальником штаба, как говорят. Очень талантливый человек, занималась всей организацией съемочного процесса, поддерживала достойные условия для нормальной работы. Оля согласилась работать за, скажем так, символический гонорар, хотя она – профессионал высшего класса. Мы очень ей благодарны.
Киностудия «Казахфильм», зная наши финансовые проблемы, сделала нам скидку 50 процентов на всю съемочную технику, материально тоже помогли нам. Известный стилист Мади БЕКДАИР бесплатно обеспечил актеров костюмами, его команда сделала прически, макияж творческой группе.
Очень много людей помогло нам на безвозмездной основе. Их все в интервью не перечислишь, но их имена мы укажем в титрах.
– Сколько дней заняли съемки?
– Мы рассчитывали на 45 дней, но все успели сделать за 43.
Исполнительница главной роли в фильме "Девушка и море" Динара Шарипова и Азиз Заиров.
«Наш проект сблизил народ и чиновников»
– Все ли получилось, на ваш взгляд?
– Вы знаете, это первый раз, когда мне довелось работать с бюджетным проектом при наличии всей необходимой аппаратуры, техники. Хочу отметить, что проект получился действительно уникальным, если говорить о взаимопомощи. Он сблизил чиновников и народ. Это, конечно, здорово.
– Но и сам фильм ведь призван сблизить казахстанцев, обычных и особенных - людей с ограниченными возможностями?
– Безусловно! У этих людей большой потенциал. Все роли в нашем фильме исполняют люди с особыми потребностями. Думаю, люди, увидев, что такие ребята способны сниматься в кино, поймут их безграничный потенциал, не только в кино, но и в других видах деятельности. Мы называем это кино полезным, нужным. Снявшись в фильме, ребята смогут легче интегрироваться в общество. Мы убедились в этом еще на съемках ленты «Быть или не быть?». Все ребята-актеры относились к своей работе фанатично. Стена между ними и людьми без физических ограничений была сломана. Мы все делали одно дело. Кстати, никто из ребят-АРДИшников не ныл, не жаловался на то, что им тяжело, что они устали.
– Жизнь закаляет?
– Когда имеешь проблемы со здоровьем, живешь без родителей, начинаешь понимать, что если хочешь добиться чего-то в жизни, нужно полагаться только на самого себя. Это я вам из своего личного жизненного опыта могу сказать. Сможешь проявить силу воли и характер, включишь мотивацию – добьешься поставленных целей. В обратном случае просто облажаешься, пойдешь вниз. А внизу сложно. Оттуда обратную дорогу найти непросто. Да и потом, режиссеры ведь редко берутся за работу с людьми с ограниченными возможностями. Таких почти нет. И наши актеры это прекрасно понимают. Я же, в свою очередь, уверен, что все без исключения должны иметь шансы на успех.
– Как вы нашли главную героиню фильма?
– Лет 13 назад я сам пришел в Ассоциацию родителей детей-инвалидов (АРДИ). Здесь же я и познакомился с Динарой.
- А как вы пришли в АРДИ?
- Когда окончил Казахскую академию искусств имени Жургенова, в 2004 году получил диплом, долгое время не мог устроиться на работу. Мы вместе с сыном председателя АРДИ Асии АХТАНОВОЙ учились на режиссеров документального кино в одной группе – так и получилось, что я пришел в АРДИ. Правда, по состоянию здоровья я вынужден был взять академический отпуск. Когда же вернулся в академию, продолжил учебу на драматурга. Мне посчастливилось учиться у Болата ЖАНСУГУРОВА – сына поэта-писателя Ильяса ЖАНСУГУРОВА. Правда, он только год провел у нас курс – ушел из жизни. Это был редчайший талант! Довела же нас до диплома Маргарита Владимировна СОЛОВЬЕВА.
«Для кого-то передвинуть мобильный телефон – уже большая трудность и большое достижение»
– Насколько сложно ребятам было работать на съемочной площадке как профессиональным актерам? Ведь это бывает не под силу и обычным людям, не имеющим опыта актерской работы…
– Было непросто. В фильме есть тяжелые сцены, где нужно плакать или смеяться. Приходилось с ними очень кропотливо работать. Процесс обучения осуществлялся непосредственно на съемочной площадке. Они максимально старались и выкладывались. Могу сказать, что им в итоге удалось показать драматический актерский класс. Мы не заставляли ребят зазубривать текст. Мы добивались от них того, чтобы они чувствовали себя как можно свободнее, следовали за своими мыслями и чувствами. Очень надеемся, что и зрители оценят их старания и достижения.
– Когда планируется выход картины?
– Мы должны сдать фильм к концу ноября. В декабре, надеюсь, получится организовать премьеру и сдать картину в прокат.
– Могут ваши фильмы стать участниками фестивалей?
– Наш фильм «Быть или не быть?» пригласили на фестиваль в Лондон. Если мы и поедем, то на свои деньги. С этим же фильмом мы летали в США на кинофестиваль «Superfest», посвященному людям с особыми потребностями. С перелетом и проживанием нам очень помогли друзья, неравнодушные люди из социальных сетей. Нам вообще с радостью помогают люди. Когда нам нужно было сделать алматинскую премьеру фильма, первым откликнулся директор киноцентра «Арман» Бауржан ШУКЕНОВ. Он высоко оценил наш фильм и предоставил кинозал для пресс-показа картины. Мы ему очень благодарны! С фильмом «Девушка и море» у нас тоже будет возможность участвовать в специальных фестивалях для людей с особыми потребностями, в таком, какой проходил в Америке.
– Какова прокатная судьба таких социальных фильмов? Уверена, что гораздо сложнее обычных игровых, комедийных лент…
– Безусловно. Прокат ограничен. На сбор кассы мы не рассчитываем. Нужно еще долго готовить зрителя к такому кино. Зритель должен сам сделать выбор. Если он начнет смотреть такое кино, то, скорее всего, через десять-пятнадцать минут уже не покинет зал. Он досмотрит его до конца. Другой вопрос: что он вынесет из этого фильма? Мы старались сделать так, чтобы зритель выходил из зала немного изменившийся, а главное – понял, что все мы одинаковы, никто не хуже и не лучше. Эти ребята также умеют любить, радоваться, грустить, борются за свое место под солнцем и хотят достигать поставленных целей.
Другое дело, им все это делать труднее, чем остальным. Для кого-то передвинуть мобильный телефон с одного места на другое – большая трудность и большое достижение. Мы не уходили в чистый арт-хаус и не делали развлекательное кино. Мы работаем в таком переходном жанре под названием арт-мейнстрим.
«Я пытался найти работу для незрячего парня Руслана через Фейсбук»
– Азиз, как, на ваш взгляд, можно реально сузить пространство, которое отдаляет людей обычных от людей с ограниченными возможностями? Ведь ни для кого не секрет, что это пространство не исчезает, а большинству легче закрыть глаза и убедить себя, что инвалидов не существует…
– Только любовь и понимание может спасти этот мир. А если говорить о практической жизни, то пандусы продолжают быть больным вопросом для людей с ограниченными возможностями в нашей стране. Их либо вообще нет, либо ими просто опасно пользоваться. Их делают вертикальными! Ни мама с коляской с ребенком, ни человек с ограниченными возможностями не могут осилить городские пандусы. Нужно быть каскадером, чтобы их преодолевать. Люди с особыми потребностями вынуждены сидеть дома, потому что они не могут ощущать себя мобильными, выходя за пределы собственной квартиры. Я как-то на своей странице в социальных сетях публиковал пост о незрячем парне Руслане БАШАЕВЕ. Он поет, играет на кобызе. У него сильно болеет мама, лежала в уральской больнице. В Алматы некоторое время назад он жил один.
Сложно ему в быту, сидел на лапше быстрого приготовления. Мы его забрали к себе, ждали, пока его мама вернется. Она прилетела на днях. Я пытался найти работу для Руслана через Фейсбук. Больше тысячи репостов, лайков получил этот пост, но реальных действий и предложений со стороны общественности так мы и не получили. Он сам ходил в кафе, рестораны и предлагал свои услуги музыканта, ему чаще всего отвечают так: «Мы не можем взять на себя такую ответственность». Но мы с Русланом не теряем надежды…
Руслан прошел много трудностей, учась в Академии искусств имени Жургенова. Выкручивался, как мог. Мама последние деньги отдавала, чтобы сделать годы учебы сына как можно комфортнее – приобретала специальные компьютерные программы для незрячих, разную технику. В Академии, конечно, все не приспособлено для таких, как Руслан. А ведь в Финляндии, я читал, глухонемой парень пришел в класс, и все остальные ученики выучили язык жестов. Другие дети делают это сознательно, им просто хочется его понять, помочь ему. Что тут еще скажешь?
– У нас, к сожалению, люди с ограниченными возможностями должны бесконечно приспосабливаться к обществу, не наоборот… В связи с этим вопрос: в вашем фильме «Девушка и море» у главной героини Асель мечта: она хочет, как и любая девушка, найти любимого человека, создать семью и родить ребенка. О чем еще мечтают ребята из АРДИ?
– Когда мы только начали работать над проектом, я сделал для ребят из АРДИ анкеты. В одном из пунктов нужно было написать о своей самой большой мечте в жизни. Они не подсматривали друг у друга, но все как один написали: «зарабатывать деньги и помогать своим родителям». Они на протяжении всей жизни видят, как родители вкладывают в них все свои силы. Этим ребятам очень хочется отблагодарить своих родных за все, что они ежедневно делают для них.
А, как правило, в таких семьях остается наедине с проблемой ребенка одна мама. Папы зачастую уходят… Хотелось бы, конечно, чтобы государство больше обращало внимание на людей с ограниченными возможностями, на больных детей, стариков. Мы же организовали ЭКСПО! Неужели мы не можем спасать своих детей, обеспечить достойным лечением стариков, организовать достойные рабочие места для людей с ограниченными возможностями?
«Скорая помощь» несколько раз приезжала прямо на съемочную площадку»
– Есть ли в ваших планах создание фильма о детских домах и их воспитанниках?
– Конечно. Я в социальных сетях часто писал рассказы о детском доме, получал много отзывов и предложений написать книги. В планах есть и создание фильма. У нас уже есть написанный синопсис. Хотели сделать сериал. Ходили на казахстанские каналы и предлагали сотрудничество. Но слышали положительные оценки и, в итоге... отказы. В случае с фильмом «Быть или не быть?» мы предлагали каналам уже готовый продукт. Но они отказывались его брать. Не формат.
– Не могу не поинтересоваться вашим самочувствием. Как ваша нога? (По причине нелеченой травмы, полученной в детском доме, Азиз имеет инвалидность второй группы – Ю.М.)
– Перед тем, как начать проект, я поехал в Индию. Хотел поправить свое здоровье, пролечиться. Надеялся, что мне сделают операцию на ногу. Но местные врачи не стали браться за операцию, сказав, что перед этим мне необходимо провести комплексное обследование всего организма. Нашли поврежденную носовую перегородку, выявили проблемы с ухом, с легкими. По возвращении домой я сразу приступил к реализации проекта. Нельзя было ждать. И тут мои проблемы со здоровьем обострились. Были приступы. «Скорая помощь» несколько раз приезжала прямо на съемочную площадку. Были дни, когда я совсем плохо двигался. В этот период все обязанности вязал на себя Мухамед (Мухамед Мамырбеков, сорежиссер фильма - Ю.М.). Но я старался надолго не покидать площадку, пользовался обезболивающими препаратами.
Азиз Заиров и Мухамед Мамырбеков.
– Хороший пример для тех, кто отчаялся в своей жизни, кто не видит выхода…
– Буду только рад своим примером кому-то помочь. Так случилось, что я вырос в детском доме. Как бы плохо не было тому, кто туда попадает, нужно понять – это случилось и нужно строить жизнь, исходя из имеющихся условий. Всевышний меня лишил родителей, потому что знал, что я смогу с этим справиться. Нужно при любых обстоятельствах оставаться человеком.
Несмотря на большое количество трудностей и испытаний, я не перестал любить людей. Часто говорят: детдомовские не умеют любить. Могут, только к этому нужно идти. Цена любви высока, потому что любить непросто. Нужно постоянно жертвовать собой, расставаться со своими амбициями, эгоизмом.
Цените своих близких, родных, любимых. Не ленитесь лишний раз подарить цветы своей маме и сказать заветное «я тебя люблю». Я всегда мечтал о детях, внуках... как многие детдомовцы!
Когда выпускница детского дома N 1, где я воспитывался, девятнадцатилетняя девушка Альмира родила ребенка, я взял ее под свою опеку. Некоторое время назад находилась в Доме мамы. Символически она стала моей дочкой, а ее дочка – внучкой. 20 августа мне исполнилось 49 лет, а дочке Альмиры – девять месяцев.
Фото автора и из архива Азиза Заирова.