Каскадерская группа "Nomad stunts" под руководством постановщика трюков Жайдарбека Кунгужинова выдвинута на премию Мировой академии каскадеров "Таурус" (Taurus World Stunt Awards)
По Интернету о нем "гуляют" сведения, ставшие почти хрестоматийными. О том, что Жайдарбек из цирковой династии КУНГУЖИНОВЫХ, что он один из лучших каскадеров мира и постановщик трюков высшей категории. Что это он ставил трюки в "Дневном дозоре" и "Волкодаве", в "Кочевнике" и "Монголе", в "СМЕРШе" и "Мустафе ЧОКАЕ"…Можно перечислить еще с десяток не менее популярных фильмов, назвать звезд первой величины, которым он в самые рисковые моменты киносъемок был дублером, с которыми работал на одной площадке: Сильвестр СТАЛЛОНЕ, Арнольд ШВАРЦЕНЕГГЕР, Брюс УИЛЛИС, Чак НОРРИС, Жан-Клод ВАН ДАММ, Натали ПОРТМАН...
Оно и впрямь: два его старших брата, Батырбек и Кадырбек, тоже каскадеры, один в Штатах, другой - в цирке Астаны. Жена Жайдарбека Альфия - тоже из этого редкого племени людей, живущих на грани риска. И сын Темирхан, ему 13 лет, уже снялся в нескольких фильмах, верный династийным традициям Кунгужиновых. На съемочной площадке он с пяти лет. Сейчас занимается самбо, надо уметь падать, не травмируясь. Впрочем, отец хотел бы видеть в нем киноактера. Дочь, ещё будучи первоклассницей, начала заниматься художественной гимнасткой. У нее есть характер, есть трудолюбие, воля. Пойдет ли она по стопам родителей? Аллах его ведает... Хотя вообще-то найти девушку-каскадера очень трудно. Но чего уж тут гадать, со временем жизнь все расставит по своим местам…
Жайдарбек, будучи опытным артистом цирка (причем, в первую голову не алматинского, а московского), уже несколько лет возглавляет группу каскадеров "Номад" в Алматы. Они и в огне горят, не сгорая, и могут устроить драку, которую даже бывалый глаз не отличит от настоящей, и отменно рубятся на мечах. Разве что автотрюки не по их части.
А самыми сложными считаются трюки с участием коней. Жайдарбек по этой части дока. У него в "Номаде " 25 каскадерских лошадей, предмет особых забот Жайдарбека. Тут от лошадок требуется особый норов, азарт, темперамент. По преимуществу это горячие скакуны. Кобылкам здесь не место, слишком впечатлительны, ранимы, подвержены зову материнского инстинкта. На весь каскадерский табун одна лишь кобыла, правда, редкой фризской породы из Голландии. Она работала на фильме "Мын бала", и хорошо работала, но сейчас в долгосрочном отпуске. От нее в "Номаде" ждут приплода элитных жеребят. Есть, правда, еще три мерина, но они исключение из правил, поскольку такие кони как бы по ту сторону страстей, им недоступны пылкие порывы, а именно они лежат в основе трюков. Но эти три мерина, обретя дорогою ценой свою мудрость и неколебимую стойкость, каким-то чудом сохранили в себе столь нужный трюковым коням задор.
Жайдарбеку было шесть лет, когда отец подхватил его своими широченными ладонями и посадил верхом на лошадь. То была смиренная кобыла Машка, отец вел ее к реке на водопой, шел впереди, шел не оглядываясь, уверенный, что сын не сдрейфит, усидит пусть даже без седла на широченной и надежной Машкиной спине. А Жайдарбек был на седьмом небе от счастья и гордости, он чувствовал себя взрослым джигитом. Мир с высоты Машкиной спины открывался вдаль и вширь. В такт лошадиным шагам за его спиной покачивались дома родного поселка Октябрьский. Река, извиваясь оледенелым телом, уходила вглубь голубеющей в морозной мартовской дымке степи. Где-то за горизонтом она впадала в Иртыш. Жайдарбек уже знал, что в сорока километрах отсюда станция Чарск, железная дорога, по которой идут поезда, а еще дальше - большущий город Семей, где он тогда еще ни разу не бывал…
Лошадь неспешно шла к реке, под копытами хрустел ледок. И Жайдарбек впервые ощутил мощь и силу, что исходили от коня. Он гладил своей детской ладошкой охолонувший на морозе бархатистый ворс конской шеи и чувствовал, что лошади приятны эти поглаживания, она как бы млеет от них.
Поселок был приисковым, рядом находились золотоносные копи. В поселке была большая конюшня для приисковых нужд, и Жайдарбек стал пропадать на ней часами. Уже тогда, с малолетства, он понял, что лошадь - не просто животное, она как человек наделена умом, характером. И эта детская догадка лишь крепла с возрастом. Он и сейчас знает все про своих трюковых коней. Один умен и недоверчив, но сделает то, что за гранью фантастики. Другой не то что глуповат - наивен и как раз доверчив сверх меры. А есть хитрец отменный и ловкач, этот годится для сверхсложных трюков. Жеребец Ковыль панически боится врачей, увидит белый халат и дрожит, и плачет от страха. Они различают голоса людей, узнают их в лицо. Когда ругаешь, обижаются. А в Жайдарбеке чуют родственную душу. И разделяют с каскадерами все тяготы их бытия. Порой трюковым лошадям приходится проделывать путь в автофургоне за тысячу километров. Но они как спортсмены, как бы не была тяжела дорога, едва ступив на землю, готовы ринуться в погоню, в бой. Хотя иногда как и люди не выдерживают перегрузок. Орловский рысак Скат погиб во время съемок "Кочевника", у другого рысака по кличке Каир на съемках "Монгола" случился инфаркт.
- Коли уж кони гибнут во время съемок фильмов, то каскадеры тем более подвержены опасности?
- Если ты каскадер, будь предельно расчетлив и осмотрителен, опасность всегда по соседству.
- Нуржуман ИХТЫМБАЕВ рассказывал, как во время съемок фильма отказался от каскадера и, прыгнув со второго этажа, сломал позвоночник. Ему потом семь месяцев пришлось лежать в гипсе, распятым на доске…
- Да, такое случается. У меня в группе три человека ломали позвоночник. Неприятно, конечно, но паниковать не надо. Жизнь при этом не кончается. Надо "качаться", тренировать и наращивать мышцы спины, чтобы они держали позвоночник. Все срастется, и ты будешь дальше работать. Я тоже попал в такую историю на "Дневном дозоре". Был постановщиком трюков и сам их выполнял. Под Капчагаем. Мороз, снег. Нам все время приходилось менять дислокацию, чтобы следов не было видно. В какой-то момент у моей лошади нога провалилась в заснеженную ямку, и лошадь пошла кувырком. Я, оберегая голову от ушибов, инстинктивно, раскинув руки, стал падать на спину, все же площадь падения шире. И забыл, что у меня к спине прикреплена рация. Трещина позвонка, гематома. Я доработал до вечера. Потом стало плохо, меня отвезли в Алматы. А наутро звонит БЕКМАМБЕТОВ. Слушай, говорит, все остановилось. Народу уйма, но без тебя не знаем, как снимать. Меня забинтовали как следует, и я отработал еще неделю. Потом, конечно, операция. Разрезали, удалили гематому, а то, что три диска вылетело, не заметили. Я уехал в Америку ставить трюки, а у меня ноги отнимаются. Через два месяца вернулся в Алматы, нашел хорошего лекаря. А он мне: "У тебя позвоночная грыжа началась". Оно и сейчас сказывается, когда оступаюсь, падаю жестко. Но ведь работаю как прежде. Надо просто не обращать на это внимания и держать себя в форме. В конце концов - это твоя работа, в ней смысл твоей жизни.
- Вы же и в цирке выступаете?
- Конечно. Правда, на заграничные гастроли не выезжаем, слишком сложно оформлять ветеринарные документы на лошадей. Потому-то и заняты так плотно на киносъемках. Правда, когда снимали с БОДРОВЫМ "Монгола", пришлось вывозить в Китай своих лошадей. Там у них лошадки мелковаты, да и непригодны для съемок, всего боятся, их надо тренировать месяца три, чтобы добиться от них толку. Проще было вывезти к месту киносъемок своих лошадей.
- Из кинорежиссеров, с которыми вам пришлось иметь дело, кто оставил глубокий след в душе?
- Сергей Владимирович Бодров. Очень мудрый человек. И душевный. По духу он мне близок. Мы говорим с ним обо всем на свете. Он глобально воспринимает мир, и в общении с ним я чувствую, как у меня распахиваются горизонты. Ему интересен каждый человек. Он живет в Штатах, его дом в пустыне, где тишина и человек с глазу на глаз с мирозданием. Его дочь учится в Германии, мы с ней тоже общаемся, она художник-дизайнер.
- А с Бекмамбетовым у вас какие взаимоотношения?
- Чисто рабочие. Он человек сверх загруженный и постоянно занят. Как и я.
- А кто в профессии вашей является для вас образцом?
- Джеки ЧАН. Фантастический профессионал! Он работал в цирке акробатом, в театре, потом стал снимать кино. Он ставит супер-трюки, смотреть их наслаждение. Он нашел свою неповторимую дорогу в нашем деле. Его трюки как бы лишены усилий, хотя понимаешь, какой за ними стоит колоссальный труд. Там тренировки, тренировки и еще раз тренировки. Вся жизнь его в этом.
- Самый драматичный эпизод в вашей жизни?
- Да вот, было дело, в Болгарии. Мы потеряли китайского каскадера на съемках фильма "Неудержимые" режиссера Саймона УЭСТА, когда в одной лодке сидели каскадеры, дублирующие СТЕТХЭМА, Шварценеггера, Сталлоне и Джека РИ. Сцена погони. За ними гнались сначала по городу, потом на катерах по реке. Все это со стрельбой, взрывами. Мы с малазийским каскадером изображали на берегу мирных рыбаков с удочками, на рыбаков из-за поворота реки мчатся катера, и должен прогреметь четвертый взрыв. Раздался взрыв первый, второй, третий. Ждем взрыв четвертый, а вместо него крики: "Спасайтесь!"… Кинулись к изгибу реки и видим: катер с каскадерами напоролся на взрыв. То ли пиротехники чего-то перепутали, то ли каскадеры что-то недоглядели. Американскому каскадеру раздробило тазовые кости и переломало ноги, а китайского каскадера опрокинуло в воду, и его по голове ударил винт моторной лодки. Когда его достали из воды, он был уже мертв. Американец вопреки всему остался жив. Его в больнице собирали по частям. Потом перевезли в Германию, вновь операция, причем, удачная. Он хоть на костылях, но ходить уже может. Это оборотная сторона нашей профессии. Каждый год в мире погибает 4-5 каскадеров. У моего партнера-англичанина на глазах погибли три друга каскадера, во время съемок их автомобиль врезался в дерево. Он продолжает работать, забываясь в работе, но в выходные дни напивается почем зря, чтобы снять стресс и заглушить страх.
- А вы чем снимаете стресс?
- Я не пью вообще. И потом: у них психика слабее нашей. Мы сквозь такие трудности прошли, что нас уже вроде бы ничем не напугать. Чтобы отвлечься, снять перенапряг, читаю фантастику, книги по истории и провожу как можно больше времени с детьми.
- Чего вы хотите добиться в жизни?
- Хотел бы открыть конный театр. Создать большую базу для каскадеров, где можно было бы падать, гореть, джигитовать на лошадях. Опасность всегда манила человека, на киноэкране без нее никак. Профессия каскадера необходима. Мы должны уметь ходить по лезвию бритвы и постоянно совершенствоваться в этом, стремясь свести степень риска до нуля. Чтобы не было травм. К этому я стремлюсь. Этому я хочу научить тех, кто рядом со мной, и тех, кто приходит нам на смену.
- Вопрос, быть может, не совсем уместный: вы счастливый человек?
- Да.
- Идти по лезвию ножа - это счастье?
- Счастье - заниматься любимым делом. Мне есть что вспомнить. У меня есть смысл в жизни. У меня есть близкие друзья. И семья.