Оцифровывать нужно не людей, а процессы
В Казахстане запущен пилотный проект по "оцифровыванию города". По заказу нашего правительства китайская компания Hikvision оцифрует город Нур-Султан.
Эксперты утверждают, что существует два основных вызова, которые стоят перед современными городами - это конкуренция за людей, как своеобразных "смыслопроизводителей", и эффективное использование урбанистической инфраструктуры для самого процесса производства и тиражирования новых смыслов жизни.
Казахстан делает в смарт-технологиях лишь первые робкие шаги, полные необъятных возможностей и одновременно рисков, с которыми сегодня сталкивается человечество во многих частях мира. Мы должны отдавать себе отчет в том, кто здесь человек? Объект или субъект цифровизации и какой смысл он придает этому процессу освоения мира?
Ситуация неоднозначна…
Международный опыт цифровизации
Проект Smart cities - умные города, где технологии и инновации обеспечивают комфортную и безопасную жизнь людей - становится все более популярным в разных странах и мегаполисах мира. Согласно исследованию Deloitte, в мире уже более тысячи "умных городов", половина из которых находится в Китае, остальные принадлежат развитым странам ОЭСР. Инвестиционная популярность проектов smart technologies зашкаливает.
Что понимается под "умным городом"? Кратко - это предельно рационализированное взаимодействие между городской инфраструктурой и жителями мегаполисов на основе передовых информационных технологий. В основе их лежит "интернет вещей" - технология, позволяющая некоторым вещам, сервисам или системам "общаться" между собой без прямого вмешательства человека.
Примерами использования таких технологий в городской среде являются, специальные сенсоры в Барселоне, которые показывают наличие свободных мест для парковки, что способствует разгрузке трафика. В Амстердаме датчики на мусорных баках сигнализируют об их наполнении. Широко используются "умные технологии" во многих городах для обеспечения безопасности жителей, посредством повсеместного установления видеокамер с технологией распознавания лиц. К примеру, в Лондоне установлено свыше полумиллиона таких камер, а в китайском Синьцзяне проводится широкомасштабный эксперимент по тотальному видеоконтролю, позволяющий не только распознавать преступников и подозреваемых лиц, но и отслеживать их. Причем под объективы "Большого брата" могут попасть и вполне добропорядочные граждане, а их персональные данные стать доступными довольно широкому кругу лиц.
Справедливости ради надо сказать, что в мире немало городов, которые отказались от концепции "умного города" в связи с общественным недовольством использованием приватных данных людей и ущемления прав граждан в отдельных сегментах "оцифрованного" и контролируемого со стороны государства социального пространства.
Автор книги "The smart enough city" (Достаточно умный город) Бен ГРИН считает, что как только технологии "умного города" заработают, остаться незамеченным станет невозможно. Сенсоры будут мониторить поведение любого человека с гаджетом в кармане. Он задумывается над вопросом, почему технологии не являются самоцелью и как города могут быть "достаточно умными", используя технологии для продвижения демократии и справедливости. Умные города, где технологии используются для решения всех проблем, он считает утопическими. Нам обещают, что приложения, алгоритмы и искусственный интеллект снимут автомобильные заторы, восстановят демократию и социальную справедливость, предотвратят преступления и улучшат общественные услуги. Однако Бен Грин предупреждает против того, чтобы видеть город только через призму технологического регулирования. Принятие исключительно технического взгляда на городскую жизнь приведет к тому, что города будут выглядеть умными, но в реальности будут изобиловать несправедливостью и неравенством. Вместо этого он предлагает: чтобы города стремились быть "достаточно умными", использовать технологию как мощный инструмент в сочетании с другими формами социальных изменений, но не принимать технологию как самоцель.
Другой эксперт Даниэль ЛАТОРРЕ, американский консультант по вопросам "умных городов", делает достаточно красноречивый вывод относительно такого проекта: "Я настолько же положительно отношусь к этой технологии, насколько и критически. Инновации, о которых нам действительно надо говорить - это политика в отношении того, какие технологии мы должны использовать, кому они должны приносить пользу и какая защита существует от злоупотреблений властью - со стороны технологических гигантов или правительств".
Китайский путь
В Казахстане вслед за Россией предполагают взаимодействие с Китаем, как наиболее продвинутой страной в использовании искусственного интеллекта и средств видеослежения с возможностью распознавания лиц, совмещенных с возможностями технологий 5G. Китайская сторона сегодня разработала достаточно эффективную систему контроля социального поведения через систему социального кредита, в которой искусственный интеллект и новые технологии безопасности играют одну из ключевых ролей.
Государственный совет КНР в июне 2014 года опубликовал "Проект плана по построению системы социального кредитования". В документе рассказывается о принципах построения системы: как государство будет собирать и анализировать данные о поведении граждан, как будет эти данные применять и каких результатов это поможет достичь.
На сегодня этой системой охвачено множество городов и провинций Китая. В сфере электронного правительства китайцы разработали и внедрили 12 проектов, называемых "золотыми", среди которых "Золотое налогообложение" – данные о всех налогоплательщиках и выплатах налогов, "Золотые финансы" – информация о всех финансовых операциях, "Золотой щит" - фильтр данных в интернете, который определяет их доступность для пользователей в КНР. В нем работает несколько систем: управление безопасностью, информирование о правонарушениях, контроль выхода и ввода, информационного мониторинга и управления трафиком. По сути это означает, что государство не только ограничивает доступ к сайтам, но и знает о пользователях всё: какие сайты они посещают, есть ли среди них запрещённые, сколько пользователей там находятся, что ищут и покупают. Камеры видеонаблюдения показывают, в какие места ходят жители и что там делают. А если камеры что-то упустят, то помогут соседи и другие неравнодушные: за сообщения о ненадлежащем поведении предусмотрены повышение индекса репутации и другие бонусы.
В течение пяти лет комплексный проект управления регионом при помощи искусственного интеллекта, контроля над населением системой распознавания лиц и сбора биометрических данных граждан был апробирован в СУАР. Власти также собирали у жителей региона образцы ДНК и биоданные, обязательной являлась установка приложения, которое следит за контентом их смартфонов: личными сообщениями, фотографиями, просмотрами видео и тому подобным.
По-мнению властей данная система показала свою эффективность и обеспечила беспрецедентные результаты соблюдения общественной безопасности. Хотя данная ситуация вызвала достаточно жесткую критику международной общественности в контексте соблюдения прав человека.
Казахстанский кейс
Как известно, китайцы, которые займутся внедрением новых технологий в нашей столице, оцифровали все свои основные города. О жителях городов теперь властям известно все – где живут, куда ходят, что читают и смотрят.
На практике, "умные технологи" вполне могут сослужить населению хорошую службу. Огромное количество услуг и сервисов можно развивать благодаря цифровым технологиям. Например, в наших городах можно было бы использовать технологию так называемого "летающего тепловизора", когда с помощью беспилотных летающих аппаратов проводится обследование города. В результате города могут получать полноценную карту теплосетей, на которой видно, где идут потери тепла и их уровень.
Также с помощью беспилотных аппаратов можно обследовать города на предмет незаконной застройки, использования земельных участков. От властей часто можно услышать: мы не знаем, что здесь такое строилось, не знаем, откуда появился этот объект. Есть технология, которая позволяет разобраться в этом вопросе. С помощью беспилотников оцифровываются территории города, накладываются на существующие данные, в том числе генеральный план, выявляются точки несоответствия. Кроме того, выявляются постройки, за которых не платятся налоги.
У нас почти в каждом крупном городе пробки, в административных центрах, на трассах. Вы выезжаете на трассу, там пробка гигантская. Что это, авария? Нет, просто не работает светофор. Независимо от того, есть автомобили, нет автомобилей, он держит поток машин по трассе, он так запрограммирован.
Внедрить систему управления дорожным движением, например, "умные" светофоры, которые на основе датчиков и алгоритма позволяют переключать светофор в зависимости от потока автомобилей.
Часто возникает вопрос, где строить школу, больницу или торговый центр. Как правило, в первую очередь ищут свободную территорию, без учета реальной потребности. В итоге мы получаем школы, в которых недобор или перебор, торговые комплексы с пустующими площадями. Не собираются и не анализируются данные, кто в районе живет, какая потребность в тех или иных объектах социальной или торговой инфраструктуры. Решение подобных проблем вполне по силам "умным технологиям".
Таким образом, "умный город" - это во многом гуманитарный проект, призванный не усложнять и затруднять жизнь горожан, а сделать ее более комфортной и по-настоящему человечной.
Многие эксперты согласны с мнением о том, что использование искусственного интеллекта на благо жителей в условиях демократического политического режима города с ответственным общественным контролем над всеми процедурами, включая политику приватности и соблюдение прав человека, является вполне обоснованным и перспективным. Но в нашем случае необходимы серьезные изменения в области улучшения доверия граждан к государству, реализации на практике модели "слышащего своих граждан государства", о котором говорит президент страны. Например, необходимы регулярные общественные слушания относительно "границ" информационно-технологического обеспечения "умного города", ограничения использования властями полученной информации в целях контроля поведения граждан и формирования обстановки беспрекословной лояльности.
Привет от эпохи двоемыслия
С одной стороны, мир становится высокоскоростным и опосредованным от прямого участия человека. Многие процессы и функции, ранее находившиеся в исключительном ведении человека и составлявшие его "жизненный мир", сегодня отдаются на откуп высоких информационных технологий, все более и более отчуждая человека от его собственной творческой сущности и индивидуальности… Стандартизация процессов человеческой деятельности, формализация мира посредством Big Data (Больших баз данных), автоматизация управления и выбора алгоритмов поведенческих решений за человека становятся реальностью нашей жизни. Цифровизации подвергается все, от рутинных видов работы, что, очевидно, вполне оправданно, до гуманитарного пространства, такого как образование, общественное здоровье и даже досуг человека. Общение между людьми сменяется безликой социальной коммуникацией в виде мнимого участия субъектов в виртуальном взаимодействии через социальные сети.
В самую пору вслед за героями антиутопии "1984" Джорджа ОРУЭЛЛА воскликнуть: "Будущему или прошлому – времени, когда мысль свободна, люди отличаются друг от друга и живут не в одиночку, времени, где правда есть правда и былое не превращается в небыль. От эпохи одинаковых, эпохи одиноких, от эпохи Старшего Брата, от эпохи двоемыслия – привет!"
Сегодня на деле мы оказались под властью информационного, если не насилия, то безусловного контроля, где не совсем ясно, кто кем управляет, человек компьютером или гаджет определяет действия человека. Оруэлл, однако, с надеждой пишет: "Они (то есть те же информационные технологии – А. А.) могут выяснить до мельчайших подробностей все, что ты делал, говорил и думал, но душа, чьи движения загадочны даже для тебя самого, остается неприступной". И это пока вселяет надежду…
Не хочу показаться ретроградом, выступающим против общественного прогресса и цивилизованного развития, но все же настаиваю на том, что первичным в этой дихотомиии "Человек - Техника" все же должен быть человек и "оцифровывать" нужно не человека, его мысли и чувства, подвергать стандартизированному контролю и регламентации его поведение, однозначно определяя "человеческий фактор" как ошибку, а процессы, сами функции, технические инструменты, технологические механизмы и институты, которые составляют нашу социальную инфраструктуру, сохраняя за человеком его главное предназначение - осмысление и чувствование окружающего мира, самопознание и творческую деятельность по многогранному воспроизводству человеческого в себе.