Как прикрыть лозунгами приватизацию и разгосударствление
На снимке: встреча экспертов с министром.
* Комбинация из трех цифр
* Миссия стратегического плана
* Трижды семь
* Кому выгодна «Стратегия-2025»
Эпопея о встрече экспертов с министром национальной экономики Куандыком БИШИМБАЕВЫМ завершилась извинениями чиновника. Экономисты Жарас АХМЕТОВ, Галим ХУСАИНОВ и другие встретились с министром и, как нам стало известно, открыли Бишимбаеву глаза на качество продукта, подготовленного его ведомством. «Стратегия-2025» была отправлена на доработку.
Мы обратились к некоторым участникам встречи с просьбой рассказать, что именно не понравилось в программе, но те наотрез отказались от комментариев, сославшись на обязательство о неразглашении.
Но нам удалось заполучить исходный документ.
Аналитики сайта Ratel.kz тоже нашли в нем немало нелепостей.
Комбинация из трех цифр
Стратегический план развития страны до 2025 года призван конкретизировать исполнение «Стратегии «Казахстан-2050». Разработка началась при бывшем министре экономики Ерболате ДОСАЕВЕ, а доводить ее до публикации пришлось Куандыку БИШИМБАЕВУ. И бывший, и нынешний министры считаются кризисными менеджерами. Однако эта стратегия внушает тревогу любому здравомыслящему человеку, а не только экспертам.
Первое, что режет глаз: это даже не экономическая составляющая программы, а избыточное количество идеологических штампов и заумных терминов, которые не встречаются нигде больше.
Кризисные менеджеры явно увлечены нумерологией – сакральная семерка присутствует везде. 7 приоритетных направлений, 7 национальных достижений, 7 ключевых индикаторов. Три семерки на номере украсят любой автомобиль, но в стратегическом документе не играют никакой роли, кроме того, что в сумме получается «очко». Но что же кроется за этой комбинацией из трех цифр?
Программа начинается с перечисления неких глобальных угроз, непонятно откуда взявшихся. Выводы опровергают весь предыдущий экономический опыт Казахстана. Они противоречат установкам стратегий «Казахстан – 2030» и «Казахстан – 2050» и другим программным документам.
Фундаментальный тезис, от которого отталкивается вся программа - «Завершение эпохи «больших скачков»: новые драйверы мировой экономики не определены». Подобный вывод в основе экономической стратегии Республики Казахстан - настоящее «мыслепреступление». Получается, что специалисты Миннацэкономики поставили крест на перспективах экономического перерождения Казахстана.
Готовность Казахстана ко всем прочим вызовам, которые перечисляют авторы, также нулевая.
1. «Трансформация мирового технологического уклада». Бурное развитие новых технологий, модернизация, реиндустриализация, сырьевая независимость и переход экономики к возобновляемым источникам энергии. Состояние по факту - ничего не изменилось, страна сидит на нефтегазовой игле и готовится вылететь в трубу, пока мир, используя кризис, переходит на солнечно-водородные рельсы в энергетике, все программы индустриализации и модернизации провалены, кластеры существовали лишь на бумаге, корпоративные лидеры и национальные чемпионы остались иллюзией.
2. «Возрастание угроз глобальной безопасности» включает в себя терроризм, ИГИЛ, трансформацию мирового порядка и то, что ближе к телу - холодную войну на оси «Россия - Запад» и ужесточение соперничества между Соединенными Штатами Америки и Китайской Народной Республикой. И здесь у нас ничего хорошего - угроза терроризма не снизится еще много лет, геополитические клещи сжимаются. С Россией, погрязшей в конфликте с Западом, Казахстан сливается в Евразийском союзе. Мы добили свою конкурентоспособность в пользу бывшей метрополии и продолжаем оставаться на тонущем корабле ЕЭС.
3. Пункт «Переформатирование глобализационных процессов» не менее пессимистичен: мы не готовы ни к ужесточению региональной конкуренции, ни к глобализации миграционных потоков, ни к новой волне финансовой глобализации. Нашу финансовую систему рискует смыть в фарватер интересов глобальных игроков мирового рынка.
Авторы стратегии «Казахстан-2025» прекрасно осознают влияние этих вызовов на Казахстан, отмечают технологическое отставание, спад и нестабильность в финансовом секторе, вовлечение в валютные войны, слабость рыночных институтов, сырьевую модель роста, дисбаланс на рынке труда, региональные диспропорции и чрезмерное госрегулирование - такова цена ручного управления экономикой. Но если учесть, что программа не содержит ничего концептуально нового и перепевает на разные лады положения стратегий «Казахстан 2030» и «Казахстан 2050», то речь идет о всем известных болезнях нашей экономики, от которых мы страдаем с первых дней независимости.
Каждый год чиновники рапортуют о том, как Казахстан преодолел сырьевую зависимость, вышел на инновационные рельсы, победил кризис, вот-вот совершит скачок по образу и подобию азиатских тигров, успешно строит зеленую экономику и энергетику, и уже не зависит от цен на нефть. А новая программа на корню рубит победные реляции: оказывается, все эти задачи еще только предстоит решать до 2025 года, для чего и создается «Дорожная карта развития страны на десятилетие».
Миссия стратегического плана
Очень показателен раздел «Миссия стратегического плана 2025», пафосно заявляющего о «перезагрузке модели развития». Под перезагрузкой понимается следующее:
1. Радикально и в короткие сроки сократить участие государства в экономике - главная мысль программы. Это означает тотальную приватизацию и олигархизацию экономики, передачу экономической власти в частные, но надежные руки самых сильных кланов. Должен усилиться «квазисектор» - структуры Фонда национального благосостояния (ФНБ) «Самрук-Казына» и Национального управляющего холдинга (НУХ) «Байтерек», которые будут управлять госресурсами как частной собственностью.
2. Переход от политики «большого скачка» к политике последовательного повышения экономической сложности, от экономики спроса к экономике предложения. С бюрократического языка это можно перевести как отказ от амбициозных целей стать мировым лидером (войти к 2050 году в тридцатку самых развитых стран) и согласие на роль второразрядного субъекта третьего мира.
3. Перераспределение ответственности государства, бизнеса и граждан в социальной сфере \ Смещение акцентов в образовательной политике с предоставления знаний к привитию навыков \ Усиление адресности социальной помощи. \ Укрепление казахстанской идентичности и сплоченности на принципах гражданства и патриотизма.
Все это означает, что государство де-факто снимает с себя социальную ответственность и перекладывает ее на бизнес и общество. Проводиться это будет под прикрытием патриотической пропаганды, как в соседней РФ, где громкие провалы заглушаются пропагандой.
Трижды семь
Далее план-2025 торжественно перечисляет «Семь национальных достижений», которые должны будут родиться по мере его реализации.
Новые драйверы роста, высокопроизводительные сферы промышленности, услуг и АПК, что будто бы «создаст фундамент наукоемкой экономики и заложит основы структурной модернизации. Нас ждет обеспечение верховенства закона и прав человека, безлимитная свобода предпринимательства и рынка. Казахстан преобразится в страну равных возможностей, доступа для всех к медуслугам, комфортному жилью и экологии, образованию, всеобщий средний класс, в идеологии - патриотические ценности. Родится «единый интегрированный рынок» по «лучевому принципу». Будет выстроено равное партнерство между государством, бизнесом и гражданами, создана меритократическая госслужба». И кульминация достижений - сохранение Казахстаном лидерства в Центральной Азии и дружба со всеми странами и организациями, участие во всех интеграционных процессах.
Напомним, что согласно отчетов правительства, экономического министерства, ангажированных экономистов, текстам ежегодных Посланий все это уже было давным-давно достигнуто - еще в эпоху кластеризации при Даниале АХМЕТОВЕ и при антикризисном управлении экономикой при Кариме МАСИМОВЕ.
Теперь выясняется, что эти задачи не были решены. Скорее всего, это писалось на скорую руку, поэтому просто повторили весь набор деклараций-пустышек, которые не предполагают никаких реальных действий.
Столь же пафосен и декларативен раздел «Семь ключевых национальных индикаторов». Собственно казахстанских индикаторов среди них всего лишь три.
Первый - увеличение экспорта сельхозпродукции к уровню 2015 года.
Второй - рост денежных доходов населения.
Третий - рост продолжительности жизни.
Остальные четыре индикатора - это привязка к международным рейтингам Всемирного банка (эффективность госуправления), Транспэренси (восприятие коррупции), World Justice Project (индекс верховенства права), PISA (международная программа по оценке образовательных достижений учащихся).
К 2017 году обещают создать загадочный «Индикатор благополучия казахстанцев», скопированный с аналогичной системы ОЭСР.
Относительно этого индикатора как раз нет особых сомнений. Всевозможные рейтинги очень любят чиновники, управляющие экономикой, особенно, когда они их сами и составляют. Скорее всего, эти показатели и будут единственным достижением плана вместо реальной продукции и прорывов в экономике.
Несколько слов о последнем разделе программы 2025 - «Семь приоритетных направлений». Введен новомодный термин «социальная инклюзивность», которая должна охватить всех казахстанцев к 2025 году. Вероятно, все социальные сферы - здравоохранение, соцзащита, занятость, жилищные условия и т.д. будут в очередной раз реформироваться, а аллюзия на all inclusive, как в турецком отеле, должна воодушевить население.
Еще страну ждет план «Нация единого будущего и развитый человеческий капитал» на основе национальной идеи «Мәңгілік Ел» и достижение «всеохватывающего и справедливого образования мирового уровня». Завершается раздел пассажем о Казахстане в меняющемся мире с позиций многовекторности.
Еще большее разочарование вызывает раздел задач реализации приоритетных направлений. Казахстану авторы концепции готовят внедрение стандартов «Базель III» (сверхжёсткие нормативы регулирования собственного капитала и других ключевых параметров банковской деятельности, посильные лишь для транснациональных банков), которые могут поставить на колени отечественную банковскую систему. Не зря в РФ и многих других не самых развитых странах постоянно вспыхивают дискуссии об отсрочках либо даже выходе из этого соглашения.
Второй опасный момент, навязываемый планом 2025 - «урбанизация населения РК», что предполагает ускорение деградации села и малых городов в пользу крупных населенных пунктов. Еще это свидетельствует о косвенном признании поражения всех реформ на селе и подъема региональных экономик.
Кому выгодна «Стратегия-2025»
Ключевой вывод: эта программа - прикрытие ухода государства из экономики и отказа от социальных обязательств. При этом государство сохранит за собой роль «смотрящего» за кормушками. Очень напоминает чилийскую модель Аугусто ПИНОЧЕТА.
Первый бенефициар - местная олигархия и ключевые финансово-промышленные группировки (ФПГ) и кланы, в угоду которым произойдет тотальное разгосударствление.
В выигрыше окажутся основные исполнители схем приватизации - высшее звено управления квазиэкономикой в лице ФНБ и НУХ, точнее стоящих за ними группировок во власти.
Выиграют россияне, которые благодаря разгосударствлению, прекращению господдержки национального производства, форсируют завоевание казахстанских рынков.
Третий бенефициар – транснациональные корпорации, которые могут получить беспрепятственный доступ на казахстанское экономическое поле, довольно быстро переварить активы неконкурентоспособных олигархов местного разлива, чего наши, видимо, не допонимают.
В-четвертых, усилится вес идеологических институтов - таких как АНК, партия «Нур Отан», Национальная палата предпринимателей «Атамекен», которые будут прикрывать олигархизацию экономики идеологическими конструкциями.
Проиграют все остальные.
От редакции.
Пока неизвестно, как учтут замечания экспертов в Министерстве национальной экономики. Как только появится новая версия стратегии, мы обязательно сравним оба документа, ибо по одному из них нам придется жить в ближайшее десятилетие.
Фото со страницы в Facebook пресс-секретаря Министерства национальной экономики Самал Ибраевой.