Если ФРС преследует повышение последовательности, прозрачности и разумности надзора, то наш надзорный орган преследует иные цели
На 41-й конференции Американской ассоциации банкиров выступила член Совета управляющих ФРС Мишель БОУМАН (Michelle Bowman). В ходе виртуальной конференции Мишель сказала, что с момента своего назначения, в качестве приоритетной задачи видела укрепление диалога ФРС с банкирами. Для понимания проблем Мишель встречалась с руководителями банков. Это помогло понять проблемы, влияющие на финансовые институты, поддержать процесс принятия решений надзорными органами и сформировать некоторые из взглядов. В основной части выступления член Совета ФРС рассказала о принципах, которых придерживается фед.резерв при банковском регулировании надзоре.
Первый принцип: регулирование всегда должно обеспечивать правильный баланс. Для банковского регулирования это означает баланс между действиями, которые способствуют безопасности и надежности, и действиями, которые способствуют приемлемому и управляемому уровню принятия рисков. В последние годы Федеральная резервная система и другие агентства повысили эффективность надзора за счёт более дифференцированного пруденциального регулирования и надзора в зависимости от размера активов банков, сложности их деятельности и связанных с ними рисков для финансовой системы.
Второй принцип: нормативно-правовая база должна быть действенной. Регулятор оценивает как преимущества правил для безопасности и устойчивости, так и любые потенциальные негативные последствия, включая ограничение доступности кредитов и услуг для населения, а также последствия затрат на соблюдение нормативных требований для банков.
Третий принцип: регулирование и надзор должны быть последовательными, прозрачными и справедливыми. Должно быть четкое понимание правил банками и ожиданий регулятора, а также уважение к их разумному применению.
Четвёртый принцип: правила и надзорные решения должны иметь законную разумную цель и в большинстве случаев не должны быть исключительно карательными. Целью должно быть поощрение разумной деловой практики и деятельности поднадзорных учреждений.
Если ФРС преследует повышение последовательности, прозрачности и разумности надзора, то наш надзорный орган, как нам кажется, преследует иные цели. После кризиса 2008 года мы почти не наблюдали последовательности действий регулятора. Нам кажется, что последние 12 лет регулятор экспериментирует с банковским сектором. Однако были ярко выраженные действия и заявления за последние 7 лет.
В марте 2014 года премьер-министр Казахстана Серик АХМЕТОВ заявил, что экономике страны достаточно 10 банков. Мы не понимаем, как он пришёл к данному выводу и почему решил сделать подобное заявление, но кажется тему подхватил тогдашний председатель НБРК. Кайрат КЕЛИМБЕТОВ предлагал повысить требования по минимальному собственному капиталу для банков к 2019 году до 100 млрд, что могло привести к сокращению числа БВУ, но у него не получилось реализовать задуманное. Следующий глава НБРК Данияр АКИШЕВ решил пойти по иному пути, и как результат банки стали закрываться один за другим. Был запущен ускоренный процесс сокращения числа банков, который по тенденции продолжается по сей день. Сейчас никто не возьмёт ответственность за череду дефолтов и ликвидаций финансовых учреждений, но тем не менее количество банков приближается к заявленному в 2014 году количеству. Мы уже неоднократно отмечали, что провал надзора был именно в период с 2014 по 2018 годы. Наступил 2021 год и мы до сих пор наблюдаем результаты ошибок прошлых лет и продолжающееся сокращение БВУ.
После отзыва лицензии AsiaCredit Bank, остаётся Capital bank, который, вероятнее всего, закроется, как только исполнит обязательства перед квазигосудасртвенными компаниями. Но учитывая устойчивый тренд, который продолжается много лет, мы считаем, что на этом сокращение количества БВУ не закончится.
Источник: Telegram-канал @RiskTakersKZ.
Фото: из открытых источников.