Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Интерес к яркой жизни Чокана ВАЛИХАНОВА привёл к явлению такой вполне самостоятельной дисциплины, как "чокановедение". И возникновению солидного слоя краеведов, историков и литераторов, причисляющих себя к таковым. Отсюда – великое множество мнений и версий загадочной жизни "промелькнувшего метеора".
Рассматривая жизнь Чокана через призму свидетельств и документов (вполне открытых и опубликованных!), несложно сделать предположение (и не более!), что эта яркая жизнь могла быть подчинена не только служению науке и демократическим ценностям (как было принято считать ещё совсем недавно), но и во многом диктовалась канонами существования в его лице разведчика экстра-класса. Напомню, что именно подобные фигуры были выдвинуты на передовые рубежи Времени разворачивающейся Большой Игрой между Россией и Британией за влияние в Глубинной Азии.
В свете этого можно допустить, что и в последние годы Валиханова его жизнью руководствовало в первую очередь положение военного разведчика и аналитика. И умер он вовсе не дезертиром (как то хотят представить некоторые), а действующим резидентом, нацеленным на очередную операцию на границе с Китаем. Неслучайно ведь буквально за месяц до кончины Валиханову (дезиртиру!) был присвоен очередной воинский чин - ротмистра. По представлению того самого генерала ЧЕРНЯЕВА, с которым (по весьма сомнительным сведениям единственного источника, ПОТАНИНА, с которым они в те годы не встречались и не переписывались) Валиханов ещё летом 1864-го года "разругался" под Аулие-Атой.
Тайна последних дней: появление двойника
В свете этого предположения встаёт на своё место и поспешный отъезд из действующей армии, и непонятная "передислокация" к китайской границе, и поспешная женитьба Чокана на сестре (хотя некоторые источники называют её дочерью) султана Тезека - полковника русской армии, игравшего свою приглушённо-яркую роль на приграничных территориях Семиречья.
Но это всё - не самое любопытное из финала яркой жизни. Мало кто знает, что в то же время и в том же месте Валиханов обретает … двойника! На сцене появляется ещё один штабс-ротмистр ВАЛИХАНОВ. Правда, не Чокан Чингисович, а Гази Булатович. Двойник, следуя тенью за своим оригиналом, покидает отряд Черняева и, минуя Верный, также появляется в ауле у Тезека. И также женится… на другой султанской дочке! О состоятельности и успешности "раздвоения" Валиханова ярко свидетельствует то, что даже некоторые биографы и исследователи оказались введёнными в заблуждение.
Так, переводчик и литератор Алексей БРАГИН в своём послесловии к "Промелькнувшему метеору" Сабита МУКАНОВА (одному из лучших романов о Валиханове, к сожалению, оставшемуся незаконченным) говорит о "грозе", собиравшейся над головой Чокана. Ссылаясь на некое донесение туркестанского генерал-губернатора военному министру, в котором содержится следующий пассаж: "…Я неоднократно получал неодобрительные от местных властей отзывы о штабс-ротмистре Валиханове, распространявшем между киргизами Семиреченской области вредные для спокойствия края слухи".
Заручившись поддержкой Петербурга, Ташкент инициировал расследование и даже арест (!) Валиханова.
Как предположила в своём капитальном труде Ирина СТРЕЛКОВА ("Валиханов". Серия ЖЗЛ.), речь в данном случае идёт не о Чокане, а как раз-таки о его двойнике. Однако во всём этом можно угадать и другое. А именно - разработку для Валиханова надёжного прикрытия. Для ухода за границу. Гонимый на родине аристократ (опальный оппозиционер!) – что может быть лучшей рекомендацией для открытых врагов и скрытых недругов государства?
К той же мысли косвенно подталкивают и другие сведения. Зачем, спрашивается, Туркестанскому генерал-губернатору, обладавшему неограниченными полномочиями в собственной епархии (он, например, своею волею мог начать пограничную войну, если считал её необходимой), нужно было согласовывать с Петербургом такие мелкие мелочи, как наказание офицера? Не для того ли, чтобы обо всём этом деле узнали те, кто "не должен был" этого знать?
Уже после кончины Чокана его двойник вместе с тестем действительно предстали перед судом. Но при этом – ничего страшного с ними не случилось. Более того, Валиханова 2-го под этим благовидным предлогом срочно затребовали в Петербург. Известно, что Гази Валиханов спешно собрал все бумаги Чокана, оставшиеся после смерти в ауле Тезека. Бумаги эти не обнаружены до сих пор.
Таким образом, многое говорит за то, что здесь, у подножья Алтын-Эмеля, на границе, по другую сторону которой набирало силу эфемерное и враждебное России государство Якуб-бека (за спиной которого маячила не только Турция, но и Британия), в 1865 году Россия могла готовить какой-то нестандартный ход в Большой Игре. И важная роль отводилась ему - Чокану Валиханову.
Но… Но весной что-то случилось, и всё пошло не так. Или… Или – наоборот?
Смерть: 1-я - официальная
Валиханов умер 10 апреля 1865 года в ауле своего новоприобретённого родственника – "султана албанского рода" Тезека НУРАЛИНА. Умер на пороге 30-летия, в расцвете сил, на самой границе двух империй, сыгравших такую роль в его яркой жизни – Российской и Цинской.
Его похоронили по исламским канонам, не дожидаясь приезда друзей и коллег. Немногие из знавших (и любивших) Чокана поспешили посетить его могилу. Одним из таких случайных поклонников был Александр ГЕЙНС, географ и этнограф, будущий Тургайский губернатор, проезжавший мимо в том же 1865 году:
"Не доезжая верст шесть до Куянгузского пикета похоронен Чокан Валиханов. Мы вышли из экипажей и пошли к его могиле, находящейся с версту от дороги. Здесь на левой стороне ограды поднимался скромный памятник над умнейшим из киргизов. В глиняный памятник вмазана деревянная доска, на которой написано: Валий, сын Аблай-хана; Чингиз, сын Валия; Чокан, сын Чингиза".
О смерти Валиханова свидетельствует и Высочайший приказ по Военному ведомству от 24 мая 1865 года:
"Умершие исключаются из списков: состоящий по армейской кавалерии и находящийся в распоряжении командующего войсками Западной Сибири штабс-ротмистр султан Чокан Валиханов".
Вроде бы всё. Чего ещё?
Но вот, что любопытно. Несмотря на то, что могила Валиханова находилась на торной почтовой дороге из Семипалатинска в Верный, у станции Коянкуз, никто из друзей-приятелей, в том числе и КОЛПАКОВСКИЙ, который вёл с Валихановым оживлённую частную переписку по крайней мере до февраля 1865 года, не спешил завернуть к его могиле.
Может быть, друзья знали что-то, чего не знаем мы?
Да умер ли он?
…В последние годы, когда искусственно навязанная апокалиптичность стала частью массового сознания, смерть Чокана вызывает не меньший интерес, чем его жизнь. Смерть, действительно, во многом загадочная и таинственная, оставившая после себя массу вопросов. Появились и те, кто серьёзно засомневался в кончине Валиханова у Алтын-Эмеля. Среди "чокановедов" ходит упорный слух о существовании некоей "засекреченной кандидатской диссертации" какого-то загадочного ленинградца, в которой автором было доказано, что Чокан вообще не умер. (Вернее - умер, но вовсе не там и не так, как это принято в его биографиях.)
Ну, что ж, версия "преждевременной смерти" Чокана Валиханова (относительно смерти истинной) имеет право на жизнь. Но только – как версия. История, вообще-то – наука скучнейшая. Но историей, как наукой, занимается всё меньше и меньше даже учёных, даже самых высоколобых фанатиков (может быть, их и вообще уже не осталось). В истории-науке не может быть таких аргументов и обоснований, как "мне кажется" или "я думаю". Только факты и данные! Стоит лишь возникнуть публично озвученному предположению, как чистая и скучная наука потуплено отступает перед нахрапистым и занимательным напором искусства интерпретации. (Которое, очень часто в СМИ опускается до уровня банальной подтасовки данных и извращения истины в угоду рейтингам.)
Однако, даже не опускаясь до уровня таблоидов, используя лишь проверенные (без использования интернета!) данные, обладая определённым профессионализмом в области информационных технологий и навыками в искусстве интерпретации, можно убедительно доказать то, чего, скорее всего, никогда и не было. Сейчас я попробую продемонстрировать это на примере рассматриваемой темы.
Смерть: 2-я - выдуманная автором
…Финал жизни Чокана Валиханова – это сплошной туман. Достаточно сказать, что доподлинных свидетелей его смерти вообще не сохранилось. Показания же тех, кому было "положено" находится у его смертного одра, это вообще какой-то лепет - заученный и казённый. "Шёл, упал, потерял сознание…" Более того, мы вообще не знаем никого, кто бы участвовал в похоронах Чокана. По некоторым данным бравый Тезек в последний момент оставил "смертельно больного" родственника и откочевал к подножию Заилийского Алатау.
В общем, складывается впечатление, что Чокан готовился "умереть". Что и проделал весьма успешно. Напомню, что похороны по мусульманским канонам позволяют легко скрыть личность покойного под покровом непроницаемого савана. Неслучайно у многих скептиков "уход" (так будет правильнее) Валиханова продолжает вызывать массу вопросов. В том числе, основанных на сомнениях, что в могиле, под обелиском у посёлка Шокан (Шанханай)…Вообще никого нет! Это лишь кенотаф.
Так или иначе, но, когда в 1958 году велись работы по установке нынешнего памятника, не проводилось никаких попыток вскрыть могилу (что, вспомним, очень любили делать советские эксгуматоры). Более того, заливка фундамента велась с максимальной осторожностью, дабы не повредить захоронение. Напомню, что стараниями нашего бывшего соотечественника, известного краеведа Владимира ПРОСКУРИНА, даже предпринималась задорная телеэкспедиция, ставившая себе целью доказать, что "настоящая" могила Валиханова вовсе не там, где она есть. Основанием для этого опять же были предположения, а не факты.
Валиханов "ушёл" 10 апреля 1865 года. Однако в официальных бумагах туркестанского генерал-губернатора КАУФМАНА навязчиво фигурирует год 1864-й. Что это – небрежность канцелярии? Или ошибка, вызванная ранее случившимся "переносом" даты "смерти" из-за каких-то тактических соображений (например, откочёвки Тезека с ненужными свидетелями на далёкие джайляу)?
Но любопытнее иное. Валиханов "ушёл" в 1865 году, но канцелярская суета об открытии памятника на его могиле активизировалась лишь в ноябре 1871-го. Почему так долго тянули с памятником? Руки не доходили? Или ждали каких-то важных сообщений, которые могли бы пролить свет на его истинную смерть?
…1871 год – весьма знаменателен для истории Большой Игры в Центральной Азии. Вот выдержка из статьи В. С. КАДНИКОВА, напечатанной в 1911 году в "Историческом вестнике":
"…В 1871 г., в мае, генерал-адъютант фон-Кауфман предписал пограничному губернатору, генерал-майору Колпаковскому, занять Илийскую провинцию (Кульджу). Так как военная сторона дела не представляла особенных трудностей, то и была возложена исключительно на местные силы Семиреченской области. 12 июня началось наступательное движение, а 22 июня вся Кульджинская область беспрекословно покорилась русской власти. Такой быстрый успех может быть объяснен столько же слабостью противника, сколько и ненавистью населения к китайцам, боязнью их возвращения и искренним желанием мусульманских племен вступить в подданство России".
А ещё этот "быстрый успех" наводит на мысль о наличии по ту сторону границы капитальной резидентуры, возглавляемой специалистом высочайшего класса. Таким, каковым был, например, Чокан Валиханов.
И ещё один крайне любопытный факт о смерти Валиханова. Свидетельство Николая ПАНТУСОВА от 1899 года. Пантусов, подобно многим туркестанским чиновникам, умудрялся совмещать службу Отечеству (он состоял чиновником по особым поручениям при Семиреченском губернаторе) со служением науке (его труды по востоковедению и этнографии торчат из многих современных диссертаций). Факт этот когда-то нашёл и обнародовал другой известный краевед Николай ИВЛЕВ:
"Над могилой Чокана положена на квадратной возвышенности плита белого мрамора… подобную же плиту я видел после землетрясения в гор. Верном, лежащую у разрушенной часовни на старом городском кладбище", - писал Пантусов в "Протоколах заседаний и сообщений Туркестанского кружка любителей археологии".
У Валиханова была ещё одна могила?
Вот уж воистину - смерть, которая вовсе не стала точкой! А только многоточием…
…Кто упокоен под обелиском у Алтын-Эмеля (и упокоен ли, кто) может, таким образом, точно определить лишь вскрытие могилы и генетическая экспертиза останков. Но, слава Богу, пока что никто этого делать не собирается. А значит, что пока Чокан Валиханов остаётся с нами таким, каким он был. (Или – каким хотел быть!) Со всеми своими пробелами в биографии, "чужими секретами", тайнами жизни (и смерти!). Чтобы и далее будоражить воображение неравнодушных и удивлять всех остальных.
На иллюстрациях: первый памятник на могиле и страницы дневников Чокана Валиханова.
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!