События в Крыму и некоторых других юго-восточных регионах Украины вызвали тревожные ожидания у многих казахстанцев. Тревога усиливалась воинственными выпадами отдельных высокопоставленных политиков в
События в Крыму и некоторых других юго-восточных регионах Украины вызвали тревожные ожидания у многих казахстанцев. Тревога усиливалась воинственными выпадами отдельных высокопоставленных политиков в России, которые заявляли о необходимости ввода российских войск на Украину и вооруженной защиты своих соотечественников на чужой территории. Означает ли это, что и Казахстан может оказаться объектом агрессии со стороны северного соседа? Как себя сегодня идентифицируют представители многомиллионного русскоязычного населения республики? Они по своим убеждениям казахстанцы или потенциальная «пятая колонна», как иногда называют их некоторые горячие головы из лагеря местных крайних националистов? РАТЕЛЬ ищет ответы на эти и другие вопросы. Публикуем первый материал из нашей «Русской серии».
Екатерина БАДИКОВА: КТО ИЩЕТ ПЯТУЮ КОЛОННУ
- Ты опять в фейсбуке? А как же твои отчеты? Работы же полно… - Сейчас, только отвечу – и все. Работать. И вот ведь какое дело, не ответить-то не могу. Ведь меня ж фактически обозвали пятой колонной. Знатоки Хэмингуэя, ага… Потому пробую разобраться, колонна ли я вообще. Начну по порядку.
Впрочем, нет. По порядку не получается. Трудно объективно рассуждать о вкусе супа, если при этом сама варишься в той же кастрюле и являешься одним из ингредиентов этого супа. Начну-ка я с того, что чувствую. А чувствую я, что мне в очередной раз пытаются что-то приписать, какие-то мысли, намерения, которых нет. Вроде как и оправдываться ни к чему – на нет и суда нет. Однако и молчать как-то не комильфо.
По моим наблюдениям, чтобы человек ощутил свою принадлежность к какой-то земле, нужно, чтобы несколько поколений его семьи выросли на этой земле. Как минимум, это должно быть хотя бы третье поколение. За годы советской власти на нашу территорию были перемещены или самостоятельно переехали представители множества этнических групп. Приезжавшим или перемещенным сложно было ощутить свою принадлежность к этой земле. Там же все было - по живому... В каких-то случаях это «не-ощущение принадлежности» передавалось и их детям. А вот внукам – значительно реже. Те, кто сам был сравнительно недавним мигрантом в Казахстане (и дети таких мигрантов), легче всего решались покинуть нашу страну на волне миграций последнего двадцатилетия. А вот оставались чаще те, кто был уже третьим-пятым поколением, выросшим в Казахстане. Не совсем верно относить этих людей только к этнической группе русских. Они, скорее, "условно-русские".
Во-первых, по факту этнически это были и украинцы, и молдаване, и поляки, и турки, и корейцы, и много кто еще.
Во-вторых, в жилах многих из них - кровь нескольких этносов как результат смешанных браков родителей, бабушек-дедушек.
В культурном, поведенческом плане эти люди сильно отличаются от тех, кто ныне проживает на исторической родине их предков. Их Родина – Казахстан. Со всеми вытекающими обязанностями и правами, но главное – с их отношением к этой земле как к дому. Национальность, как осознание своей принадлежности к данной земле, к данной стране – понятие надэтническое. Вывод? Не вижу я пятой колонны. Вижу четвертое или пятое поколение людей, чья родина Казахстан. Тех, кто здесь родился. И кто хочет жить дома. В мире. А еще вижу чье-то упорное стремление убедить всех в существовании пятой колонны. Зачем? В свое время на лекциях по римскому праву меня учили: «Ищи того, кому это выгодно». Остается искать...
(Автор - Екатерина БАДИКОВА, независимый эсперт в области противодействия торговле людьми)