Кто-то любыми путями пытается сделать из граждан Казахстана граждан Российской Федерации.
Обсуждение в парламенте законопроекта о противодействии экстремистской деятельности не могло не затронуть и такой важной проблемы, как обеспечение информационной безопасности, формирование общей для всей страны национальной идентичности. А как это сделать, если значительная часть граждан страны фактически живет, днюет и ночует в информационном пространстве соседней страны? Если президент Путин и премьер Медведев им ближе и понятнее, нежели президент Назарбаев и премьер Масимов? Помнится, что и сам Карим Масимов в ходе еще своего первого премьерства даже озвучивал соответствующие цифры. Тогда это была цифра в 55 процентов населения...
Понятно, что телеканалы – это не исчезающие птицы-стерхи, вольные летать там, где им вздумается, не зная ни границ, ни приличий. Они имеют свои адреса, имена владельцев, менеджеров, подчиняются определенным законам и требованиям властей страны происхождения. Вещание же их за границу должно уже регулироваться законами, правилами и нормами морали и культуры соответствующей страны. В основном путем ретрансляции телеканалов через опрераторов кабельного телевидения. Вряд ли есть государства, которые допускают вещание на своей территории откровенно враждебных или чуждых именно этой стране телеканалов. Казахстан здесь не может и не должен быть исключением. Но это если по следовать логике, задачам национальной и информационной безопасности. А что происходит на деле?
Как быть, если однобокое освещение событий в Украине вносит раскол в казахстанское общество, причем не только между казахами и славянскими этносами, но и между самими славянами?
Надо откровенно признаться, что в сфере кабельного телевидения у нас царит полный хаос. Конечно, кабельные операторы всегда воспринимают «пожелания старших товарищей» относительно «нежелательности» вещания того или иного, скажем, оппозиционного ресурса. Ради этого даже принимались «антитарелочные поправки», был создан национальный оператор «Отау-тв», который на фоне общего бардака выглядит эдаким эталоном патриотизма и государственничества. Ну, а как быть, если речь идет о телеканалах других стран, тех же российских, которые в своем эфире допускают крайне нелицеприятные, откровенно враждебные заявления в адрес Казахстана, его истории, государственности? При этом четко понимая, что подобные заявления не только не способствуют дружбе между Казахстаном и Россией, но и межэтническому согласию внутри страны. Как быть, если однобокое освещение событий в Украине вносит раскол в казахстанское общество, причем не только между казахами и славянскими этносами, но и между самими славянами? Россия, надо полагать, решает свои проблемы. Но почему ее проблемы и методы их решения должны создавать проблемы в нашей стране? И хотя заместитель генерального прокурора Андрей Кравченко отвечает депутатам в том ключе, что «вещание не вставших на учет в РК зарубежных телеканалов может быть запрещено», очевидно, что реальных рычагов и механизмов (если не считать подпольных и полуподпольных) у властей, собственно, и нет. Нет даже громких прецедентов, на которые можно было бы сослаться в столь щекотливом и непростом вопросе.
В свое время нынешним парламентом и нынешними же депутатами был принят закон о телерадиовещании, который прямо подразумевал, что все иностранные телерадиоканалы, которые имеют желание и интересы вещать на территории Казахстана, должны пройти учетную регистрацию в уполномоченном органе. Сроку им на это отводилось ровно год. То есть 1 марта 2013 года все эти телерадиоканалы должны были получить учетную регистрацию или быть отключены из эфира кабельных и спутниковых телеканалов. Казалось бы, нормальное, логичное требование. Но сегодня на дворе уже сентябрь 2014 года, а наши власти устами замгенпрокурора Кравченко все еще говорят сенаторам и нам следующее: «Нас сейчас очень тревожит, что практически половина российских каналов, которые работают на территории республики, остаются неучтенными в уполномоченном государственном органе. Они должны были туда прийти и встать на учет. И сейчас хотим поставить перед правительством этот вопрос. Мы полагаем, что те каналы, которые не пришли и не встали в уполномоченном органе на учет, должны быть запрещены к вещанию на территории Казахстана». Получается почти по Карамзину: суровость законов смягчается необязательностью их исполнения.
При этом надо понимать, что в стране работают свыше сотни кабельных операторов. Некогда локальный, небольшой бизнес перерос в респектабельный. Почти все крупные города, населенные пункты смотрят именно кабельное телевидение, в том числе и из-за слабой привлекательности и неконкурентоспособности нашего отечественного телевидения. Уже сегодня более 600 тысяч человек являются абонентами платного телевидения. По мнению ряда экспертов, уже в ближайшие годы их число превысит цифру в 1,5 миллиона человек. Мы страна маленькая и даже цифра в полмиллиона – это очень серьезный показатель. И что особенно примечательно, это такой бизнес, где есть свои гранды и монополисты, картельные и прочие договоренности. Есть микрорайоны, КСК, целые улицы, где полновластно господствуют те или иные операторы, а вход туда их конкурентов, мягко говоря, не приветствуется. Это не выдумки, а реалии нашей жизни. Но этот бизнес может и должен регулироваться законами страны, в том числе антитрастовыми. Вроде даже есть ассоциация операторов кабельного телевидения, которая как и пресловутая корпорация детей революционного лейтенанта, никак не может прийти к согласию относительно правил игры. Хотя, быть может, уход из кабельного бизнеса таких крупных игроков, как Дарига Назарбаева, и приход на рынок крупных инвесторов в лице корпорации «Ордабасы» этот процесс ускорят...
Если исключить из стандартных пакетов обязательные к показу отечественные телеканалы, то окажется, что весь смыслообразующий блок составляют российские телеканалы или иностранные телеканалы, переведенные на русский язык.
Есть потребители, готовые платить свои кровные деньги, есть игроки, которые готовы инвестировать и извлекать прибыль из данного бизнеса. Между ними существуют вполне определенные договорные обязательства. Но надо понимать, что телевидение, в том числе и кабельное – это не просто бизнес двойного назначения, это бизнес политический, связанный с такой тонкой сферой, как информационная политика страны, информационная безопасность и государственная идентичность граждан. В такой сфере не может быть никакого лассеферизма и наплевательства. Однако же, судя по контенту кабельных операторов, кто-то любыми путями пытается сделать из граждан Казахстана граждан Российской Федерации. Этакая информационная кабала. Если исключить из стандартных пакетов обязательные к показу отечественные телеканалы, то окажется, что весь смыслообразующий блок составляют российские телеканалы или иностранные телеканалы, переведенные на русский язык. Близость России к Казахстану, общие семь с половиной тысяч границ никто со счетов не скидывает. Но почему кабельные операторы считают, что казахстанский телезритель (нынешний и будущий) желает смотреть исключительно российский контент? Почему нет кыргызских, азербайджанских, турецких, украинских, белорусских, узбекских телеканалов? Разве мы не должны знать, чем живут страны, которые также являются нашими добрыми и не очень соседями, братскими народами? Хотя бы по одному национальному телеканалу от каждой страны на условиях паритетности. Ведь их диаспоры тоже проживают в Казахстане. Путем подключения таких телеканалов кабельные операторы расширили бы число своих абонентов. Интересный факт: в Китае работают три полностью казахских телеканала, но ни один из них не может попасть в сетку вещания кабельных операторов страны. То ли боятся, то ли стыдно...
Несмотря на такую важность отрасли до сих пор данный сегмент не регулируется в полной мере законами страны. В законе есть понятия «кабельное телевидение», «сети кабельного телевидения», «кабельные операторы», но их различия между собой мало кто себе представляет. Нет ни четких обязательств, ни более или менее ясных обязательств и прав кабельщиков перед обществом, государственными органами. Кабала перерастает в законодательную каббалу, когда каждый волен гадать и делать свои выводы, основываясь на непонятных, иррациональных герметических знаниях.
Как мне представляется, государство должно сесть за стол переговоров с собственниками и менеджерами кабельных операторов и совместно выработать ясные, общие правила игры для всех. Мы идем к тому, что большинство граждан страны будет смотреть платное телевидение. Так лучше загодя выработать четкие законодательные требования, разработать понятные правительственные подзаконные правила, которые должны будут прояснить туман, висящий над этой сферой. Быть может, уже сегодня стоит ставить требование о том, чтобы кабельные операторы равномерно формировали иностранные сетки вещания. Например, доля телеканалов одной страны не должна превышать в объеме 20 процентов всей сетки, что будет корреспондироваться с требованиями закона о национальной безопасности в части владения иностранными лицами акциями национальных медиа. Быть может, уже сегодня следует ставить вопросы о паритетности присутствия каналов в кабельных сетях. В той же России проживает без малого миллионная диаспора казахов. Могут ли они похвастаться тем, что через своих кабельщиков смотрят хотя бы один казахский телеканал? Все просто: вы один канал – мы один, вы два – мы два. Все по-честному. Ничего личного, чистый бизнес, хотя и специфический.