Пока казахстанский министр энергетики рекламирует российское топливо, китайцы берут под контроль нашу нефтепереработку
На днях российское издание «РИА новости» порадовало новым рейтингом европейских цен на бензин, в котором славная европейская страна Казахстан заняла первое место по его дешевизне. Бензин марки АИ-95 на начало 2018 года в среднем у нас стоил 31 рубль (176 тенге) за литр, а на среднюю месячную зарплату можно купить 853,6 литров.
Позорное последнее 33-е место заняли Нидерланды со стоимостью литра в 110,8 рубля (628 тенге – в 3,6 раза дороже), но при этом с возможностью приобрести на среднюю зарплату 1842,2 литра (в 2,2 раза больше).
Налетай, подешевело!
В этой нехитрой арифметике кроется разгадка той самой мистической тайны, что мучает нас уже 27 лет независимости: как нефтедобывающая страна регулярно может испытывать острейший дефицит всех нефтепродуктов – от бензина и соляры до авиационного керосина?
Если исходить из стоимости бензина, то мы, член ВТО (активно борющейся за рыночные принципы в экономике, против всяких субсидий для своих и торговых препон для чужих), на самом деле находимся в строю таких славных стран с передовыми традициями рыночной экономики, как Венесуэла, Судан, Египет, Алжир, Туркменистан, Саудовская Аравия, Иран и т.д.
Нетрудно заметить интересную корреляцию со всякими вражескими рейтингами уровня развития демократии и свобод вообще: от личной до политической и экономической. Чем меньше свобод – тем ниже цена на бензин.
Но, увы, дело не в том, что менее демократические режимы больше заботятся о своём населении: вряд ли вам о волшебном воздействии этой заботы смогут рассказать простые венесуэльцы, или суданцы, или египтяне… или казахстанцы, например.
Просто в странах, подобных нашей, куда легче административно-командными методами заставить нефтепроизводителей плюнуть на рыночные механизмы и по дешёвке продавать нефть на отечественные НПЗ, или же прямо дотировать покупку зарубежных нефтепродуктов – покрывая из казны разницу между дорогой закупочной ценой и дешёвой ценой на внутреннем рынке.
Однако в экономике нечто не получается из ничего. Если у нефтепроизводителя или нефтепереработчика где-то убыло, то у него обязательно откуда-то прибудет. Иначе он просто не будет работать. Откуда прибудет? А вы загляните в свой кошелёк. Оттуда и убыло.
Вернёмся к нашим баранам
С советских времён нам остались три нефтеперерабатывающих завода: Атырауский (введён в эксплуатацию в 1945 году), Павлодарский (1978 год) и Шымкентский (1985 год).
Для тех времён объёма вырабатываемого ими топлива хватало и на саму Казахскую ССР, и ещё для некоторых областей братских республик. Но потом пошёл прогресс до невиданных чудес. За годы после обретения независимости парк только личных авто вырос на несколько миллионов (!) штук – сейчас их около 4 миллионов. Авиакомпаний несколько появилось. В общем, значительно возросла потребность в топливе внутри республики. При этом нефтедобыча выросла более чем в три раза.
Тут, казалось бы, ну и сложите два плюс два: раз нефти хоть залейся, потребность внутренняя в топливе растёт - так и увеличьте переработку, закройте потребности. Тем более что денег тоже хватает – на пропаганду на ЭКСПО «зелёной энергии», которой у нас толком нет, не было и не будет ещё лет двадцать, нашлись же миллиарды! На строительство неработающих нанозаводов нашлись макробюджеты.
На Азиаду, на потопление, а потом спасение банков, на госзаказы для прессы, на иностранных консультантов с бесценными советами «лучше хорошо жить, а плохо – хуже» – на всё нашлись деньги. И даже на ежегодную «модернизацию» ветхих НПЗ, после которой сломать завод может любой отдельно взятый сварщик.
Но тем временем потребность страны в нефтепродуктах – около девяти миллионов тонн в год, а наши три отмодернизированные НПЗ дают всего чуть более семи.
Всё недостающее мы закупаем в России. Каждую весну и осень у нас топливный кризис – точно по расписанию. Какие-то квоты для сельчан, бензин по талонам на заправках – полнейшее советское дежавю. Постоянно лихорадит авиаторов – им тоже топливо по квотам распределяют.
В государстве с как бы рыночной экономикой коммерческим компаниям административно «распределяют» топливо от других коммерческих компаний. Это можно было бы назвать сюрреализмом, но, увы, это наша самая настоящая, а не «сюр» реальность.
Потребность в авиационном топливе единственный пока производящий его в стране НПЗ – Шымкентский – закрывает только наполовину. Остальное опять же закупается в России, но дороже. На всех этапах закупки и распределения, естественно, функционируют разные посредники.
Вообще, возникновение непрозрачного, непонятного, но хорошо откормленного посредника – это неизбежное последствие административно-командной системы. Иногда сам факт существования этого посредника и является всем смыслом этой системы. Как в старом анекдоте, когда мужик сало распределил, а у самого руки жирные остались.
Чем Казахстан отличается от Румынии?
Пока же мы наблюдаем, как после очередного топливного кризиса президент объявил выговор министру энергетики Канату БОЗУМБАЕВУ, после чего последнего вдруг понесло к прессе. Сообщения и комментарии посыпались как из рога изобилия. И об очередной модернизации отечественных НПЗ, краше и быстрее прежних, после чего все уже смогут производить керосин для авиации.
И о том, что представители авиакомпаний сами могли бы ездить в Россию и договариваться о покупках там топлива (забыв при этом упомянуть, что от авиакомпаний в нашей рыночной стране требуют обеспечивать дешёвые внутренние рейсы и для этого взялись их обеспечивать дешёвым же топливом).
И о том даже, что в Казахстане таки будет построен четвёртый НПЗ: «По нашим прогнозам, примерно к 2022 году возникнет необходимость увеличения импорта нефтепродуктов. К этому времени четвертый завод уже должен быть построен».
К реализации, как пообещал министр, приступят уже в следующем, 2019-м году.
Тут шутка в том, что нынешний глава «КазМунайГаза» Сауат МЫНБАЕВ, бывший министр энергетики и бывший министр нефти и газа, ещё в 2011 году обещал построить этот многострадальный четвёртый НПЗ. И обещал он его к… 2019-му году.
Объяснить такую преемственность обещаний просто: ни один министр у нас столько на посту не сидит. Поэтому Мынбаев так легко предсказал 2019-й год, а Бозумбаеву, который, несмотря на президентский выговор, очень даже может до этого момента остаться министром – такие обещания опасны, тут реализация планов должна быть никак не раньше 2022-го.
Следующий министр может отодвинуть простое решение простой проблемы ещё лет на несколько – чтобы с запасом. Спросить сейчас Мынбаева: вот через год должен быть новый завод, где он? Он разведёт руками: мол, не я же министр, а то бы...
Ещё из интересных заявлений Бозумбаева – когда он попенял журналистам, никак не могущим, как и подавляющее число граждан, понять, каким образом в нефтяной стране нет топлива: «Не обижайтесь, вы, наверное, все знаете, я прямолинейный чувак – не хочу кого-то обидеть. А потому что, когда читаю, мне смешно. Но непрофессиональным людям-то не смешно, они же верят этому», а потом перешёл к конкретике, посоветовав непрофессиональному народу «не жадничать» и в морозы заправлять автобусы и машины зимним дизтопливом.
Это было в конце января этого года, а вот в ноябре прошлого года этот же министр сообщил на брифинге в СЦК, что в Казахстане вообще не производится зимнего топлива – ни литра, все 100 процентов завозятся из России.
Переводя на человеческий язык, министр энергетики независимой, нефтедобывающей и, по отчётам, довольно богатой страны, посетовал, что её граждане насколько глупы, что покупают отечественное дизтопливо вместо того, чтобы покупать российское, газпромовскую «Арктику», не замерзающую при -40.
Газпром, мечты сбываются!
А между тем, министр энергетики Казахстана не обязан быть ни прямолинейным чуваком, ни личным советником казахстанских водителей (боимся представить себе, сколько прямолинейных советов они могли бы надавать министру в ответ), ни тем более рекламным агентом российского «Газпрома». У министра энергетики Казахстана задача очень простая и ясная: обеспечивать энергетическую независимость страны.
Это чтобы мы всегда могли заправить качественным топливом и в достаточном количестве свои машины, автобусы, трактора, комбайны, самолёты и, в случае чего – танки тоже. И чтобы ни одно иностранное государство не могло нам вдруг диктовать условия или просто перекрывать кран.
Казахстанские нефтепереработчики, что, настолько тупые и криворукие, что не могут произвести не замерзающую зимой солярку, бензин Евро 5 или авиационный керосин? Так ведь нет – и тот же наш «КазМунайГаз» легко это доказал, когда, выкупив румынский «Ромпетрол», быстренько провёл там модернизацию, увеличив объём переработки с 3,8 млн тонн до 5 млн тонн (как нам их не хватает на родине «КазМунайГаза»!) и начав выпускать бензин стандарта Евро 5.
Что не так с Казахстаном или с Румынией, что одна и та же наша нацкомпания ведёт себя как две разных?
Бензин в Румынии в 2,5 раза дороже, чем у нас. У них там, видите ли, рыночная экономика. Поэтому те же самые казахстанские функционеры, у которых в самый ответственный момент в Казахстане НПЗ ломает сварщик, в Румынии вполне себе менеджеры и модернизируют всё быстро и эффективно.
Потому что никакой министр там, с шуточками и прибауточками про чуваков и непрофессионализм, не заставляет их продавать сырье на НПЗ себе в убыток, при этом официально умывая руки – мол, мы цены не регулируем, это рынок.
Потому что им выгодно там работать, а не вгонять страну в дефицит, чтобы потом всеми правдами и неправдами выцыганить себе надбавку в торговых сетях.
Сам не ам – китайцам отдам!
Ну ладно – министр, он в нашей стране тоже человек подневольный, вроде того сварщика.
Может, депутаты нашего парламента зададутся этим же вопросом, вместо того чтобы видимость кипучей деятельности создавать, бегая по конкретным заправкам – для этого ведь есть всякие районные замакимы и прочие ненародные избранники? Речь ведь идёт о фундаментальном выборе страны, об основах ее развития.
Факт в том, что как мы не оттягиваем наступление свободной рыночной экономики, она неизбежно придёт. Под давлением ВТО хотя бы. Или… соседей, что скорее и куда больнее. Тогда про мифическую энергетическую независимость придётся совсем забыть.
Сейчас как раз самое интересное впереди: правительство уже заявило о том, что все три казахстанских НПЗ будут приватизированы.
В условиях, когда этот рынок полностью регулируется административно-командным методом, какой на голову не больной инвестор захочет их покупать? Чтобы на коленях стоять перед правительством, выпрашивая изменить законы рынка в отдельно взятой стране – заставить нефтепроизводителей не продавать сырьё вдвое-втрое дороже за границу, а отдать тут по дешёвке.
А вот есть такие инвесторы! Это китайцы. Они на коленях перед нашим правительством стоять не будут.
Они давно и планомерно скупают нашу нефтяную отрасль. Китайские компании уже имеют доли в «наших» НПЗ:
- Шымкентский НПЗ (ТОО «Петроказахстан инк.») – доля CNPC 67%;
- Павлодарский НПЗ, генеральным подрядчиком которого является дочерняя компания KMGInternational (на 51% принадлежащая китайской компании);
- Атырауский НПЗ – взял кредит на сумму 1 млрд долларов у китайского банка. Эти заемные средства пошли на оплату контрактов (подрядчиком по строительству комплекса по производству ароматических углеводородов является Sinopec Engineering, сумма контракта равна 1,04 млрд долларов. Генеральным подрядчиком по строительству комплекса по глубокой переработке нефти является консорциум – Sinopec Engineering, Marubeni Сотрогапоп и АО «НГСК «КазСтройСервис», сумма строительства по договору «под ключ» равна 1,68 млрд долларов).
Почему они не боятся нашей странной экономики? Потому что, сумев взять под контроль всю нефтепереработку в стране, условия будут диктовать уже они.
Мы можем обложиться законами и долгосрочными контрактами, но китайцы легко найдут ключик к нашим холодным сердцам, когда вопрос встанет, например, об очередном кредите на спасение нашей процветающей рыночной экономики.
Места "прямолинейному чуваку" Бозумбаеву в этой схеме, скорее всего, не найдется, потому что на новых хозяев казахстанской нефти его руководящие указания распространяться не будут.
Придется ему шутить в другом месте.