Оскар и злоба дня. Часть 2

3978 просмотров
0
Жарас АХМЕТОВ
Воскресенье, 26 Янв 2020, 11:00

Как в фильмах – лауреатах Оскара отражалась современная им эпоха

50-е годы прошлого века

Читайте также
Оскар и злоба дня

Это десятилетие экономического подъема, когда экономика США росла самыми высокими темпами в своей истории, войны в Корее и маккартизма.

Экономический рост, а значит и рост качества жизни, рост социального оптимизма, должны были, вроде бы, настроить киноакадемиков на благодушный лад. И в таком случае среди победителей премии в основных номинациях (напомню, это: лучший фильм, лучший режиссер, лучшая мужская роль, лучшая женская роль и лучший сценарий) преобладали бы жизнерадостные и жизнеутверждающие фильмы. Но в реальности картина оказалась несколько иной. В 1951 г. призы за лучший фильм, лучшую режиссуру (Дж. Л. Манкевич) и лучший сценарий (Дж. Л. Манкевич) получает "Все о Еве", история об интриганке и карьеристке, готовой на все ради успеха. В том же году приз за лучший сценарий (Билли Уайлдер и др.) получает "Бульвар Сансет", рассказывающий про выжившую с ума старую актрису.

В 1952 г. призы за лучшую режиссуру (Дж. Стивенс) и лучший сценарий (Гэри Браун и др.) получает экранизация романа Т. Драйзера "Американская трагедия" - фильм "Место под Солнцем". Вивьен Ли получает приз за исполнение лучшей женской роли в "Трамвае желания", острой социальной и психологической драме.

Читайте также
Жизнь в эпоху перемен. Часть 5

"Ровно в полдень", получивший в 1953 г. приз за лучшую мужскую роль (Гэри Купер) считают аллегорией на маккартизм. Классический вестерн, но главному герою отказывает в поддержке весь город, и он был вынужден в одиночку вступить в схватку с бандитами.

"В порту" - яркая социальная и криминальная драма о коррумпированных профсоюзах и противостоящим им простом докере в 1955 г. получил приз как лучший фильм. Также призы получили Элиа Казан (лучший режиссер), Марлон Брандо (лучшая мужская роль) и Бадд Шульберг (лучший сценарий).

История про то, как бездумное и слепое следование ложно понимаему чувству долга ведет к личностной катастрофе, изложенная в фильме "Мост через реку Квай", получила в 1958 г. призы за лучший фильм, лучшую режиссуру (Дэфид Лин), лучшую мужскую роль (Алекс Гиннесс) и лучший сценарий. Двое из трех сценаристов – Карл Форман и Майкл Уилсон – оказались в черном списке и даже не были указаны в титрах. Третий сценарист, Пьер Буль, отказался принимать участие в церемонии.

В 1959 г. приз за лучшую женскую роль получила Сьюзен Хэйуорд, снявшаяся в фильме "Я хочу жить", про казненную в результате судебной ошибки Барбару Грэхэм. 

Читайте также
Жизнь в эпоху перемен. Часть 4

В том же году приз за лучший сценарий (Недрик Янг и Гарольд Смит) получил фильм "Скованные одной цепью" (другой вариант перевода: "Не склонившие головы") про межрасовые отношения. Что интересно, один из сценаристов, Недрик Янг, тоже был в черных списках и в титрах указан под псевдонимом.

Отмечались, конечно, не только мрачные драмы. Были мюзиклы и музыкальные фильмы. "Американец в Париже", получивший в 1952 г. призы за лучший фильм и лучший сценарий (Алан Джей Лернер); "Король и я", за главную роль в котором в 1959 г. был награжден Юл Бриннер; в 1959 г. призы за лучший фильм, лучший режиссер (Винсент Миннелли) и лучший сценарий (Алан Джей Лернер) получил мюзикл "Жижи".

Нельзя не отметить две комедии – "Рожденная вчера" (1951) и "Римские каникулы" (1954) - за которые Джуди Холлидэй и Одри Хеппберн получили призы за исполнение лучшей женской роли.

И, конечно же, просто необходимо вспомнить "Бен Гур", первый фильм, получивший одиннадцать призов, среди которых: лучший фильм, лучший режиссер (Уильям Уайлер) и лучший исполнитель мужской роли (Чарлтон Хестон).

С полным списком лауреатов в основных номинациях можно ознакомиться в таблице 3.

60-е годы прошлого века

Читайте также
Жизнь в эпоху перемен. Часть 3

Убийство Кеннеди, война во Вьетнаме, борьба с расовой сегрегацией и дискриминацией, движение хиппи вместились в это десятилетие. 

Непосредственно теме расизма или межрасовых отношений были посвящены два фильма, оскаровских лауреатов, получивших свои премии в один год, 1968. Первый из них – это "Полночная жара" (или "Однажды душной ночью"), детективная история, отмеченная призами за лучший фильм, лучшую мужскую роль (Род Стайгер) и лучший сценарий (Стирлинг Силлифант). Чернокожий детектив из Филадельфии, случайно оказавшийся в южном расистском штате, расследует убийство местного богача.

Второй – "Угадай, кто придет к обеду?", за исполнение роли в котором Кэтрин Хепберн получила свой второй Оскар. Дочь либеральных родителей знакомит их со своим женихом, афроамериканцем. Этот фильм еще примечателен тем, что свою последнюю в жизни роль в нем сыграл Спенсер Трейси. Он скончался несколько дней спустя окончания съемок.

И продолжая про Кэтрин Хепберн – она в следующем году получила премию за лучшую женскую роль в фильме "Лев зимой", в котором сыграла Элеонору Аквитанскую. К слову, в тот, 1969 год, в этой категории выдали две премии. Вторую получила Барбара Стрейзенд за роль неуклюжей певички, превратившуюся в звезду в фильме "Смешная девчонка".

Читайте также
Жизнь в эпоху перемен. Часть 2

"Убить пересмешника" - это фильм, в первую очередь, о том, как сохранить порядочность и правильно воспитывать детей в непростые времена. Но и тему расизма он тоже затрагивает. Грегори Пек заслужено получил приз за лучшую мужскую роль в 1963 г.

В предыдущее десятилетие, несмотря на весь свой либерализм, Голливуд сдался маккартизму и ввел различные черные списки для кинематографистов левых и либеральных взглядов. Как своеобразный ответ тому времени можно считать фильм "Нюренбергский процесс" о суде над судьями нацистской Германии. Главная мораль фильма: позиция "такие были времена, мы не могли ничего поделать" не может служить оправданием мерзким поступкам. В 1962 г. фильм получил призы за лучшую мужскую роль (Максимилиан Шелл) и лучший сценарий (Эбби Манн).

Десятилетие в 1961 г. открывалось призами за лучший фильм, лучшую режиссуру (Билли Уайлдер) и лучший сценарий (Билли Уайлдер и др.) милой, полной оптимизма комедии "Квартира". Закрывалось же десятилетие в 1970 г. призами за лучший фильм, лучшую режиссуру (Джон Шлезингер) и лучший сценарий (Уолдо Солт) полной пессимизма драме "Полуночный ковбой" о нищем нью-йоркском жигало и его сутенере.

Так и в самой жизни. Начало десятилетия: экономический рост, избрание молодого и многообещающего президента. Конец десятилетия: убийства Джона Кеннеди, его брата Роберта, Мартина Лютера Кинга, расовые беспорядки, бессмысленная война во Вьетнаме.

С полным списком лауреатов в основных номинациях можно ознакомиться в таблице 4.

Чемпионка Итогового турнира WTA-2025
Я горжусь представлять Казахстан и дарить вам эмоции и победы. Особенно радуюсь, когда вижу, что всё больше ребят берут в руки ракетки. Если моя игра вдохновляет вас мечтать, трудиться и верить в себя это моя самая большая победа.
ЦУР Алматы – победим бедность, болезни и станем равными
150 инициатив НПО по 26 задачам ЦУР на сумму 9,36 млрд тенге – каков результат?
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
В Казахстане снижаются инфляционные ожидания, а тенге укрепляется
Эксперты прогнозируют паузу в изменении базовой ставки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента