Как в фильмах – лауреатах Оскара отражалась современная им эпоха
50-е годы прошлого века
Это десятилетие экономического подъема, когда экономика США росла самыми высокими темпами в своей истории, войны в Корее и маккартизма.
Экономический рост, а значит и рост качества жизни, рост социального оптимизма, должны были, вроде бы, настроить киноакадемиков на благодушный лад. И в таком случае среди победителей премии в основных номинациях (напомню, это: лучший фильм, лучший режиссер, лучшая мужская роль, лучшая женская роль и лучший сценарий) преобладали бы жизнерадостные и жизнеутверждающие фильмы. Но в реальности картина оказалась несколько иной. В 1951 г. призы за лучший фильм, лучшую режиссуру (Дж. Л. Манкевич) и лучший сценарий (Дж. Л. Манкевич) получает "Все о Еве", история об интриганке и карьеристке, готовой на все ради успеха. В том же году приз за лучший сценарий (Билли Уайлдер и др.) получает "Бульвар Сансет", рассказывающий про выжившую с ума старую актрису.
В 1952 г. призы за лучшую режиссуру (Дж. Стивенс) и лучший сценарий (Гэри Браун и др.) получает экранизация романа Т. Драйзера "Американская трагедия" - фильм "Место под Солнцем". Вивьен Ли получает приз за исполнение лучшей женской роли в "Трамвае желания", острой социальной и психологической драме.
"Ровно в полдень", получивший в 1953 г. приз за лучшую мужскую роль (Гэри Купер) считают аллегорией на маккартизм. Классический вестерн, но главному герою отказывает в поддержке весь город, и он был вынужден в одиночку вступить в схватку с бандитами.
"В порту" - яркая социальная и криминальная драма о коррумпированных профсоюзах и противостоящим им простом докере в 1955 г. получил приз как лучший фильм. Также призы получили Элиа Казан (лучший режиссер), Марлон Брандо (лучшая мужская роль) и Бадд Шульберг (лучший сценарий).
История про то, как бездумное и слепое следование ложно понимаему чувству долга ведет к личностной катастрофе, изложенная в фильме "Мост через реку Квай", получила в 1958 г. призы за лучший фильм, лучшую режиссуру (Дэфид Лин), лучшую мужскую роль (Алекс Гиннесс) и лучший сценарий. Двое из трех сценаристов – Карл Форман и Майкл Уилсон – оказались в черном списке и даже не были указаны в титрах. Третий сценарист, Пьер Буль, отказался принимать участие в церемонии.
В 1959 г. приз за лучшую женскую роль получила Сьюзен Хэйуорд, снявшаяся в фильме "Я хочу жить", про казненную в результате судебной ошибки Барбару Грэхэм.
В том же году приз за лучший сценарий (Недрик Янг и Гарольд Смит) получил фильм "Скованные одной цепью" (другой вариант перевода: "Не склонившие головы") про межрасовые отношения. Что интересно, один из сценаристов, Недрик Янг, тоже был в черных списках и в титрах указан под псевдонимом.
Отмечались, конечно, не только мрачные драмы. Были мюзиклы и музыкальные фильмы. "Американец в Париже", получивший в 1952 г. призы за лучший фильм и лучший сценарий (Алан Джей Лернер); "Король и я", за главную роль в котором в 1959 г. был награжден Юл Бриннер; в 1959 г. призы за лучший фильм, лучший режиссер (Винсент Миннелли) и лучший сценарий (Алан Джей Лернер) получил мюзикл "Жижи".
Нельзя не отметить две комедии – "Рожденная вчера" (1951) и "Римские каникулы" (1954) - за которые Джуди Холлидэй и Одри Хеппберн получили призы за исполнение лучшей женской роли.
И, конечно же, просто необходимо вспомнить "Бен Гур", первый фильм, получивший одиннадцать призов, среди которых: лучший фильм, лучший режиссер (Уильям Уайлер) и лучший исполнитель мужской роли (Чарлтон Хестон).
С полным списком лауреатов в основных номинациях можно ознакомиться в таблице 3.
60-е годы прошлого века
Убийство Кеннеди, война во Вьетнаме, борьба с расовой сегрегацией и дискриминацией, движение хиппи вместились в это десятилетие.
Непосредственно теме расизма или межрасовых отношений были посвящены два фильма, оскаровских лауреатов, получивших свои премии в один год, 1968. Первый из них – это "Полночная жара" (или "Однажды душной ночью"), детективная история, отмеченная призами за лучший фильм, лучшую мужскую роль (Род Стайгер) и лучший сценарий (Стирлинг Силлифант). Чернокожий детектив из Филадельфии, случайно оказавшийся в южном расистском штате, расследует убийство местного богача.
Второй – "Угадай, кто придет к обеду?", за исполнение роли в котором Кэтрин Хепберн получила свой второй Оскар. Дочь либеральных родителей знакомит их со своим женихом, афроамериканцем. Этот фильм еще примечателен тем, что свою последнюю в жизни роль в нем сыграл Спенсер Трейси. Он скончался несколько дней спустя окончания съемок.
И продолжая про Кэтрин Хепберн – она в следующем году получила премию за лучшую женскую роль в фильме "Лев зимой", в котором сыграла Элеонору Аквитанскую. К слову, в тот, 1969 год, в этой категории выдали две премии. Вторую получила Барбара Стрейзенд за роль неуклюжей певички, превратившуюся в звезду в фильме "Смешная девчонка".
"Убить пересмешника" - это фильм, в первую очередь, о том, как сохранить порядочность и правильно воспитывать детей в непростые времена. Но и тему расизма он тоже затрагивает. Грегори Пек заслужено получил приз за лучшую мужскую роль в 1963 г.
В предыдущее десятилетие, несмотря на весь свой либерализм, Голливуд сдался маккартизму и ввел различные черные списки для кинематографистов левых и либеральных взглядов. Как своеобразный ответ тому времени можно считать фильм "Нюренбергский процесс" о суде над судьями нацистской Германии. Главная мораль фильма: позиция "такие были времена, мы не могли ничего поделать" не может служить оправданием мерзким поступкам. В 1962 г. фильм получил призы за лучшую мужскую роль (Максимилиан Шелл) и лучший сценарий (Эбби Манн).
Десятилетие в 1961 г. открывалось призами за лучший фильм, лучшую режиссуру (Билли Уайлдер) и лучший сценарий (Билли Уайлдер и др.) милой, полной оптимизма комедии "Квартира". Закрывалось же десятилетие в 1970 г. призами за лучший фильм, лучшую режиссуру (Джон Шлезингер) и лучший сценарий (Уолдо Солт) полной пессимизма драме "Полуночный ковбой" о нищем нью-йоркском жигало и его сутенере.
Так и в самой жизни. Начало десятилетия: экономический рост, избрание молодого и многообещающего президента. Конец десятилетия: убийства Джона Кеннеди, его брата Роберта, Мартина Лютера Кинга, расовые беспорядки, бессмысленная война во Вьетнаме.
С полным списком лауреатов в основных номинациях можно ознакомиться в таблице 4.