Почему в Казахстане очень сложно оставаться законопослушным налогоплательщиком
Фото: nalogikz.kz.
О новациях 2024 года в налоговом законодательстве и практике Ratel.kz беседует с известным казахстанским экспертом в этой сфере Натальей ЯНЦЕН.
- Наталья, год недавно начался, а уже такая радостная новость для бизнеса – правительство, правда, уже бывшее, анонсировало, что в Казахстане на 20% сократят количество налогов. Это же здорово?
- Большая проблема для бизнеса не в их количестве. Налогов в Казахстане двенадцать, из них основных, которые есть практически у всего бизнеса – только четыре. Остальные специфические: для недропользователей, подакцизников, владельцев собственности. И очень много различных платежей в бюджет в виде сборов, плат, пошлин, разового характера за определенные государственные услуги, они возникают ситуативно, по необходимости.
Настоящая проблема в том, что существующие налоги очень сложны по порядку исчисления, с огромным количеством нюансов, которые необходимо учесть при ведение бизнеса. И при этом правила игры на налоговом поле государством постоянно меняются. У нас ежегодно десятками изменений вносят в Налоговый кодекс. Очень сложно оставаться законопослушным налогоплательщиком при таких условиях ведения бизнеса и при исчислении налогов как раз потому, что сложность исчисления требует высококвалифицированных кадров по налогообложению.
И очень большой проблемой и нагрузкой для бизнеса являются налоги и платежи с заработной платы. Сейчас семь видов обязательных платежей, связанных с заработной платой, а для бизнеса с вредными условиями труда даже 8. Вернее, налогов два - индивидуальный подоходный налог и социальный налог, и пять-шесть социальных платежей, которые идут в различные фонды, но для бизнеса разницы нет, как они именуются, в любом случае это обязательные платежи.
Общая налоговая нагрузка на налоги и платежи с заработной платы составляет почти 36-39%. Например, чтобы работник "на руки" получил 200 000 тенге, бизнес должен оплатить дополнительно 77 635 тенге, то есть почти 39% налогов и платежей.
Фактически сейчас у нас параллельно существует социальный налог и шесть видов социальных платежей! Ставки по которым еще и растут.
Когда-то давно, еще в 1990-х, у нас ликвидировали подобную систему социальных платежей, отменили платежи в фонды и вместо них ввели социальный налог, но потом тихой сапой, постепенно все социальные платежи вернули, но и социальный налог не отменили.
И сейчас, по сравнению с тем, что было в 1990-е, фактически бизнесмен платит значительно больше обязательных платежей с заработной платы работников. Поэтому из тени до сих пор не все вышли.
Если бы государство в рамках заявленного уменьшения налогов на 20% учло этот факт, отказалось от социального налога, это помогло бы сбалансировать налогообложение бизнеса, и тогда была бы реальная польза бизнесу. Но эта тема даже не обсуждается.
Кроме того, на фоне планируемого с 2025 года увеличения ставки НДС с 12% до 16%, сокращение какого-нибудь незначительного сбора в рамках государственной акции по уменьшению количества налогов и платежей в бюджет может быть только громкой вывеской, без реальной пользы для бизнеса. Но, как известно, президент выступил с критикой планируемого повышения НДС, поэтому появилась надежда, что повышения все-таки не будет.
- Тем не менее, доля малого и среднего бизнеса в казахстанском ВВП растет, уже превышает треть его.
- Рост малого и среднего бизнеса - это, конечно, замечательно для государства и радует. Однако в этих цифрах есть доля искусственности.
В связи с налоговой политикой, которая сложилась в последние несколько лет, быть крупным бизнесом не очень комфортно: признают какую-нибудь одну сделку недействительной и дочисляют КПН, НДС, пени и штрафы, возбуждают уголовные дела на руководителей. Хотя, по факту, в большинстве случаев сделки были. И даже если не дошло до уголовного звучания, бизнес может встать перед угрозой банкротства. И бизнесмены вынуждены, приноравливаясь к этой ситуации, структурировать свою деятельность, создавать несколько компаний, как бы "холдинги", которые уже статистически попадают в число малого-среднего бизнеса. Там, если подпадешь под налоговые санкции, масштаб все же не смертельный. Так что статистический рост этого сегмента экономики отчасти искусственен.
Плюс еще одна причина – ЕСПшники, то есть те, например, кто сдавал квартиры в аренду или оказывал какие-то мелкие услуги в формате "человек – человеку", типа репетиторство или услуги парикмахера, не регистрируясь как ИП, и платил при этом только единый социальный налог, были вынуждены регистрироваться как индивидуальные предприниматели. Отсюда тоже статистический рост малого бизнеса.
- Правительство анонсирует значительное сокращение плановых проверок бизнеса, напоминает, что в рамках налогового стимулирования с прошлого года внедрены режим розничного налога по ставке 4% с оборота и единый платеж по зарплате с общей нагрузкой 21,5% ...
- Давайте начнем с последнего тезиса. У нас для двух – только для двух! – режимов, а это упрощенка с прошлого года и розничный налог с 1 января 2024-го, ввели единый платеж с фонда заработной платы. Когда предприниматель платит одну сумму, и она уже потом раскидывается по разным платежам. Но проблема в том, что до сих пор этой льготой было невозможно воспользоваться: она была продекларирована, но программные системы банков и фондов не настроены, платежи предпринимателей возвращаются. Надежда на то, что системы доведут до ума, тогда это будет хорошим послаблением для тех, кто работает по упрощенке и по розничному налогу. Но, повторюсь, это только для них.
По поводу заявленного сокращения плановых проверок бизнеса. Они действительно сократятся. Это хорошая новость. Но есть и плохая новость. Плановые проверки сократятся по той причине, что будут внеплановые тематические проверки, в том числе как следствие камерального контроля. Я предполагаю, анализируя различные высказывания представителей налоговых органов и нормы Налогового кодекса, которые вступят в силу с 12 февраля 2024 года, что на этот год "запланировано" несколько тысяч внеплановых проверок. Повторюсь, что я не утверждаю, что это так и есть, это мои предположения.
- Запланированы внеплановые? Это как?
- С 12 февраля меняются нормы по камеральному контролю в Налоговом кодексе. Налоговые органы высылают предпринимателю уведомления камерального контроля о том, например, что по различным данным, у налогоплательщика имеются какие-либо нарушения по налоговой отчетности.
Предприниматель объясняет свою позицию в письменном пояснении в ответ на уведомление, и налоговые органы либо признают уведомление исполненным, либо выносят Решение о неисполнении с объяснением причин, почему именно они так считают. Так было раньше. Но теперь с 12 февраля налоговые органы могут не принять пояснения налогоплательщика и поставить статус в кабинете налогоплательщика "уведомление не исполнено" без объяснения причин, почему они так считают. И одновременно в Налоговый кодекс добавляется норма, обязывающая налоговые органы в таком случае провести внеплановую тематическую налоговую проверку. То есть плановые проверки просто становятся налоговикам не нужны. Будут точечные внеплановые проверки.
Более того, бизнес вообще поставили в этом вопросе в очень сложное положение, так как статус уведомление "не исполнено" продлевает срок исковой давности по нему до бесконечности, проверку за период уведомления могут начать проводить как в течение месяца, так и через десять лет. И бизнес будет в постоянном напряжении: например, документы даже за квартал каких-то древних лет нужно будет хранить вечно, пока не пройдет проверка, в том числе при ликвидации. Поэтому нужно отрабатывать каждое уведомление очень тщательно, чтобы признали его исполненным, либо сразу оспаривать в судах неисполнение уведомления, если не хочется ждать налоговую проверку.
Это, кстати, касается и физических лиц. Они ведь активно входят в фазу взаимодействия с налоговиками: раньше декларации сдавали в основном только те физические лица, кто имел доходы, недвижимость за рубежом или акции. А сейчас это поле расширяется, появляются новые формы отчетности по Всеобщему декларированию – 250-я, 270-я. И, если налоговый орган вышлет уведомление по камеральному контролю, что ему что-то в отчетности не нравится, пока физическое лицо не исправит это или не даст такое пояснение, которое налоговику понравится, налоговое поручение будет считаться неисполненным даже через десять лет.
Про внедрение режима розничного налога по ставке 4% в прошлом году. Это так, и для многих налогоплательщиков это отличное налоговое решение. Особенно для тех регионов Казахстана, где ставку маслихаты, пользуясь своим правом, снижают до 3% и даже 2%. Жаль, что под действия этого режима многие виды бизнеса не подпадают. И есть одна, даже две ложки дегтя. Во-первых, всем плательщикам розничного налога нужно вести бухгалтерский учет, а многие ИП, работающие ранее на упрощенном режиме, никак не могут поверить в эту информацию, и отсутствие учета может очень горько аукнуться в будущем. Ну и второе, это повышенная ставка розничного налога 8%, если реализацию товаров, работ, услуг бизнес осуществляет в адрес налогоплательщиков, применяющих общеустановленный налоговый режим. А это уже огромная налоговая нагрузка, для большинства бизнеса совершенно невыгодно применять розничный налог при таких условиях.
- А вот эту новость - КГД поручил своим департаментам приостановить подачу исков о признании сделок недействительными – как прокомментируете?
- Это отличная новость с "камнем за пазухой". Хочу напомнить, что вторым пунктом поручения было продолжать вести работу по выявлению таких сделок и проводить для их подтверждения налоговые проверки. То есть, вместо исков в суд, будут налоговые проверки, и в суд подавать будут уже не налоговые органы, а налогоплательщики, не согласные с доначислениями налогов по причине того, что налоговым органам показались сделки сомнительными.
Из плюсов этого решения: не будет массовых налоговых проверок, в частности по мелким суммам. Так как раньше, когда в суд подавали иски налоговые органы, они это делали даже по незначительным суммам, например, недавно я как представитель налогоплательщика выиграла суд, когда налоговые органы поставили под сомнение сделку буквально за три миллиона тенге. Из минусов для бизнеса: теперь предприниматели и налоговики в суде поменяются местами, истцами будут бизнесмены, а не налоговый комитет. А в суде есть пошлина, и она может оказаться достаточно серьезной, 1% от доначислений налога может оказаться неподъемной суммой для бизнеса. Кроме того, специалисты с квалификацией и практикой представлять в суде интересы бизнесменов по вопросам налогообложения имеют и соответствующие их знаниям и статусу гонорары, которые могут доходить до 10% от оспариваемой суммы. И, вероятно, пойти в суд в этой ситуации станет дорогим "удовольствием", которое не все потянут, окажется немало предпринимателей, кто предпочтет банкротиться. Но самое печальное, что возрастет количество уголовных дел, когда сумма доначисленных налогов у юридических лиц превысит 50 тысяч МРП.
Риски уголовного преследования, более чем реальные в последние пару лет, на фоне признания сделок недействительными, кстати, послужили важной причиной того, что бизнес стал опасаться быть крупным и предпочитает разделяться на более мелкие структуры. Вовсе не потому, что хочет уйти от налогов, а чтобы сохранить себя и свое имущество.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!