Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Тема любопытна, потому что традиционное отношение всех степных кочевников Центральной Азии к воде и её обитателям было настороженным. К тому же и в исламе рыба имеет весьма неопределённый статус спорной халяльности.
Однако современные казахи от рыбы не отказываются. В Мангыстау, к примеру, белуга считается вполне полноценной заменой баранине при приготовлении культового бешбармака. Как не отказываются они и от участия в рыбалке. Среди участников промышленного лова в РК они вообще-то преобладают.
Еда бедняков
Когда и почему казахи-кочевники, которые традиционно не очень любили воду, стали ихтиофагами и начали ловить рыбу для своего питания – вопрос весьма любопытный. Ведь в середине XX века, когда отрасль в республике процветала, именно рыбаки-казахи составляли уже подавляющее количество всех занятых промышленным ловом на Арале и Балхаше. И умением своим они ни в чём не уступали даже таким природным рыбарям, коими издревле считались славяне.
Но началось всё гораздо раньше. Рыбу ели давно, хотя в былые времена рыбоядение было уделом бедноты и считалось в Степи признаком вырождения и беды.
"Рыбой питаются немногие, её употребляют по большей части бедные, живущие при реках и озёрах…" писал в 1832 году Алексей ЛЁВШИН.
"Рыбу ели только в тех местах, где ловили, в основном в Приаралье. Из неё готовили такое же блюдо, как бесбармак, называя его карма. Рыбу отваривали, стараясь все кости убрать, потом в бульон бросали сочни или лапшу. Последнее подавали отдельно, как гарнир. Рыбу также ели в жареном виде, употребляли вяленую".
А это уже свидетельство советского времени (монография "Казахи" со ссылкой на материалы экспедиции АН КазССР в Кзыл-Ординскую обл).
С коня на лодку
Статус-кво поменялся, когда участились контакты казахов с русскими, а ещё более - после вхождения Казахстана в состав Российской Империи. Выяснилось, что рыболовство может приносить прибыль не меньшую, нежели овцеводство. Так что в XIX веке источники уже вовсю сообщают про "киргизское рыболовство" на всех крупных водоёмах края.
Следующие выдержки из авторитнейшего труда столетней давности - 18 тома географического справочника "Россия" /Киргизский край/.
"Кроме Зайсана рыбалка существует у всего прииртышского населения, как русского, так и киргизского".
"Зимующие на р. Чу и по берегам оз. Балхаш киргизы ловят в них как для себя, так и на продажу значительное число разной рыбы: сазана (до 2 тыс. пудов), сома (до 400 пудов), щуки (до 800 пудов) судака (до 800 п.), маринки (до 400 п.), жереха (до 800 п.)".
"В Атбасарском и Акмолинском у.у. рыбалкой занимаются преимущественно киргизы (в Ишиме, Нуре, Кургальджине, Чу и др.)".
"Общий улов рыбы в Акмолинской области можно оценить в среднем в 90 тыс. руб".
"Эмбенский рыбный промысел ведётся преимущественно астраханскими морскими ловцами при посредстве значительного количества киргиз, снабжаемых орудиями лова и законтрактовываемых сдавать им рыбу… Общее число киргиз, участвующих в лове (самостоятельно на бударах), определяется в 2000 человек".
Таким образом, к началу прошлого века вчерашние кочевники уже принимали активное участие в рыболовстве по всему краю. И ловили не только на продажу, но и для себя.
Ветры Каспия
Наибольшая вовлеченность в рыбные промыслы, разумеется, оказалась связанной с Каспием, который в те времена ещё казался неисчерпаемой рыбной бочкой. Казахи-адаевцы всё более активно рыбачили на всём северо-восточном побережье моря-озера - от Мангышлака до устья Эмбы. Свои юрты они обычно ставили близ озёр с самосадной солью, пользуясь которой солили и вялили свой улов.
Для промысла пользовались лодками двух типов – куласы и таймюли, купленными у туркменов, которые выжигали и выдалбливали их из стволов карагача и осины, привезённых аж из Персии. Позже, познакомившись с русскими рыбаками, казахи сами научились делать примитивные будары. Лов вёлся своеобразными снастями – этылыками (кармаками), сплетёнными из верблюжьей шерсти и снабжёнными многочисленными костяными крючками, на которые насаживалась приманка.
Заявить о том, что и тогда рыболовство начало почитаться занятием, достойным кочевника, однако вряд ли уместно.
"Киргизы-джатаки первоначально поступают рабочими к русским станицы Николавевской, … а затем, познакомившись со способами лова, работают самостоятельно".
Так определял характерный путь рыбаков-казахов есаул Давид ЛИВКИН, посетивший Мангышлак в 1897 году.
Рыболовная волость
В 1905 году, в годы, когда морское рыболовство в восточной части Каспия стало особенно интенсивным, на берегах Мангышлака появилась даже своеобразная Рыболовная волость, объединявшая рыбаков-индивидуалов Бузачинского побережья, залива Кендерли, островов Долгих, Тюбкараганского залива и т.д. В лучшие времена в ней числилось 722 семьи, проживавших исключительно рыболовством. 584 – были казахскими, а 138 – туркменскими. В 1915 году в их распоряжении числились 283 собственные лодки, причём 9 семей владело уже 3 – 4-мя бударами.
Каждый уважающий себя рыбак мечтал о том времени, когда он разбогатеет и сможет перейти из разряда наёмных рабочих в класс стоящих ступенью выше мелких собственников. И станет гордым обладателем собственной лодки и снастей. Среди воротил морского промысла стали появляться и местные имена, вроде рыбопромышленника Косбая КОСБАРМАКОВА или рыботорговца Худайбергена СЕНБАЕВА.
Кроме приписанных к Рыболовной волости, ловом на Мангышлаке занимались и те многочисленные казахи, которые продолжали работать на русских промышленников. Здесь масштабы и обороты были уже иными. Например, известному ЛБОВУ принадлежало 90 лодок, 4 тысячи сетей и 1200 белужьих аханов.
Однако превращение кочевников в рыбарей – ягода того же поля, что и приобщение к земледелию. Переход вынужденный и, как мечтали все принуждённые к такому переходу – временный. Рыболовством, как правило, начинали заниматься те, кто в силу обстоятельств больше не мог кочевать со скотом (в связи с его отсутствием). Чаще всего в рыбацкую лодку по-прежнему садились бедняки-джатаки.
Но номад всегда оставался номадом и до конца цеплялся за возможность сохранять реноме кочевника. Вырученные от продажи вяленной и солёной рыбы деньги рыбаки-казахи тратили на покупку верблюдов. Или напрямую меняли улов у своих пристрастившихся к рыбе сородичей на овец. Таким образом, редкий казахский рыбак не мечтал вновь стать скотоводом, и у некоторых это даже получалось. Хотя таких было меньшинство.
Мачты у мазара и огни на могилах
Однако, как говаривал классик, "процесс пошёл". И постепенно мы получили в восточном Прикаспии своеобразный культ моря, который зачинали туркмены, а после подхватили казахи.
Самый странный и неожиданный персонаж пантеона мангышлакских степняков – Султан Эпе – Нептун адаевцев. Неясно, кем он был в древности. Однако ныне, давно сменив религиозную ориентацию и превратившись в суфийского святого, будоражит воображение своей нарочитой непохожестью на всех остальных бесчисленных баба и ата Мангышлака. Достаточно увидеть туги, возвышающиеся над обложенной ракушечником могилой святого. Они - не что иное, как растресканные от времени деревянные мачты каких-то давно отплававших своё рыбацких шаланд.
К Султану Эпе, своему небесному патрону, приходили с наболевшим поколения местных рыбаков, мореходов и ... пиратов (прибрежный разбойный промысел издревле слыл в этих опасных водах таким же привычным и прибыльным делом, как и лов белуги). Дабы помолиться и заручиться его поддержкой и заступничеством перед каверзами коварных джинов и ужасных морских чудовищ, обильно населявших здешнее море. Попросить и взамен пообещать, подкрепив свой обет приведённым бараном или принесённой корабельной мачтой.
Любопытен и следующий факт. Известно, что мореходы и рыбаки, утонувшие в море, причислялись в этой части Каспия к "шахидам", "мученикам за веру". Их тела хоронили там, где море выбрасывало их на берег. Утверждали, что духи этих "шахидов" часто являлись на море капитанам и штурманам в критические минуты и выручали из беды. А на их могилах каждую пятницу, вечером, загорались яркие красные огоньки, служившие маяками для поколений каспийских мореходов…
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!