Авиакатастрофа Fokker-100 Bek Air: пытки вместо следствия?

6648 просмотров
0
Анна КАЛАШНИКОВА
Понедельник, 15 Сен 2025, 13:34

В Казахстане продолжается громкий судебный процесс

Вдова второго пилота требует возбудить дело против следователя МВД. Администрация Президента и Генпрокуратура уже получили заявление.

Напомним, 28 августа в Турксибском районном суде Алматы состоялись очередные слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100 авиакомпании Bek Air. На заседании были обнародованы видеозаписи допросов второго пилота Миржана Мулдакулова. Он выжил после трагедии, но умер спустя месяц — от легочной эмболии, возможно, так и не получив должного лечения.

Кадры вызвали протест со стороны адвокатов: прикованный к больничной койке пилот, измученный операциями и обезболивающими, отвечает на вопросы следователей. Защита потребовала прервать показ, назвав происходящее «жестоким и бесчеловечным». Даже сам просмотр, по их словам, противоречит судебной этике.

Еще в 2020 году редакция писала о многочасовых допросах второго пилота. В декабре 2019-го и январе 2020-го он перенес несколько сложных операций, принимал сильнейшие обезболивающие и находился на аппаратуре жизнеобеспечения. Тем не менее следователи МВД устроили ему три «беседы». И все это — без адвоката, несмотря на статус свидетеля с правом на защиту.

Медицинские документы, представленные в суде, указывают: в тот период Мулдакулов страдал от сильных болей, депрессии и посттравматического стресса. Врачи требовали прекратить допросы. Но их давление игнорировалось. Более того, на персонал 4-й горбольницы Алматы оказывалось давление и звучали угрозы уголовного преследования.

Адвокат Кендирбаев утверждает: действия следствия нарушали Конституцию РК и Уголовно-процессуальный кодекс, а также международные обязательства Казахстана — включая Конвенцию ООН против пыток и «Стамбульский протокол».

После демонстрации видеозаписей вдова второго пилота Зауреш Мулдакулова обратилась в Администрацию Президента и Генеральную прокуратуру (копии направлены и правозащитным организациям).

В заявлении она требует:

Возбудить дело по ст. 146 УК РК («Жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение, пытки») в отношении следователя транспортной полиции МВД А. Сейтжапарова. Истребовать и приобщить к делу все медицинские документы, экспертные заключения и видеозаписи допросов. Провести комиссионную судебно-медицинскую экспертизу, чтобы установить связь между допросами и смертью Миржана Мулдакулова.

Генпрокуратура уже перенаправила заявление в Главную транспортную прокуратуру и Авиационную региональную транспортную прокуратуру Алматы. Однако дело пока не зарегистрировано в ЕРДР.

Стоит отметить, что бывший прокурор и судья Сергей Державец, представляющий интересы пострадавших, ранее заявлял о серьезных нарушениях процессуальных норм. По его словам, следствие незаконно получало доступ к частной переписке и телефонным разговорам.

Катастрофа самолета Fokker-100 авиакомпании Bek Air произошла 27 декабря 2019 года. При взлете борт потерял управление, выкатился за пределы ВПП алматинского аэропорта и врезался в жилой дом. Погибли 12 человек, включая командира экипажа Марата Муратбаева.

Редакция будет следить за процессом и продолжит рассказывать о том, как расследуется эта трагедия.

Фото: официальный сайт Bek Air

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента