Иногда население страны за недолгий период сокращалось кратно
Продолжение. Начало здесь.
Вряд ли в мире есть еще одна история, столь же насыщенная драмами и трагедиями с колоссальными жертвами, как китайская. Через войны, природные бедствия, восстания прошли все государства, и везде эти события были трагичны, но с масштабами китайских ужасов не сравнится ни что. "Любовь к отеческим гробам" естественным образом заставляет рефлексировать, прежде всего, на своих потерях. Но, когда читаешь о потерях китайских – берет почти мистический ужас.
При некоторых из разливов реки Хуанхэ гибло по миллиону и больше человек. В одном из сражений с маньчжурами в XVIII веке было убито более 800 тысяч китайцев. Жертвы восстания тайпинов оцениваются в 20-30 миллионов за 24 года, то есть гибло больше миллиона человек ежегодно. Иногда население страны за недолгий период сокращалось кратно. Но! Внимание! Все равно китайцев всегда было очень и очень много. Временами их численность была сопоставима с совокупным количеством европейцев, чаще превышала его, хотя в древние и средние века для всех регионов мира правомочен вопрос, насколько реалистичны оценки населения.
По данным знаменитого итальянского демографа Массимо Ливи БАЧЧИ из его работы "Демографическая история Европы", общее население десяти европейских стран на 1650 год составляло 112 млн человек, а количество китайцев в 1661 году, по оценкам российского историка Сергея НЕФЕДОВА, было более 105 млн. Близкие цифры. Но китайцы жили в одном государстве, с одинаковыми налогами, коррупционной системой и прочими способами изъятий у низших слоев. В Европе же в каждой стране эти вещи различались, да еще и кто-то вел войны десятилетиями, а кто-то не воевал по нескольку веков. На мой журналистский взгляд, у европейцев условия для накапливания демографического потенциала все же были получше. Но куда как чаще в истории были периоды, когда китайцев было больше. Или – намного больше.
Почему китайцев всегда было так много? От некоторых ученых я слышал, что это благодаря уникальной плодородности лёссовых почв в историческом сердце Китая - междуречье Янцзы и Хуанхэ. Может быть, было так: в какой-то давний период, на протяжении довольно длительного времени на территории исторического центра нынешнего Китая не было больших войн, больших эпидемий и сильных неурожаев. За это время, благодаря упомянутым природным ресурсам, сформировывалось многочисленное население. Оно, конечно, жило в стесненных условиях. Да, даже если войн и больших эпидемий не было, но детская смертность до эпохи антибиотиков всегда забирала большую часть детей. Но – хоть треть или четверть детей-то вырастали! Создавали семьи, которым был нужен свой надел земли. А земли, даже очень плодородной, не становится больше. Потом вернулись "всадники Апокалипсиса" - войны, болезни, голод. Но китайцы уже научились – существовать будучи в огромном количестве. Как?
Очень болезненная для китайского сознания сегодня тема – была ли в древности широко распространенная практика убийства младенцев-девочек? Лет 15 назад об этом высказался публично один европейский (кажется – итальянский?) политик, так дипломатический скандал вышел вселенского масштаба. Но немало исторических источников упоминают о практике детоубийства. Впрочем, в "темные века" никак нельзя ее назвать сугубо китайским явлением. Другое дело, что, может быть, в обществах, всегда демографически сверхнапряженных, в давние времена она была более частой? Не знаю.
Другой инструмент для снижения рождаемости – кастрация мальчиков. В Китае с совсем давних времен и до всего-то конца XIX века эта практика была весьма распространена. Когда больше (бывало, в большущих масштабах, на сотни тысяч!), когда поменьше. Главный мотив: "Если важное чиновничье место займет кастрат, то меньше угроз коррупции и клановости, так как родственников-то нет!". Этот посыл никогда не работал: кастрат-чиновник "тянул" по карьерной лестнице не несуществующего брата, а такого же, как он, кастрата. И корпоративная спайка оказывалась прочнее кровной: бывало, что "кастрат-корпорации" правили империей! Это стало ясно еще в древние времена, но широкая традиция кастрации держалась до ХХ века. Почему? Может-таки, как подспорный "инструмент" снижения рождаемости?
Постепенно осваивались разные агротехнологии, позволяющие увеличивать урожайность, но это путь на долгие поколения. Приходилось очень много работать, терпеть и снова работать. Не "по-протестантски" - чтобы стать ощутимо богаче, а чтобы просто выжить. Внутренняя конкуренция была жесточайшая, плюс напасти в виде войн и стихийных бедствий. Так и закладывалась историческая формула китайского характера, ментальности: "работа-терпение, терпение-труд. Чтобы просто выжить". Наверное, только на такой "почве" и могло возникнуть конфуцианство, с его, с одной стороны, жесткой иерархичностью, с другой - этикой труда и справедливости, заботы старших о младших, послушанием младших старшим. Чтобы в условиях страшно конкурентного общества, каждой его страте предлагать как бы "природой определенное" место, гарантии и обязанности. Философская и социо-психологическая адаптация к перманентному кризису колоссального китайского многолюдья.
Изучая китайскую историю через борьбу династий и завоеваний, видишь повторяющиеся циклы: масштабная смута, огромные жертвы, успокоение, на его фоне рост населения, из-за этого нарастание социально-экономических проблем и опять смута. Но простым китайцам в любой период этого цикла, даже в спокойные времена, приходилось колоссально много работать. Жестокий, но, видимо, близкий к реалиям, образ: если китаец был готов пахать как вол, он не становился богатым, но имел столько риса, чтобы не умереть с голоду. Не готов – помирал. И так большинство нации жило веками.
Чтобы не быть голословным, приведу несколько фактов из интереснейшей статьи "О демографических циклах в истории Китая".
Во второй половине XIV века китайцы свергли основанную монголами династию Юань. Смута сильно сократила население. Но всего "через 10 лет раны войны были залечены, и в 1412-13 годах сбор налогов вышел на прежний уровень… Однако дальнейшего роста не отмечалось. В 1410-х годах появляются первые свидетельства о напряженном продовольственном положении; появляются императорские указы об экономии и о запрещении в страду всех второстепенных работ. Характерно, что император приказал сократить добычу золота и серебра – так как народу нужны не драгоценности, а пища. Горнопромышленники, отстаивавшие свой бизнес, получили ответ: "Тот, кто гонится за прибылью в расчете на успех – низкий человек. Главное для государства – это спокойствие народа, а не прибыль".
Долгие периоды мира всегда представляются огромным благом. Но не для Китая.
Опять цитата из той же статьи: "Нехватка продовольствия и рост цен были последствиями перенаселения. "В настоящее время империя долго пребывала в мире, и население быстро умножалось, - отмечал современник. – В результате плодородие земли оказалось недостаточным для того, чтобы обеспечить население продовольствием. Поэтому по всей империи… люди вынуждены бродяжничать и искать пищу". Крестьяне прилагали отчаянные усилия, чтобы выжить на крохотных участках земли".
В другом указе говорится о быстром росте населения: "Страна жила в мире в течение долгого времени, и население увеличивается день ото дня. Следовательно, поставка продовольствия постепенно становится недостаточной…". По оценке ЧЖОУ Юаньхэ, за первую половину XVIII века численность населения возросла со 100 до 180 млн человек…".
За примерно 50 лет – рост на 80 млн! В эпоху, когда не было прививок, антибиотиков… Да что там – про мыло большинство людей и не слышало. За что Всевышний благословил китайцев таким воспроизводством? Когда-то мой коллега Андрей МИХАЙЛОВ, большой знаток Китая, написал: "В последние века человечество развивалось двумя путями: первый - это китайский, второй – всех остальных. Почему? Не знаю. Но в поисках ответа на этот вопрос сложно не впасть в метафизику".
Продолжение следует.
Иллюстрации из книги "Земля и люди. Всеобщая география", Элизе Реклю, Санкт-Петербург, 1900.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!