Только в стране с государственной экономикой можно начинать проект, не думая о возвратности средств вообще
Состоялись общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду проекта модернизации ТЭЦ-2 г. Алматы. Сразу скажу, что вопросов по экологии нет и не может быть, поскольку очевидно, что если работать на газе – выбросы снижаются в десятки раз по воздуху и практически равны нулю по твёрдым отходам (золе).
Как жителю города можно было бы сказать "ура" и "наконец-то". Газ намного чище угля, хотя тоже не безгрешен: выбросы СО2 (безвредного для людей) и NO (оксиды азота, очень опасные) никто не отменял.
Хотя тема слушаний была экология, люди задавали вопросы по всем аспектам проекта – от технических решений до тарифов. И если по экологии спорить особо не о чем, то по остальному "есть вопросы".
Во-первых, сроки строительства предполагают ввод поэтапный - к 2025-2026 году. Понятно, что это не быстро. Но мне кажется, что и это нереальные сроки и вводят нас всех в заблуждение, как и 5 лет, потраченных на разговоры до сих пор. По тому состоянию, в каком проект был представлен, его не сделают к 2025 году. Там проектных работ ещё на два года, тендер на поставщиков и прочее.
Во-вторых, экономика проекта – это одна большая чёрная дыра. На вопрос, "каким будет тариф на тепло и электроэнергию" после реализации проекта, был дан ответ "пока нет многих данных и предположить, каким будет тариф, не представляется возможным". Такой ответ можно представить себе только в стране с государственной экономикой, где можно начинать проект, не думая о возвратности средств вообще. Окупаемость проекта - это фундамент любых расчётов. Без понимания тарифа и окупаемости невозможно оценить эффективность технических решений. "Результат против затрат" – эту формулу сравнения нельзя проигнорировать.
"Мерседес Спринтер", может, и лучше "Газели", но в конкретном проекте, может, и "Газель" лучше.
Такое впечатление, что в этом проекте не только стройка ляжет на госбюджет, но и его убыточность в эксплуатации придётся оплачивать с помощью бюджета, потому что жители города вряд ли согласятся взять на себя тариф, который вырастет в разы.
№1. Можно легко посчитать. На строительство газовой инфраструктуры (газопроводы от магистрали Туркменистан-Казахстан-Китай и вокруг города до объектов) нужно, как было объявлено на прошлой неделе, 95.7 млрд тенге. На модернизацию ТЭЦ-2 – 315 млрд тенге (вариант на турбинах "Сименс". Почему "Сименс", не знаю, но проектанты без тендера решили, что "Дженерал Электрик" и "Митсуи" будут дороже). Ну, "Сименс" так "Сименс". По грубой прикидке выходит 410 млрд тенге или без мелочи 1 000 000000 (миллиард) долларов. Если эту сумму разложить на 20 лет и взять скромные 5% годовых – выйдет около 80 млн долларов в год. Это деньги, капитальные вложения, не считая текущих расходов, которые надо возвращать банку, и они лягут грузом в тариф.
№2. Тут мы сталкиваемся с "двойственностью души" ТЭЦ, загадкой её имени – Тепло-Электро. Исторически в мире никто не думал строить "одну печку" на весь город – так получилось. Дело в том, что электростанция производит очень много тепла, которое просто выбрасывается в атмосферу. И когда строились станции или котельные для крупных предприятий, логично возникал вопрос, почему бы не направить часть этого тепла на обогрев рабочего посёлка неподалёку. Так и родились ТЭЦ в советском смысле слова. Сегодня в мире (за редким исключением небольших кусков городов в Скандинавии и Китае) центрального отопления не существует.
Ну, так вот, построили мы ТЭЦ, которое делает электроэнергию и как побочный продукт – тепло. А может, она делает тепло и как побочный продукт - электроэнергию? Котёл один, топливо сжигаем в одном месте, а потом крутятся турбины, генераторы, а остаток в виде тепла идёт на нужды города. А куда относить затраты, как говорят, экономисты.
И тут выясняется, что у этой проблемы есть очень разные лица и интересы. У электричества и тепла разные покупатели. Электроэнергия по большому счёту национальный продукт. Она не привязана к городу, её можно произвести здесь, отдать в сеть, и она окажется где угодно. Но тепло очень локально, за него платят местные потребители. И, в результате, разворачиваются "игры престолов" между акиматом и хозяином станции. Акимат говорит – "мне нужно дешёвое тепло для горожан, снижайте тарифы. А все "лишние" расходы относите на электроэнергию". Но хозяин станции не может цену на энергию формировать "как угодно" – её регулируют центральные власти. Как говорится, за чей счёт банкет?
№3. И это ещё далеко не весь перечень потенциальных "терпил". Весь этот банкет основан на сжигании газа, которого, как известно, в избытке нет, а есть всего 35 млрд кубов в год на всё и на всю страну. Его, по сути, было вообще чуть-чуть до недавнего времени на юге страны, пока Китай не построил магистральный газопровод от Туркменистана до Хоргоса. Мы договорились на долю в этой трубе. И у нас есть выбор – экспортировать газ в Китай по экспортной цене (сейчас около 140-160 долларов) или изымать из трубы и сжигать здесь. И вот большой вопрос, по какой цене будет газ для ТЭЦ-2. Если по экспортной, то тариф уйдёт в заоблачные выси.
Если же цена будет "приемлемой", то есть в районе 60 долларов или 30 000 тенге, все убытки лягут на поставщика газа – "КазТрансГаз", скорее всего, поскольку никто другой в убыток себе газ поставлять не будет. На них же, скорей всего, повесят содержание газопроводной сети с убыточными тарифами за транспортировку. А в результате пострадает вся страна и Китай может обидеться, поскольку газ до него не доходит.
№4. Авторы проекта напирали на эффективность парогазовых установок (ПГУ), их высокий КПД. Но это совершенно нерелевантно в данной ситуации. Городу нужно тепло, а электроэнергию можно производить где угодно, не обязательно в черте большого города. А с этими ПГУ парадокс в том, что основной продукт – это электроэнергия и очень мало остаточного тепла, которое можно использовать на город. Выхода два – или удвоить ТЭЦ-2 до гигаватта мощности ПГУ и тогда тепла хватило бы, но этому богатырю пришлось бы подвести в два раза больше газа и стоил бы он 1.5 млрд долларов.
КазНИПИЭнергопром опять разработал "уникальное решение, не имеющее аналогов в мире". (Тут я ёрничаю, меня эта фраза всегда подбивает задать вопрос – а может, потому и нет аналогов, что так не надо делать). Чтобы свести расходы к минимуму, они отказались от борьбы за высокий "КПД сжигания топлива", которым вроде вначале гордились, и сделали странный гибрид:
1 комплекс - это ПГУ (газовая турбина-котёл-паровая турбина) с высоким КПД. Более 70% тепла от газа используется. Результат: много электричества и мало тепла.
2 и 3 комплекс – 2 КоГТУ (газовая турбина-котёл водогрейный), тут, наверное, процентов 50 наберётся. Результат: где-то 50/50 между электроэнергией и теплом.
И под конец – водогрейная котельная и паровые котлы, которые вряд ли больше 30% дадут. Результат: 100% тепло.
Причина простая: от ПГУ тепла остаётся недостаточно, поэтому на втором шаге выкинули из схемы паровые турбины за ненужностью, а на третьем шаге вообще обошлись без всяких турбин.
Отсюда вопрос: а может, не надо вообще с турбинами путаться? Давайте районные котельные на газе по городу строить – меньше потери на передаче по старым трубам на десятки километров, эффективнее регулирование.
Подводя итог. Экономика проекта не подсчитана и, тем более, никто не думал, что такого рода вещи можно делать в партнёрстве с частным сектором как ГЧП или вообще отдав проект в бизнес. Все ждут, что откроется карман государства и выдаст денег всем и на всё. И тот же карман, возможно, потом опять понадобится, чтобы содержать это предприятие.
Проблема подобных подходов в том, что они ведут в тупик. Деньги у государства не бесконечные. На Алматы денег хватит. А на Талдыкорган, Тараз и другие города? А если хватит на ТЭЦы, хватит ли на сети, дороги, школы и прочее? Вопросы без ответов.
Однако всё-таки это хороший миллиард, который будет потрачен хотя бы на здоровье 2 миллионов человек, жителей города. Гораздо лучше, чем миллиард на достройку «воздушного трамвая» в столице.
Источник: страница Алмаса Чукина в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
Фото: Time.kz.