Что может стать реально сильной мотивацией для изучения казахского языка русскоязычными казахами
Наш прадед в совершенстве владел корейским языком. Был начитанным интеллигентом. Был предпринимателем. Крайне трудолюбив. Имел большое хозяйство, много детей. Таких называли кулаками.
Еще у него было три брата. Они все четверо были единой силой. Выделялись. За это и поплатились. НКВД забрал его и его братьев незадолго до массового переселения корейцев в Среднюю Азию в 1937 году. Они все четверо пропали без вести, оставив вдовами своих жен и многочисленное потомство. Пропали они без вести, равно как и вся остальная дальневосточная корейская интеллигенция.
Нет интеллигенции - нет продолжения нормальному развитию языка! Итогом к третьему поколению переселенцев, к коим причисляюсь я и мои ровесники, корейцы напрочь утратили свой язык! Наши дедушки и бабушки практически поголовно были неграмотными. Язык они знали, но передать уже не могли в первозданном виде, так как сами были детьми, когда его обрели в качестве родного языка на уровне лишь разговорного владения. Наши папы и мамы, второе, переходное по языку, поколение, уже не разговаривали практически на нем, но все понимали.
Современный же на тот момент местный диалект корейского языка упрощался под влиянием русского языка, становясь все более примитивным, перестал изобиловать тем множеством различных стилей вежливости и других разнообразных временных аспектов глагола и других частей речи, характерных для нормального неповрежденного корейского языка, который мы слышим на Корейском полуострове.
Языка уже как бы и нет в четвертом поколении. Это нормальное вроде бы явление в условиях пребывания в иной языковой среде. Нормальное, если бы не одно "но"!
Корейцы, к примеру, в США намного лучше владеют языком. Ведь в поисках лучшего туда переехали лучшие умы тогда еще бедной, еще не поднявшейся на ноги Южной Кореи. Интеллигенция, прекрасно владеющая языком, могла передать нормальный неущербный язык последующим своим поколениям. К тому же они язык поддерживали благодаря постоянной культурной подпитке с исторической родины.
Корейцам здесь в Казахстане уже не нужен корейский язык. Просто нет надобности. Заставить их учить язык может помимо прочих выгодных мотивационных факторов (работа в Корее или работа с корейцами) лишь осознание своей национальной идентификации. Только так я смог выучить язык своих дедов и отцов; язык, который мне по большому счету на самом деле не нужен; язык, который я преподаю как "один из".
Тему, понятное дело, хочу экстраполировать на проблему незнания казахского языка русскоязычными казахами. Ведь единственной реально сильной мотивацией для изучения языка будет именно ГЛУБОКОЕ осознание своей этнической принадлежности с последующим желанием не утратить язык в перспективе как нация. Потому что язык - это настоящий живой многоклеточный организм, клетками которого являемся мы, люди, говорящие на нем. Он жив нами, носителями языка!
Источник: страница Владислава Тена в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
Фото: qaz-media.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!